Самое выдающееся произведение последнего времени

Самое выдающееся произведение последнего времени

      Еще до первой встречи с В.Г. Короленко А.П. Чехов обратил внимание на автора рассказа «Соколинец». Он писал, что этот рассказ «самое выдающееся произведение последнего времени». Видимо, А.П. Чехову была весьма близка основная мысль этого произведения. Позже в рассказе В.Г. Короленко «Парадокс» (1894) прозвучали ставшие широко известными слова: «Человек создан для счастья, как птица для полета…» Рассказ «Соколинец» явился одним из наиболее ярких  проявлений нового этапа развития писателя. В.Г. Короленко впервые решительно переходил здесь к исследованию явлений, которые сам до этого считал «чисто бессмысленными» и «стихийными». Это было исследование человеческого духа, человеческой психологии, в глубинах которой он и стремился теперь найти подтверждение и обоснование своей веры в человека, в русский народ и в его будущее. Прежде всего, в силу этих особенностей «Соколинец» и оказался близок А.П. Чехову.

   Убывая в поездку на каторжный остров А.П.Чехов черпал знания о жизни сидельцев тюрем из произведений Владимира Галактионовича Короленко. С его легкой руки, после публикации рассказа «Соколинец» в 1885 году, Сахалин в России стали называть Соколиным островом.

     «Обогнув высокий мыс, пароход вошел в залив. Арестанты толпились у люков и  с тревожным  любопытством смотрели на горные высокие берега  острова, все выраставшие среди сумрака приближавшегося вечера.

     Темною ночью подошел пароход  к порту. Очертания  берега надвинулись  и встали  черною  громадой.  Пароход  остановился, команда выстроилась;  стали выводить арестантов.

     На берегу в темноте виднелись кое-где огни; море плескалось в берег, на небе висели  тучи, а на  сердце у  всех  такая же темная, такая  же  мрачная нависла тоска.

     -- Порт  это, --  тихо говорил  Буран, --  Дуя  (Порт Д у э на западном берегу Сахалина) называемый. Тут на первое время в казармах жить придется.

     После проверки в  присутствии  местного  начальства  вывели  партию  на берег. Проведя несколько месяцев на море, арестанты  впервые чувствовали под ногами твердую  почву. Пароход,  на  котором  они прожили  столько  времени, покачивался в темноте и вздыхал среди ночи клубами белого пара. 

    Впереди задвигались огни. Послышались голоса:

     -- Партия, что ли?

     -- Партия.

     -- Ступай сюда, в седьмую казарму!

     Арестанты двинулись  на  огонь.  Шли вразброд,  в  беспорядке,  и  всех поражало то обстоятельство, что сбоку никто не толкает их прикладами.

     -- Братцы, -- послышались удивленные голоса, -- никак караулу-то с нами

нету?

     -- Молчи! -- угрюмо проворчал в ответ на это Буран. -- Зачем тебе здесь

караул?  Небось, и без караулу не убежишь. Остров этот большой,  да дикой. В любом месте с голоду поколеешь. А кругом острова море. Не слышишь, что ли?»

Рейд Александровска с визитной карточкой Три брата

     В рассказе Короленко это беглые сахалинские каторжники. В центре повествования - один из таких беглецов, теперь оседлый житель, у него свое хозяйство, живет он "честно и благородно", имеет хорошего конька, корову, бычка по третьему году, пашет землю, пользуется уважением соседей и понимает, что "это гораздо лучше, нежели воровать или наипаче еще разбойничать". Все это так, но когда судьба сводит его ночью в глухой якутской стороне с молодым политическим ссыльным, в котором без труда узнаются черты автора, то бывший бродяга рассказывает не о нынешнем своем благополучии, которым, впрочем, гордится, а о своем побеге с Соколиного острова, как называют Сахалин арестанты. Рассказ Василия (так зовут бродягу) - это целая эпопея отчаянной бродяжьей борьбы за волю, а "соколинец" - он сам. Недаром это прозвище вызывает в сознании образ сокола: сокол - птица смелая, вольная и - хищная. И у героев рассказа Короленко ярко проявляются свободолюбие, удаль, молодечество и - одновременно - жестокость. В ту самую ночь, когда пароход с арестантами плыл по Японскому морю на Сахалин, "серое кандальное общество казнило своих отступников", и в этом страшном деле, возможно, принимал участие и сам Василий».

