В Ногликах для школьников-нивхов из 4-х и 5-х классов провели первый урок по новому учебному пособию. Несмотря на то что в этом сахалинском поселке живет больше всего представителей малой народности, занятия в школах шли по учебнику, написанному для нивхов, живущих в Хабаровском крае. Несмотря на то что это один народ, у него есть два диалекта. Местами они кардинально отличаются друг от друга – так, что одни нивхи, так называемые амурские, порой не могут понять других – сахалинских – и наоборот.
«Касказиве!» - учитель родного языка Наталья Васильевна Санги приветствует учеников, которые по случаю открытого урока нарядились в национальную одежду. Это первый официальный урок по новому пособию для четвёртого класса– его даже еще не успели издать в виде учебника, пока это распечатки на принтере. Содержание в этом случае гораздо важнее формы: долгое время дети учились по книгам, которые на самом деле не отражают особенностей их диалекта. Конечно, это лучше, чем вообще не иметь учебника родного нивхского языка, но все же и связанных с ним проблем было немало, говорят преподаватели. В амурском диалекте некоторые слова звучат совсем по-другому, сахалинские нивхи их не поймут. А официальные учебники «Просвещения» написаны именно для «амурских».
Например, «мужчина» в амурском диалекте нивхского языка звучит как «утку». А у восточносахалинских, живущих в Ногликском районе, мужчина – «азмыть». Или икра – у одних «ӈаўк», у других «ӿығр». К тому же большое значение имеет каждый оттенок звука. Если в «обычном» русском языке 33 буквы, то в амурском диалекте нивхского – 44, а в сахалинском – вовсе 47. Дополнительные буквы отражают оттенки одних и тех же звуков; одной «к» в этом алфавите четыре разновидности – к, к’, ӄ и ӄ’.
Глаголы в восточносахалинском диалекте тверже, чем в амурском, где на конце часто можно встретить мягкий знак. Различия есть и в грамматике, причем серьезные, утверждают специалисты.
Марина Тэмина, доцент института развития образования Хабаровского края
Я приезжала в Ноглики несколько раз, мы работали с носителями восточносахалинского диалекта. Пособие содержит переводные тексты, тексты из произведений Владимира Санги, диалоги, различные занимательные задания, развивающие мышление и память. Кроме того, там есть теоретическая часть, правила языка. В диалектах отличаются произношение, лексический состав: некоторые слова отличаются в корне. Кроме того, грамматика: если в амурском диалекте, допустим, есть сложная система форм выражения отрицания, то в восточносахалинском, оказывается, только одна. Это для меня тоже оказалось открытием, потому что восточносахалинского диалекта я пока не знаю.
Марина Григорьевна – автор учебника амурского диалекта. Она участвовала в адаптации своего пособия, написанного в 2016 году, для сахалинских нивхов. Работать начали весной, группа переводчиков поделила главы и к концу осени труд завершили. Теперь надо пройти федеральную экспертизу, рецензирование и отправить учебник в печать.
Первый же букварь нивхского языка почти 40 лет назад составил Владимир Санги, живущий как раз на Сахалине. Потому в этой книге носители восточносахалинского диалекта видят знакомые слова.
В Ногликах хранятся первые издания этого букваря. Книга 1981 года выпуска, исполненная в известном всем советским школьникам стиле, рассказывала об Ильиче («Ньӈиф ми – Ленин выр̌к, // Ньӽоӻл ми – Ленин выр̌к»), передовиках («Пойтан Герасимович Чайка – Социализм Труд Герой»), а также изображала девочек и мальчиков – нивхов на фоне того же Ленина. Но одним букварем школьную программу, конечно, не покрыть. Решение этой проблемы затянулось на десятилетия.
