Когда игра становится дорогой в будущее
Фото: ВГК

Когда игра становится дорогой в будущее

Как Киберлига EMCO.TECH.SPORTS на Сахалине помогает подросткам расти и почему ВГК вкладывается в это всерьёз

Для кого-то компьютерные игры - способ отвлечься после школы. Для других - привычка, от которой взрослые советуют "отучаться". Но для участников Киберлиги EMCO.TECH.SPORTS на Сахалине киберспорт давно перестал быть просто развлечением. Здесь подростки учатся ответственности, командной работе и самодисциплине, получают первый опыт соревнований и понимают: увлечение может приносить не только эмоции, но и результаты. Проект, который поддерживает Восточная горнорудная компания (ВГК), за несколько сезонов превратился в заметную молодёжную историю региона.

Киберлига как школа взросления

Ярославу Врабию 17 лет. Он живёт в Шахтёрске и учится в Сахалинском горном техникуме. В киберспорт, как и большинство подростков, он пришёл через онлайн-матчи: сначала играл "для себя", потом получил приглашение влиться в команду, начал смотреть турниры и разбирать игру профи.

- Играл в CS GO. Тогда уже чему-то учился потихоньку. Тяжело было, но, мне кажется, все с чего-то начинают, - вспоминает Ярослав. - Первой моей командой стала команда Octo Gaming под руководством моего старшего брата, нынешнего руководителя Киберлиги EMCO.TECH.SPORTS. От него поступило предложение: "У меня есть команда, скоро турнир, не хочешь ли ты с нами тренироваться? Может быть, чему-то новому научишься, какой-то опыт получишь и это станет полезным". Я сразу согласился, мне это интересно.

Поворотным моментом для молодого сахалинца стала Киберлига EMCO.TECH.SPORTS. Первые же матчи дали ощущение "другого уровня": когда есть расписание, судьи, регламент, соперники из сильных команд из других городов, а за игрой наблюдают зрители. Уже невозможно относиться к процессу так же легкомысленно, как к обычным вечерним матчам.

Киберспорт часто ругают за "нервы" - и Ярослав не спорит, что эмоции бывают. Но он описывает, как Лига учит держать фокус.

- Во время первого матча не было эмоций. Я хоть и очень склонен к эмоциям, могу где-то подгореть, на что-то разозлиться, но именно в момент самой игры я понимал, что фокус на ней должен быть. Когда играешь соло, да, ты можешь что-то высказать. А уже в командной игре это всё должно убираться", - отметил молодой человек.

В прошлом году состав Octo Gaming резко изменился: часть ребят ушла. Ярослав перечисляет это как факт, без драматизации, но по сути - это была проверка на устойчивость.

- В прошлом сезоне три игрока решили покинуть Octo Gaming - ушли в Tengoku. Ещё один игрок из основного состава ушёл в Mirai. Остался последний игрок - и я. Тогда Максим принял решение, что я буду играть в основном составе, - рассказал юноша.

Поиск игроков на замену выпавшим, усердные тренировки, тактика дали свой результат. Octo Gaming по итогам лиги разделила первое место с Tengoku. И для Ярослава это уже стало ощущением, что усилия имеют вес.

- В итоге на последнем турнире мы показали очень хороший результат: в турнирной таблице мы заняли первое место, которое делили с Tengoku. Для нас это был очень хороший показатель, - отметил он.

Киберлига развивает не только игровые навыки, но и "мягкие" - общение, стрессоустойчивость, лидерство. Участники с юного возраста учатся распределять роли в команде, держать удар после поражения, не "выгорать" и не ломаться, когда что-то идёт не по плану. Это помогло на последнем турнире, когда команда столкнулась с очень сильным противником.

- Все началось с матча против команды RFLOT, где играли парни, которым, наверное, 20+ лет. Этот матч оказался тяжёлым. Очень тяжёлым.

Мы были в шаге того, чтобы вылететь на первой же стадии плей-офф. Но тогда мы собрались и на последней карте камбэкнули счёт. И победили, - отметил киберспортсмен.

Ярослав признаётся: турниры дают ощущение роста. После каждого выступления вся команда обсуждает, анализирует свои ошибки: где-то не сказал вовремя важную информацию, где-то не сдержал эмоции, где-то "поплыл" под давлением. Снаружи киберспорт часто выглядит как развлечение. Но внутри - это командный спорт со своими законами, ролями.

- Мы тренировали коммуникацию. За неё старался отвечать я - тренировал в себе и пытался воспитать это в ребятах. А за стратегии отвечал капитан, - отметил молодой игрок.

C каждым турниром уровень командной игры, стратегического мышления и ответственности участников растёт. Это логично - EMCO.TECH.SPORTS изначально задумывала турнир не как разовое мероприятие, а как регулярную Лигу, где рост - это результат системной работы.

От школьной идеи к региональному проекту

Организатором и идейным вдохновителем Киберлиги является образовательный проект ВГК - детский технопарк EMCO.TECH в Шахтёрске. Это пространство, где подростки развиваются в разных направлениях от технических и цифровых навыков до творческих проектов. Для многих технопарк становится некой точкой трансформации: здесь можно не только найти команду и встретить единомышленников, но и понять, что твоё увлечение - не "странность", а ресурс и преимущество.