Останки старой пристани п.Дуэ

      В наши дни события рассказа подтверждаются материалами метрических книг православной церкви (обстоятельства побега каторжан из Дуэ через  Погиби  и гибели солдат). Что делает высокохудожественный рассказ В.Г.Короленко практически краеведческим описанием…

  В рассказе “Соколинец” повествуется о встрече рассказчика с беглецом. Рассказчик — политический ссыльный. Через все повествование в рассказе проходят символические образы: туман, холод, густая тьма, мрак… Но несмотря на неприглядность окружающей действительности, где-то все еще теплится огонек надежды, который, однако, может в любой момент погаснуть под напором наступающей тоски и безысходности.

   В подобной обстановке происходит встреча рассказчика с бродягой. Он рассказывает о побеге, опасном пути с Соколиного острова, о всех трудностях, которые ему пришлось пережить. В характере этого человека рассказчик видит проявление вольного духа, присущего только русскому народу.

Писатель показывает, как в результате этой встречи изменяется настроение рассказчика. История бродяги запечатлелась ощущением воли, явилась источником возрождения надежды, жажды жизни. На примере бродяги мы видим, что если человек несет в себе надежду, значит, у него есть стремление к счастью, значит, есть вера в осуществление мечты.

       

Воеводская падь

После первых встреч В.Короленко и А. Чехова, довольно частных вначале, они виделись все реже и реже. С годами менялись и писатели, и их взаимоотношения, но до конца жизни А.П. Чехов неизменно уважительно говорил и писал о своем старшем товарище. Он очень высоко ценил и литературный талант В.Г. Короленко, и его определенную жизненную позицию. «В то время, когда серьезного В. Короленко едва знают редакторы, мою дребедень читает весь Питер», писал он М.В. Кисилевой.

А.П. Чехов остается верен своей высокой оценке творчества В.Г. Короленко. В письме Л.А. Авловой 9 марта 1899 года пишет:  «В.Г. Короленко – чудесный писатель. Его любят и недаром. Кроме всего прочего, в нем есть трезвость и чистота». В день пятидесятилетия  В.Г. Короленко 15 июля 1903 года А.П. Чехов направил юбиляру телеграмму, в которой было сказано: «Дорогой, любимый товарищ, превосходный человек, сегодня с особенным чувством вспоминаю Вас. Я обязан Вам многим. Большое спасибо. Чехов».  Это признание тем важнее, что для А.П. Чехова, весьма сдержанного в выражении своих чувств, оно совершенно необычно.

Сегодня трудно представить события позапрошлого века
Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: Григорий Смекалов, 25 июля 2015, в 10:47 +14
Комментарии
Написано 27 июля 2015, в 15:18
Как проникновенно... спасибо.
+4
Написано 24 октября 2016, в 07:47
Подскажите пжл, фотография с крестом и останками пристани, какого года???
0
Написано 24 октября 2016, в 08:40
Сергей Сергеевич, фото ещё аналоговое... начало 21 века...
Пристани не стало лет пять назад...В такой же октябрьский шторм...Вообще есть немало снимков её же каторжанского периода...Так, что японцы могли только поддерживать. В части названия, я полагал наоборот: Дуэ и исторически, и топонимически на берегу... А вот, когда появилась советская шахта "Макарьевка", то вокруг неё образовались строения (а позже и первые благоустройки) которые стали звать по названию шахты? В районной газете на той неделе публиковали крайнюю версию концепции деревни: в границах берег -Садовая(Жидовская) - историческая деревня-музей под открытым небом...Есть там и место оставшимся жителям, которые не захотели переезжать (около 90 чел.)Я консультировал авторов концепции...Как бы не получилось "Хотели как лучше..."
+4
Написано 24 октября 2016, в 09:06
Григорий Смекалов, да,да))), я перепутал малость ))).
+1
Написано 24 октября 2016, в 09:14
P.S. тут на ресурсе существо есть, обиженное на моё мнение о неправильно построенной фразе, Владимир М , вот и минусует )))...
0
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Миссионеры
Миссионеры
Ориентация Север
Ориентация Север