Черный день японского императорского флота

Черный день японского императорского флота

   Продолжаю рассказ о русско-японской войне, которая круто перевернула историю Дальнего Востока и Сахалина конкретно 120 лет назад.

   В публицистической и даже научной литературе часто можно встретить утверждение, что Русско-японская война на море протекала крайне неудачно для российского флота, постоянно терпевшего поражения. Чего уж ждать от художественной литературы и разговоров в быту...

  Первое, что приходит на ум обывателю, это гибель эскадренного броненосца "Петропавловск" с великим адмиралом С.О. Макаровым на борту на виду Порт-Артура весной 1904 года.  Цусима и поражение двух Тихоокеанских флотов России...Однако на счету русских моряков были и славные победы.

  Сегодня я бы хотел напомнить о некоторых из них. И обращусь я  к своим историческим коллекциям...

  Есть у меня подшивка ежедневной политико-литературной богато иллюстрированной "Петербургской газеты" за 1904 год. Очередной раз удовлетворенно отмечу, что военкоры тех лет, и СМИ вообще, были на высоте. Хотя современных гаджетов и техники у них не было. Зато, российский обыватель был в курсе дел на фронтах (практически онлайн). В номере 161 от 11 июня 1904 года на развороте "взрыв "Петропавловска" с фотографии корреспондента, очевидца катастрофы", а справа на всю обложку "Гибель японского броненосца "Хацусе"...

на страницах № 161 "Петербургской газеты" (на переднем плане спасатель экипажа Хацусе" легкий крейсер "Тацута")

  Очевидно, что СМИ тех времен уделяли этому моменту большое значение. А Вы сегодня знаете о той далёкой победе российского флота?

Ряд немногочисленных светлых страниц Русского флота в войне с Японией 1904-1905 гг. написан минным заградителем «Амур».

120 лет назад, 15 мая 1904 года была одержана крупнейшая победа русских моряков в Русско-японской войне 1904-1905 гг. На минах, выставленных русским минным транспортом «Амур», погибли японские броненосцы «Хацусе» и «Ясима».

помнят о черном дне японского флота и в стране Восходящего солнца...

Минный транспорт «Амур». Корабль был заложен 7 мая 1898 г., спущен на воду 27 октября того же года, введён в состав ВМФ 1 июня 1901 г. В 1902 г. «Амур» прибыл на Дальний Восток. Русско-японскую войну он встретил в Порт-Артуре. Командовал кораблём с 18 марта 1904 г. капитан второго ранга Фёдор Николаевич Иванов. Его экипаж составлял 304 человека (13 офицеров; 29 унтер-офицеров; 262 матроса).

Фёдор Николаевич Иванов

Свой боевой счет «Амур» открыл в начале мая, уничтожив японский миноносец. 14 мая 1904 г., пользуясь сильным туманом, минный заградитель «Амур» по инициативе Ф.Н. Иванова осуществил постановку 50 мин. Безукоризненная работа минёров обеспечила высокую скорость работы.  Иванов нарушил все инструкции начальства (адмирала Витгефта) о постановке мин на входе в гавань Порт-Артура, но последующие события его сделали героем войны... Дело в том, что наблюдатели с высшей горы Порт-Артура Высокой отметили постоянство прохода японских броненосцев, блокирующих крепость. На их пути под покровом тумана Фёдор Николаевич и выставил мины...

15 мая, следуя привычным курсом, на русских минах подорвался японский эскадренный броненосец «Хацусе». В итоге корабль затонул, погибли 493 человека: 36 офицеров и 457 матросов, 95 человек получили ранения. Эскадренный броненосец «Ясима» направился к «Хацусе» для буксировки, но сам тоже подорвался и через некоторое время затонул.

Эскадренный броненосец «Хацусе»

и его бесславный конец

эскадренный броненосец "Ясима"

                                

и его бесславный конец

Уничтожение двух из шести основных боевых кораблей японского флота стало самым большим успехом русского оружия на море в Русско-японской войне и поставило японцев в сложное положение. Восполнить эту потерю в ходе войны было уже невозможно. Еще через два дня, 17 мая 1904 г., на минах «Амура» погиб и миноносец «Акацуки».

Рассмотрим этот "черный день" для Японии в деталях:

Рано утром 15 мая 1904 года отряд кораблей адмирала Нишира вышел для блокады русской военно-морской базы Порт-Артур. Трех эскадренных броненосцев "Сикисима", "Хацусе" и "Ясима" должно было хватить для предотвращения любых попыток русского флота помешать высадке японских войск. Однако рутинный поход стал "черным днем" для Страны восходящего солнца.

Как принято говорить в таких случаях, "ничто не предвещало беды", но в 9:55 под килем флагманского броненосца "Хацусе" прогремел мощный взрыв. Некоторое время броненосец, названный в честь древней японской столицы, оставался на плаву, что позволило японцам снять с него часть штаба во главе с командующим отрядом - адмиралом Нишира и половину команды. Однако в 11 часов 33 минуты корабль наткнулся на еще одну мину, взорвался и почти мгновенно затонул под аккомпанемент беспорядочной пальбы уцелевших японских кораблей по "русской подводной лодке". При этом погибли 36 офицеров и кондукторов, 445 моряков и 12 вольнонаемных служащих.

