Сахалинская невестка Анны Ахматовой

Сахалинская невестка Анны Ахматовой

ГОРЕНКО (ур. Райцын)  Ханна Вульфовна

(1896 - 1978)

Родилась в Николаевске-на-Амуре в 1896 году

Невестка  поэтессы Анны Ахматовой – жена её младшего брата

Виктора Горенко ( 1896-4.02.1976, Нью-Йорк)

Я уже обращался к этой теме на нашем сайте:

https://astv.ru/city/sakhhistory/legend/anna-ahmatova-i-aleksandrovsk

Но любая новая деталь в жизни известной русской поэтессы (одной из символов 2015 Года Литературы в России)достойна немедленного опубликования. Используя коммутативную функцию сайта, я был в некотором роде "корыстен", публикуя краеведческие материалы. Ведь когда-нибудь их прочитывают люди, знающие больше и желающие поделиться информацией...

  Общение с племянником того самого Толика Банника (из статьи) и с литературным краеведом из Амурской области Паршиным Евгением Владимировичем позволили добавить несколько штрихов к портрету невестки Анны Ахматовой, а главное обнаружить редкое фото Ахматовой с Ханной Вульфовной, которой посвящал стихи сам Иосиф Бродский...

    Родилась в семье николаевского аптекаря ( еврея по происхождению) Вульфа Райцына. После окончания  гимназии,  работала  в отцовской в аптеке ученицей и сдала экзамен на фармацевта. Во время гражданской войны она перенесла потрясение -  почти вся ее семья  погибла в Николаевске-на-Амуре,  кроме сестры Беллы, во время известных событий в городе в 1920 году. После этого, уже 25-летней,  она  вместе с другими беженцами  переехала  на Сахалин, в город Александровск-Сахалинский,  далее жить в сожженном Николаевске было негде, да и невыносимо после такой трагедии.

      В 1922 году в Александровске-Сахалинском  она познакомилась с  бывшим царским  морским офицером Виктором Андреевичем Горенко ( младшим братом знаменитой поэтессы Анны Ахматовой !) и они поженились в 1922 году. Здесь по ряду сведений  построили дом,  жили на улице Дзержинского, 20. Вскоре у них родилась дочь Ивонна (4.10.1923-12.02.1927), которая, к несчастью, умерла от воспаления легких трехлетней малышкой.

    За два года до этого, в  1925 году к ним на Сахалин приехала мать Виктора (и Анны Андреевны Ахматовой ) Инна Эразмовна Горенко ( урожденная  Стогова). Ханна Вульфовна с волнением тогда ожидала  приезда свекрови, не знала, как посмотрит свекровь на сноху-еврейку. Но эти волнения были безосновательны, они быстро сблизились.

           На Дальний Восток свою мать на вокзале  провожала сама Анна Ахматова. Ахматова готова была проводить Инну Эразмовну до самого Сахалина, а может быть, и пожить там какое—то время. Но своих денег на поездку у нее не было, а брат  Виктор, не имевший представления об обстоятельствах жизни в Ленинграде его знаменитой сестры, не догадался  их прислать на поездку, да ему и в голову не могла прийти возможность  приезда еще и сестры.  А если бы такое случилось, то Анна Ахматова,  возможно,  смогла бы совершить путешествие на поезде  сначала до Хабаровска, а потом пароходом до Николаевска-на-Амуре, а уже оттуда в Александровск-Сахалинский.

         Жизнь самой Инны Эразмовны на Сахалине в городе Александровске не заладилась. Виктор Андреевич Горенко был человеком расчетливым и, как можно судить, в достаточной мере жестким, лишенным романтических порывов и предрассудков, что, собственно, и помогло ему выжить в предложенных жизнью, отнюдь не благоприятных, условиях. Через три года Инна Эразмовна покинула Александровск и вернулась  на Украину , в Подольскую губернию к сестре Анне Эразмовне, где и умерла в 1930 году.

    

       Потом Виктор Горенко, живший в Бруклине и женатый уже на американке,  писал сестре письма,   иногда посылал из США   Анне Андреевне и своей бывшей жене Ханне Вульфовне какие-то вещи - шали, платья, которыми Ханна чрезвычайно гордилась. Когда Анна Андреевна,  уже в 1960-х годах,  занедужила и с ней приключился третий инфаркт, ему послали  в США телеграмму. Ну что он мог сделать? Приехать из США, тогда это было для него невозможно.