Интересно, что Киберлига от EMCO.TECH.SPORTS начиналась не "по указанию сверху", а с запроса самих ребят. Осенью 2022 года команда из Шахтёрска взяла призовое место на соревнованиях и во время прямой линии предложила идею: создать лигу, где можно играть регулярно, расти в системе и чувствовать поддержку.

Компания инициативу поддержала. Так турниры Лиги стали частью большой социальной политики ВГК, наряду с образовательными, экологическими и культурными проектами.

Уже в 2023 году прошёл первый турнир, и стало ясно, что в регионе есть большой интерес к киберспорту: готовы участвовать школьники, студенты, молодёжь из районов. Лига нашла большой отклик: с новыми сезонами уровень организации вырос, аудитория расширилась, появились более профессиональные стандарты турниров и трансляций.

Сегодня лига объединяет сотни игроков со всего Сахалина - от Корсакова до Охи. За два года число команд выросло более чем вдвое, призовые фонды - с 20 тысяч до 450 тысяч рублей, а финалы проходят на крупных площадках с профессиональными трансляциями.

- Сезон-2025 стал для нас прорывным. Мы значительно выросли по всем метрикам: количество уникальных участников перевалило за 500, было сформировано более 80 команд. Онлайн-трансляции наших матчей суммарно собрали свыше 20 000 просмотров. География также расширилась - к нам активно подключались игроки из разных районов Сахалинской области, - отметил организатор Максим Врабий.

Выбор дисциплин в лиге - это прагматичный подход. Dota 2 часто называют "шахматами XXI века": там важно просчитывать последствия решений, читать соперника, управлять ресурсами и реагировать на перемены за секунды. Counter Strike 2 - про точность, дисциплину и роли, где ошибка может стоить раунда. Valorant добавляет к классическому шутеру тактический слой благодаря агентам и способностям - и требует от игроков не только реакции, но и сценарного мышления.

Одна из сильных сторон Киберлиги - доступность. Чтобы дать возможность всем желающим молодым игрокам поучаствовать в турнирах, отборы и часть матчей проходят онлайн: команды подключаются из разных населённых пунктов, а очные финалы становятся отдельным событием.

С сезонами выросли и ставки - в прямом смысле. Призовой фонд увеличивался, а к пятому сезону достиг 450 тысяч рублей. Для участников это важный сигнал: их усилия воспринимают всерьёз. Это не "деньги за игру", а признание труда и дисциплины - тех самых качеств, которые подростки нарабатывают неделями тренировок.

- Развитие киберспорта сегодня - это не про "игры ради игр". Для нас в технопарке EMCO.TECH это, в первую очередь, инструмент формирования у подростков важных жизненных и профессиональных навыков. Киберспорт учит дисциплине, ответственности за результат, умению анализировать ошибки и делать выводы. Ребята быстро понимают, что одного таланта недостаточно - нужны тренировки, командное взаимодействие, самоорганизация и эмоциональный контроль. Это те качества, которые напрямую востребованы и в учёбе, и в будущей профессии, независимо от выбранной сферы.

Через проекты вроде Киберлиги EMCO.TECH.SPORTS мы видим, как у ребят появляется мотивация развиваться дальше - в IT, цифровых технологиях, инженерных и креативных направлениях. Киберспорт становится точкой входа в более широкий мир технологий, где важны мышление, скорость принятия решений и умение работать в условиях стресса.

Для региона такие инициативы особенно значимы. Они дают молодёжи возможность реализовываться здесь, на Сахалине, находить единомышленников, строить планы и видеть перспективу. А для нас, как для технопарка, это вклад в будущее - в формирование сильного, осознанного и мотивированного поколения, - отметила директор технопарка EMCO.TECH Виктория Сурикова.

"Не стоит никогда в себе сомневаться"

Ярослав отлично понимает: профессиональная игра - это конкуренция и огромный труд. Но он подчёркивает, что получил ценнейший опыт. Он рекомендует всем тем, кто хотел бы попробовать карьеру киберспортсмена, пересилить страх и сделать первый шаг.

- Не стоит никогда в себе сомневаться. Даже величайшие игроки всех времен с чего-то начинали, - сказал молодой игрок.

Участие в турнирах крайне важно, уверен Ярослав.

- Кто-то сидел дома, играл, смеялся, общался с ребятами. Они даже не думали, что когда-нибудь смогут сидеть на сцене и играть в финале какого-нибудь мажора… Но у них было желание. Если вам нравится эта игра - то почему бы и нет. Всё решает ваше стремление, - подчеркнул он.

сегодня, в 18:06 +2
Новости Сахалина и Курил в MAX - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам в Telegram:
@astv_predl_bot
Другие статьи по темам

Главные сахалинские новости за день от astv.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день

Комментарии
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Беременным сахалинкам покажут, как облегчить роды с помощью аквааэробики
Беременным сахалинкам покажут, как облегчить роды с помощью аквааэробики
S7 Airlines открывает продажу субсидированных авиабилетов на 2026 год
S7 Airlines открывает продажу субсидированных авиабилетов на 2026 год