Почти одновременно с первым подрывом второй броненосец "Ясима" направился к "Хацусе" для буксировки, но сам подорвался на мине и потерял ход. Через некоторое время его отбуксировал "Сикисима", и корабли повернули назад. В пяти милях от острова Энкаунтер-рок оставленный экипажем "Ясима" накрыло волной, и корабль опрокинулся и затонул в Желтом море . После взрывов японские корабли начали стрельбу в воду, приписывая подрыв кораблей атаке русской подводной лодки.

   

Барон Нишира Токиоки (24 сентября 1850 г. - 24 октября 1924 г.) был адмиралом в Императорском флоте Японии, известен своей ролью в линкоре «Ясима» военно-морской катастрофе 1904.

   А что же противник рассказал об этом? Надо понимать менталитет японцев (у них есть медаль "за победу" , даже, на Халхинголе). Противнику удалось скрыть гибель эскадренного броненосца "Ясима" до конца войны...

Есть у меня ещё один раритет в коллекции... Военная наградная сакешница (был такой альтернативный вариант наград в ЯИА) с благодарностью экипажу крейсера "Тацута" за бой 15 мая 1904 года самого прославленного адмирала Того.

В благодарности написано:
Благодарственное письмо . Русско-японская война. 15 мая 1904 года Вы храбро потопили военный корабль противника. Поэтому я передаю вам это письмо с выражением благодарности.
12 января 1905 года Главнокомандующий объединенным флотом Хэйхачиро Того

"Тацута"  был незащищенным (безбронным)  крейсером в составе Имперского Японского флота. Имя Тацута происходит от местности Нара. Тацута использовался Императорским флотом Японии прежде всего как aviso (диспетчерский катер ), используемый для разведки и доставки приоритетных сообщений. Он непосредственно действовал в паре с броненосцем "Микаса" адмирала Того и был посыльным кораблем Главнокомандующего флотом.

В русско-японской войне "Тацута" участвовал в морской битве при Порт-Артуре и последующей блокаде этого порта. Несмотря на свой небольшой размер и возраст, крейсер также участвовал в битве у Желтого моря и последней решающей битве при Цусиме. Во время войны он помогал спасать членов экипажей боевых кораблей "Ясима" и "Хацусе", когда эти корабли были потоплены на российских морских минах, а адмирал Нишира Токиоки передал свой флаг "Тацуте" после этой катастрофы. Однако в тот день "Тацута" сел на мель на островах Эллиота у входа в Порт-Артур, и его пришлось снять с мели, а затем отремонтировать в военно-морском арсенале Йокосука с 16 Июль - 31 августа 1904 г.

 Таким образом, победоносный адмирал Того косвенно признал потерю трети своего флота от скромного заградительного миноносца "Амур" в благодарности одному из членов экипажа "Тацута".

Эта победа стала самым большим достижением русского флота - на дно Желтого моря отправились почти 30 тысяч тонн боевого тоннажа двух японских броненосцев. Превзойти данный показатель советские моряки не смогли, и лишь подводник Александр Маринеску, потопивший в 1945 году немецкое госпитальное судно "Вильгельм Густлофф", смог приблизиться к рекорду. Водоизмещение потопленного им судна составляло 25 тысяч тонн.

Знаете ли вы, что:

  • «Амур» имел солидное для такого корабля вооружение: пять 75-мм орудий; семь 47-мм орудий; 450 мин.
  • По итогам Русско-японской войны командир «Амура» Ф.Н. Иванов был произведен в капитаны первого ранга и удостоен 4-х боевых наград.
  • В 1909 г. в составе ВМФ Российской империи появился минный заградитель «Амур» (Балтийский флот). Корабль активно участвовал в Первой мировой войне 1914-1918 гг. На его минах подорвались: германские пароходы «Кёнигсберг» и «Бавария», тральщики «Т-47» и «Т-51».
  • В память об «Амуре» - участнике Русско-японской войны, в СССР в 1972 году была выпущена специальная почтовая марка.

Российскому флоту "Ура"!(два коротких, один длинный...)

 

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: Григорий Смекалов, 14 марта, в 11:16 +11
Комментарии
Написано 14 марта, в 11:53
Очень интересная история! Слава русскому флоту!
+3
Online
---- Online
Написано 15 марта, в 15:31
Максим, А как сейчас обстоят дела?
0
Написано 25 марта, в 19:20
----, о чем речь? Дела с чем?
0
Online
---- Online
Написано 25 марта, в 22:22
Константин, сходи к гудвину
+1
Написано 15 марта, в 10:18
Хорошая статья! Автору спасибо!
+4
Написано 15 марта, в 15:32
Прекрасная статья! Спасибо. От души.
+2
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Старт дан....
Старт дан....
Запахло весной.
Запахло весной.