Вронский. Навстречу юбилею Л.Н.Толстого
В 2028 году весь мир отметит 200-летие великого русского писателя Л.Н. Толстого. Крупные юбилейные мероприятия в России пройдут в регионах, связанных с жизнью и творчеством Льва Николаевича. Предполагается вложение немалых средств в ремонт и обновление Государственного мемориального и природного заповедника «Музей-усадьба «Ясная Поляна» в Тульской области, Государственного музея имени Льва Николаевича Толстого в Москве (и филиалах). Полным ходом идет подготовка уникального издания сочинений Л.Н. Толстого в 100 томах… Это всё официоз…необходимый, конечно. Но мне, как рядовому сахалинцу, хотелось бы, в преддверии действительно замечательного события, рассказать землякам о своих встречах с Толстым в рамках краеведческих поисков и о той гордости , что я гражданин страны подарившей миру космос русского писателя (космос здесь не случайно, надеюсь, я напишу и об этом в одном из блогов).

Портрет Л.Н.Толстого кисти И.Н. Крамского, написанный в период работы над романом "Анна Каренина" 1873-1877
Граф Лев Николаевич Толстой родился 26 августа старого стиля (9 сентября нового стиля) 1828 года в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии. Умер он в возрасте 78 лет на станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги 7 ноября старого стиля (20 ноября нового стиля) 1910 года. Похоронен он был, как и завещал, на краю яснополянского оврага Старый Заказ, — там, где, как говорил его брат Николенька, зарыл волшебную зеленую палочку, на которой записал тайну человеческого счастья.
Толстой, я думаю, у каждого свой… Министр культуры России Ольга Любимова при подготовке предстоящих торжеств подчеркнула: «Лев Толстой – одна из главных фигур отечественной и мировой литературы, празднование его юбилея, несомненно, станет одним из ключевых культурных событий 2028 года»
Давайте начнем с верхов, пожалуй… Мы на Сахалине «повязаны» явлением Чехов А.П. (и наверное, где-то правы- Г.С.). Пушкин А.С. «наше всё» (и с этим тоже не поспоришь – Г.С.), а какое место в наших душах занимает Лев Николаевич? Я то, убежден, что явления несравнимые, однако, мне ближе точка зрения 11-кратного номинанта на Нобелевскую премию по литературе, русского и американского писателя, поэта, переводчика, литературоведа, энтомолога Влади?мира Влади?мировича Набо?кова (10 [22] апреля 1899], Санкт-Петербург, Российская империя — 2 июля 1977, Монтрё, Во, Швейцария)

Ученик Владимира Набокова Альфред Аппель вспоминал об одной из лекций наставника: «...Внезапно Набоков прервал лекцию, прошел, не говоря ни слова, по эстраде к правой стене и выключил три лампы под потолком. Затем он спустился по ступенькам — их было пять или шесть — в зал, тяжело прошествовал по всему проходу между рядами, провожаемый изумленным поворотом двух сотен голов, и молча опустил шторы на трех или четырех больших окнах... Зал погрузился во тьму. ...Набоков возвратился к эстраде, поднялся по ступенькам и подошел к выключателям. „На небосводе русской литературы, — объявил он, — это Пушкин!“ Вспыхнула лампа в дальнем левом углу нашего планетария. „Это Гоголь!“ Вспыхнула лампа посередине зала. „Это Чехов!“ Вспыхнула лампа справа. Тогда Набоков снова спустился с эстрады, направился к центральному окну и отцепил штору, которая с громким стуком взлетела вверх: „Бам!“ Как по волшебству в аудиторию ворвался широкий плотный луч ослепительного солнечного света. „А это Толстой!“ — прогремел Набоков».
https://www.philol.msu.ru/faculty/jubilee-celebrations/tolstomu-180-let/
Мне также очень симпатично, что граф ВСЮ жизнь боролся со своими недостатками, работал над самоусовершенствованием, был всегда критичен к своим мыслям и свершениям… Но оставим это биографам… Итак, в путь…
В 2019 году я совершил планируемую давно экспедицию на Балканы. Задачи себе ставил: поиски следов знаковых для Сахалина персон – Бошняка Н.К. (3 [15] сентября 1830 — 15 [27] декабря 1899) (род Бошняков известен в Боснии, каждый второй Бошняк ), Депрерадовича Ф.М.(1838-1884)Начальника Сахалинского отряда, основателя ряда сахалинских поселений, героя Сербского восстания и русско-турецкой войны 1877-1878, Валуева А.М. (1 февраля 1861, Санкт-Петербург — 1935, Югославия) Первого губернатора Сахалинской области 1909 г.
Как поется в песне поэта Юрия Ряшенцева и композитора Максима Дунаевского из фильма «Д’Артаньян и три мушкетера» - «Но, слава Богу, есть друзья»… Базой моей экспедиции была дружеская Сербия. Принимал меня замечательный человек знаменитый сербский писатель, сценарист, продюсер, деятель культуры и один из самых известных сербов, занимающихся развитием культурных связей между Сербией и Россией Йован Маркович.