       Муж Ханны Вульфовны  - Виктор Андреевич  Горенко как бывший офицер считался лишенцем. Из-за этого устроиться на приличную работу становилось невозможным. И он замыслил перебраться в Китай, но главное было в опасности, что его вскоре могут арестовать, на Сахалине уже начались выявления и аресты бывших офицеров да, да  и всех «бывших».  Перейти границу - сначала Виктору, затем через некоторое время Ханне Вульфовне - помог китаец-проводник. Поселились они в Шанхае. Ханна Вульфовна освоила английский и работала по своей специальности  фармацевтом, а впоследствии,  после 1949 года даже  преподавала русский язык в Шанхайском университете. Виктор Андреевич же , как моряк,  плавал на торговых судах грузовым помощником капитана, а затем работал на берегу в торговых фирмах.

        Ханна Вульфовна и Виктор Андреевич   разошлись в 1947 году, но  у нее к бывшему мужу осталось уважительное, доброе отношение. В  ноябре 1948 года ее муж уехал из Китая в США, и больше они не виделись.  Когда русские эмигранты, покидая Китай, уезжали в США, Канаду, Австралию, СССР,  Ханна Вульфовна решила вернуться в Советский Союз. Она не подверглась репрессиям благодаря связям своего родственника, который  работал  в консульстве (строитель по линии МВД - восстанавливал объекты после войны). Приехали они в Ригу и жили в коммуналке. В Риге она воспитывала  своего внучатого племянника  Толю  Банника-часто повсюду возила его с собой ( его родители уехали потом в эмиграцию?). Подолгу   она жила и в  Комарово на даче Анны Ахматовой, когда они с ней познакомились, сдружились , как свояченицы.  Она много помогала своим родственником, ухаживать за детьми, в частности. В 1965 году она, например,  уехала в Киргизию, во Фрунзе – родственники  попросили ее   ухаживать за  родившимся малышом.  Потом снова   для нее была Рига,  Ленинград и, наконец, Калинин ( Тверь).

        Первый раз Ханна Вульфовна приехала из Риги в Ленинград в 1961 году. Для Анны Ахматовой она была невесткой ( как жена брата, хотя и бывшая), а Анна Ахматова доводилась Ханне Вульфовне – золовкой (как сестра мужа). Анна Ахматова была старше ее на 12 лет. Тогда вместе с Анной Андреевной  Ахматовой  она прожила месяц на даче в Комарово под Ленинградом. И потом почти каждый летний сезон она приезжала и помогала Анне Ахматовой, которой было уже более 70 лет. По общему мнению Ханна Вульфовна была очень доброй женщиной и  сердечно заботилась  об Анне Ахматовой, они были дружны.

        Весной 1963  она вновь  приехала в Комарово, где  в Доме творчества писателей находилась   вместе  с Ахматовой. Лето и осень 1963 года Ханна Вульфовна была тоже вместе с Анной Ахматовой.  Ханна была  по-особому  дружна с Анной Андреевной, особенно в последние годы ее жизни. Когда Ленинградский Литфонд  «выделил» Ахматовой дачный домик в Комарове ( ул. Осипенко, 3), Ханна Вульфовна  вела там хозяйство. (А в  Ленинграде она  жила, на улице Ленина, 34, кв. 23). Там тоже бывала Ханна Вульфовна.

         В дачный домик Анны Ахматовой, где она  с весны по осень жила, в т.ч. с Ханной Вульфовной, к ней приезжали многие известные литераторы и деятели искусства,  в числе которых  Дмитрий Лихачев, Лидия Чуковская, Лидия Фаина Раневская, Иосиф Бродский и многие другие. Их всех встречал, примечала и кормила Ханна Вульфовна.

      Интересно, что  этой своей даче , где жила с Ахматовой и Ханна Вульфовна,  поэтесса посвятила свое стихотворение "Зеленая будка" (1958):  Здесь все меня переживет,

Все, даже ветхие скворешни

 И этот воздух, воздух вешний,

 Морской свершивший перелет. 