«Мáхтушкин!» - в очередной раз Наталья Васильевна (она кстати, племянница Владимира Санги) с улыбкой кивает ребятам. Это означает одобрение – ученик делает всё правильно, надо продолжать в том же духе. В классе 9 четверо- и пятиклассников. Обучение в основном всё равно идёт на русском – нивхский язык для молодого поколения, впрочем, как и для их родителей, звучит как иностранный. Но педагог рада – дети хорошо запомнили слова, подсказывать им почти не надо. Кошка – к’ыск, декабрь – т’лолоӈ, холод – тивлаӈ.
По имеющимся данным, нивхов (другое название этой народности – гиляки) на Земле не больше 5 тысяч. Они в основном расселены на севере Хабаровского края и Сахалина. Перепись населения показала, что больше всего их в Ногликах: так, в 2002 году их в поселке было больше 600 человек. А в сёлах Некрасовка и Чир-Унвд их больше половины. Этому народу посвящена постоянная экспозиция в районном краеведческом музее. В Хабаровском крае больше всего нивхов – 400 – в Николаевске-на-Амуре.
По словам Натальи Санги, в 10-тысячных Ногликах сейчас изучают нивхский язык примерно 100 школьников с первого по девятый классы. Сейчас на острове его приходится преподавать как дополнительный предмет. Чтобы включить его в официальную программу, не хватает главного – учебников. Они должны быть официально выпущены для каждого этапа обучения – например, с 1 по 4 классы начальной школы. Именно такое пособие сейчас и готовится к изданию.
Проект под названием «Создание законченной линии учебно-методических комплектов для начальной школы по нивхскому языку» начали реализовывать в декабре 2017 года. Учебники адаптируют на деньги гранта от нефтегазодобывающей компании.
Елена Сверкунова, старший преподаватель института развития образования Сахалинской области
В Сахалинской области нивхский язык в обиходно-бытовом общении используется как на восточносахалинском, так и на амурском диалектах. Для того чтобы можно было преподавать его детям в школе, нам необходимы пособия на обоих диалектах. Чем хорош этот учебник: его открываешь - и перед учителем фактически сценарий урока, не нужно привлекать дополнительные материалы. Этнос жив до тех пор, пока жив последний носитель языка. И то, что делают учителя родного языка, заслуживает глубочайшего уважения. Равно как и позиция «Эксон Нефтегаз Лимитед», потому что это не просто разовое пожертвование – это системная работа по сохранению языков коренных малочисленных народов Севера.
Евгения Кайбара, старший аналитик по связям с общественностью компании «Эксон Нефтегаз Лимитед»
Проекты в поддержку коренных малочисленных народов Севера занимают особое место в благотворительной программе консорциума «Сахалин-1». Уже многие годы мы не просто сотрудничаем, а дружим с этими народами, стараемся помочь в решении каких-то проблем, насущных задач. Мы очень трепетно относимся к традициям, художественным ремёслам, к искусству коренных народов, понимая всю самобытность и уникальность их культуры. А культура, как все знают, находит свое отражение в языке. Конечно, точечными проектами проблему сохранения языка не решить, поэтому стараемся подходить к проблеме комплексно. У нас есть проекты, направленные на разные аспекты сохранения языков; написание учебников – один из них.
Возрождению интереса к родному языку, говорят активисты, помогла и всеобщая цифровизация. Благодаря ей в последних версиях той же Windows появилась поддержка нивхского алфавита. Еще лет 10 назад отдельной болью каждого, кто хотел использовать нивхский на компьютере, были нестандартные буквы. Их приходилось добавлять в систему вручную и далеко не всегда успешно. Проще, вспоминают учителя, было набирать пособия русским алфавитом, а потом вручную добавлять «нивхские» чёрточки и галочки.
Теперь для уроков родного языка можно делать всё так же легко, как для других занятий. Первое открытое занятие по новому, «восточносахалинскому» пособию в Ногликах прошло на пятёрку, и за это в награду его участники получили угощение – корзинку с таёжными ягодами и юколой.
В фотогалерее размещены эти и другие снимки в высоком качестве.
А по факту, зачем с ними возятся? Народы севера какие-то там, льготы, то сё. Ассимилировались бы давно и делу конец.