Несмотря на солидный возраст (уже тогда в 2019 Йовану было за 80-Г.С.) Маркович был активным седым «юношей», широким кругозором и юмором , который меня восхищал (Сколько баек выслушал о его друзьях Гойко Митиче и Э. Кустурице). Он сам был за рулем «мерседеса» и любезно предложил быть моим гидом на несколько дней (отложив более важные , на мой взгляд, дела). Я, конечно, долго не отнекивался и «рвался в бой»… Однако, пришлось столкнуться с местным менталитетом… Это явление называется «полако»… Прямой перевод типа «не торопись», «успеется» не отвечает всей сути этого термина. Это и «не суетись», «лучшие люди подключены к поиску решений твоих проблем», « сделай уважение хозяевам, раздели с ними угощение» и пр. пр.
Кто ж устоит перед сербской кухней и домашними винами? (к слову сербы начинают день с ракии, есть даже такая маленькая бутылочка размером с рюмочку (как (ось)мушка в России). При «проявлении взаимного уважения» мы с Йованом обменялись своими книгами. Я «Записками сахалинского краеведа», а вот Маркович меня удивил своей книгой « Вронский». Иллюзий быть не могло, речь шла о герое романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина» На обложке красовался наш роскошный актер Василий Лановой в роли Вронского. И это было продолжение романа в представлении серба…

Известный полковник русской армии Николай Николаевич Раевский (1839—1876) послужил Льву Толстому прототипом его героя Алексея Вронского в романе «Анна Каренина» В 1876 году Сербия вела войну с Турцией. Добавлю не равную. Из многих стран в Сербию приезжали добровольцы, но больше всего их было из России. Среди них Николай Николаевич Раевский, потомственный дворянин, внук генерала Николая Раевского, героя наполеоновских войн. Полковник приезжает в Сербию рядовым волонтером на стороне сербов. Народное предание гласит, что за несколько мгновений до своей смерти на поле боя, он завещал: «Если погибну, оставьте мое сердце в Сербии, а тело перевезите в Россию». Собственно по факту так и произошло…

Но позвольте, а как же мои сахалинские планы поиска, скажете Вы? А пазл сложился самым неожиданным образом…. В начале 1876 года успешный и обласканный властью начальник Сахалинского отряда подполковник Депрерадович Федор Михайлович, за труды свои на острове награжденный орденом Св. Владимира 4 ст.(о деятельности Депрерадовича на Сахалине читайте у меня в «Записках сахалинского краеведа»), вдруг, оставляет службу и отправляется рядовым волонтером в Сербию на помощь восставшим. Надо ли писать, что силы были не равны? Об этом и предположительной судьбе Вронского и товарищей рассуждает Йован Маркович в своей книге. Текст «Вронского» содержит всё лучшее в современной драме: отточенные диалоги, ярко выписанные характеры, точное знание исторических событий, драматургию, которая на всем протяжении действия не оставляет читателя равнодушным. При этом язык краток и рационален, не содержит никаких украшений.