И голос вечности зовет 

С неодолимостью нездешней, 

И над цветущею черешней 

Сиянье легкий месяц льет. 

И кажется такой нетрудной,  

Белея в чаще изумрудной, 

Дорога не скажу куда... 

Там средь стволов еще светлее,

 И всех похоже на аллею  

У царскосельского пруда.

         Дача, а скорее дачка была совсем небольшая.  с торца деревянной обветшалой дачки приделано высокое крыльцо. С него проход  в крохотный коридорчик. Справа - маленькая кухонька, слева - дверь в комнату Анны Андреевны. Прямо - комнатка, в которой обычно жила  Ханна Вульфовна.  Комнатка, где жила  Ханна Вульфовна была  проходная. Через нее был  выход на застекленную террасу, а с террасы на сам дачный участок, во внутренний дворик. Во внутреннем дворике был колодец, а еще большой пень от дерева. Здесь иногда зажигали костер.

         Как-то Ханна Вульфовна приезжала на дачу из Риги с семилетним  мальчиком – внучатым племянником  (сыном племянницы Иды Банник) по имени Толя. Его почему-то здесь называли «Топкой». Анна Ахматова называла племянника Ханны Вульфовны «чудо-мальчиком» и прощаясь с ним подарила ему свою фотографию с надписью.  Она любила делать подарке, например Ханне Вульфовне она подарила пишущую машинку, которая той была нужна для работы.

         Ханна Вульфовна в комаровской "Будке" ( так называла свою дачу Анна Ахматова) , каждый раз приезжая из Риги, приводила в порядок дачу и начинала управлять нехитрым ахматовским хозяйством. О комаровской жизни Ахматовой Ханна Вульфовна Горенко вспоминала так: " После позднего завтрака начинался приём посетителей. Каждый день приезжали знакомые и незнакомые люди".

         Очень тепло относился к Ханне Вульфовне Иосиф Бродский. Он  посвятил Ханне Вульфовне  даже стихотворение, датировано осенью 1963 года. Вот это стихотворение Иосифа Бродского, лауреата Нобелевской премии по литературе:

Подпись к разорванному портрету

В деревянном доме, в ночи

беззащитность сродни отрешенью,

обе прячутся в пламя свечи,

чтобы сделаться тотчас мишенью.

Страх растёт на глазах, и окно

застилает, как туча в июле,

сократив световое пятно

до размеров отверстия пули.

Тишина на участке, темно.

И молчанье не знает по году,

то ли ужас питает оно,

то ли сердцу внушает свободу.

          Об этой осени Ханна Вульфовна вспоминала: "Посетителей стало меньше, и по вечерам мы оставались вдвоём. Раньше двух часов ночи мы спать не ложились. Бродский достал нам прекрасный проигрыватель и чудесные пластинки Вивальди, Бетховена, Баха".

         Ханна Вульфовна Горенко тяжело переживала смерть Анна Ахматовой. В этот момент она находилась в столице Киргизии, городе Фрунзе и когда ей дали телеграмму она сообщила, что приехать не сможет, не успеет, но очень просила положить от ее имени венок или цветы!  Потом она оставила свои воспоминания.  ( Воспоминания Х.В. Горенко  хранятся  в  РГБ, ф. 218, в составе собрания единичных поступлений, № 1351, 16 ед. хр., Г868-1971).

        Натан Герхард, инженер, хорошо знавший Ханну Вульфовну и встречавшийся с Анной Ахматовой на даче, свидетельствовал, что Ханна Вульфовна была   добросердечным и житейски мудрым человеком. Она  говорила ему : "Мама меня учила: старому и бедному поклонись первой и никому не завидуй".

       Жизнь она прожила трудную, невзгод ей выпало много, но был в ней стоицизм.  Сама она верующей не была, но где только возможно творила добро. И одно из ее добрых дел, была забота и дружба с великой поэтессой ХХ века Анной Ахматовой.

       А пережила  она поэтессу на 12 лет, умерла  в 1978 году.

                     

Анна Ахматова  с сахалинской невесткой Ханной Вульфовной 

 

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: Григорий Смекалов, 14 марта 2015, в 19:12 +3
Комментарии
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Краеведческое ожерелье
Краеведческое ожерелье
Знай наших...
Знай наших...