Йован проводит экскурсию на месте гибели Вронского для меня
Рассчитывать на победу добровольцам особо не приходилось, поскольку первоначальный план по прорыву сербской армии в Болгарию генералу Черняеву (командиру русских) осуществить не удалось, и турки начали «тупо» давить массой. 29 октября 1876 года под Джунисом турецкая армия нанесла решительное поражение сербам. На вопрос генерала Черняева о подробностях сражения командир русско-болгарской бригады полковник Меженинов ответил коротко: Все сербы отступили, все русские убиты.
Соратник Депрерадовича полковник Николай Раевский погиб в этой неравной схватке.

Вот собственно портрет Николая Раевского, которого в Сербии зовут граф Вронский
Мы с Йованом выехали на места тех боев… По дороге Маркович мне рассказал, что книга это сценарий не отснятого фильма, который он обязательно поставит. Любой серб знает, где покоится русский герой Вронский и приведет к могиле Раевского в Горногм Адровце. Были и мы, на месте гибели героя, поклонились…помянули. Вокруг нет ни одного поселка, открытое поле… Но, возвышается над могилой красивый храм Св. Троицы Живоначальной. Церковь была построена в 1903 году на деньги младшего брата Михаила Николаевича Раевского и его жены Марии.

Могила (одна из, если помните завещание героя...) По дате судя Вронский мог умирать на руках сахалинского героя...
В воротах церкви установлен небольшой памятник, высеченный на камне. Также в церковном дворе находится фонтан и памятник из черного мрамора в портике церкви, посвященный русским добровольцам, участникам сербско-турецкой войны 1876 года, установлен Ассоциацией добровольцев Донбасса. Так через века живет память о русских воинах-добровольцах. Их символом стал Вронский

Справка: С 2014 года в сражающемся Донбассе в одном строю с русскими сражаются сербы отряда Йована Шевича. Отряд был назван по имени командира сербского гусарского полка Йована (Ивана) Шевича, который в 1751 году принял русское подданство и стал основателем автономной области Славяносербия, располагавшейся на части территории современных ДНР и ЛНР. Вторым отрядом переселившихся в том же году в Россию сербов командовал подполковник Райко Прерадович (прадед нашего сахалинского героя Депрерадовича Ф.М.

Кстати, не все русские воины погибли в том бою 29 октября 1876 года… Федору Михайловичу с несколькими воинами удалось прорваться в Болгарию. Спасло тогда Сербию от разгрома вмешательство нашей же России: в ноябре 1876 года. Россия предъявила Турции ультиматум, а в 1877 году началась победная для нас русско-турецкая война. И бывший начальник Сахалинского отряда Депрерадович Ф.М. становится командиром Первого болгарского ополчения, героем Шипки и Ст. Загоры, кавалером Св. Владимира (уже 3 ст- Г.С.)и обладателем золотого Георгиевского оружия… Впрочем, это уже другая история…
Но в судьбе наших братских народов образ Вронского описанный Львом Николаевичем Толстым навсегда останется символом бесстрашия, отваги и благородства.
P.s. Может быть интересно. Льву Николаевичу очень хорошо была известна фамилия Депрерадович. В главном своем шедевре "Война и мир" Толстой описывает сражение, в котором получает смертельную рану Андрей Болконский. В первых версиях романа он умирал. Но очень уж нужен был Толстому этот персонаж, не мог он его убить в начале книги! И в более поздних версиях романа Болконский выздоравливает. Так вот, Болконский служил в кавалергардском полку (цвет российской знати), которым командовал 20 лет генерал Депрерадович Н.И. (1767 -1843) дед нашего сахалинского героя. Как и в той атаке под Аустерлицем...В отличие от шефа полка генерала Уварова, он был боевым офицером, посвятившим свою жизнь службе, а не интригам и придворным играм.