Бразильский сериал: секрет успеха

Бразильский сериал: секрет успеха

 

На прошлой неделе я писал об очень красивом бразильском боевом искусстве, которым стал недавно заниматься сам. Но есть ещё одно культурное явление Бразилии, которое я очень люблю. Это сериалы. Недавно мы здесь вспоминали сериалы 90-х, на которых росло моё поколение, среди них были и бразильские, и мне захотелось написать статью о том, что вообще такое – бразильский сериал и в чем секрет его успеха.

"Секрет тропиканки", 1993.

В Бразилии сериалы смотрят все. Абсолютно. Так же, как и футбол. Люди разного пола и возраста собираются вечером после тяжёлого рабочего дня в баре, чтобы за бокалом пива посмотреть очередную серию теленовеллы и обсудить её. Особенно в канун какого-то ключевого, поворотного момента, и тем более в день показа финальной серии или премьеры нового сериала. Это делают все. Даже мужчины. Смотреть сериалы в Бразилии - национальная традиция. 

 "Роковое наследство", 1996.

Стандартная продолжительность бразильской теленовеллы - 170-220 серий, показ длится от 6 до 9 месяцев. И это нормально. Сериалы, в которых количество серий меньше 50, бразильцы вообще не воспринимают всерьёз. Телесериал – это срез жизни, а в жизни, как известно, быстро ничего не происходит. Люди влюбляются, женятся, рожают детей, разводятся, судятся, созидают и разрушают, учатся чему-то или работают, ненавидят и мстят, меняются, в конце концов, и это происходит не за один день или неделю, и даже не за один месяц. И в этом вся соль бразильских теленовелл – зритель наблюдает за этими изменениямиУ каждого персонажа свой путь, по которому он идет шаг за шагом, от серии к серии. А так как персонажей много, то и количество серий возрастает, ведь нужно показать каждого. Возникает вопрос – а зачем так много героев? Ответ прост. Персонажи сериала не живут в вакууме, их окружают разные люди – члены семьи, коллеги, друзья. И у каждого из них что-то происходит согласно естественному ходу вещей. Быстро это показать невозможно. 

За секунду до... "Проспект Бразилии", 2012.

В производство теленовелл бразильцы вкладывают баснословные деньги. Тотальный контроль над производством сериала начинается еще на стадии зародыша будущего романа. Очень большие деньги тратятся на сооружение декораций. Декорации к бразильским сериалам – не только помещения и интерьеры, но и целые улицы, кварталы, дома и прочие объекты, расположены в студии «Прожак» в окрестностях Рио-де-Жанейро. Мнение зрителя при производстве также учитывается. Бразильская теленовелла интерактивна, и если зрителю что-то в сериале не нравится, это непременно уберут или изменят. Поэтому сюжет сериала меняется в ходе его показа. 

 

            

Декорация мусорной свалки для "Проспекта Бразилии" в съёмочном комплексе "Прожак".

Что такое «Глобо»?

                                       

Все бразильские сериалы, которые показывали в России, были произведены телекомпанией «Rede Globo». Они считаются самыми качественными, дорогостоящими и передовыми. Но есть у «Глобо» конкурент – телекомпания «Rede Record». Всю жизнь «Глобо» и «Рекорд», являясь крупнейшими медиаимпериями Бразилии, борются за лидерство и рейтинги. Это как у нас «Первый канал» и «Россия-1». Но лидером медиарынка Бразилии остаётся «Глобо». Начав с простой газеты, эта компания набирала обороты, пока в 1965 году не начала полноценное телевещание. Сегодня это крупнейшая в мире португалоязычная сеть и главный бразильский телеканал.

      Как вещает «Глобо»?

Как любой телеканал, «Глобо» имеет свою сетку вещания, по которой распределяются все производимые компанией сериалы. В соответствии с сеткой вещания, все бразильские сериалы делятся по тайм-слотам.

17-часовой слот уже более 20 лет остается неизменным – в это время выходит проект «Тренировка». Это молодёжный сериал, в котором снимаются и над которым работают юные таланты – начинающие актёры, режиссёры. Это кузница молодых кадров «Глобо», самые успешные из которых могут претендовать на работу в более престижных и более рейтинговых проектах. 

             

"Тренировка".

18–часовые сериалы. В 18.00 в Бразилии показывают легкие и ненавязчивые теленовеллы романтического характера, с некой долей мистицизма и фантастики.

"Цветок Карибского моря", 2013.

Очень популярна среди «6-часовок» тема реинкарнации и переселения душ.

"Редкое сокровище", 2013.

19-часовые сериалы. В 7 часов вечера в бразильском телеэфире идут комедийные телероманы. Это не полноценные ситкомы, как «Универ», «Теория большого взрыва» или «Воронины». Это обычные сериалы, в сценарии которых упор делается на сильную комедийную линию. Хотя по сюжету здесь может происходить всё, что угодно, вплоть до убийств, сериал должен выделяться искромётным и остроумным юмором. Из «7-часовок» в России были показаны «Воздушные замки» и «Талисман».

"Талисман", 2004.

21-часовые сериалы. Это прайм-тайм, и этим всё сказано. Сериал, что идёт в 9 вечера – это самый главный проект канала. Сценарии к «9-часовкам» пишут самые опытные сценаристы, их снимают самые высококлассные режиссёры, сюда подбирают самых ярких и талантливых актёров, сюда вкладываются самые большие деньги. В этом часовом слоте разворачивается основная борьба за рейтинги. И «Глобо», и «Рекорд» запускают в это время в эфир «тяжёлую артиллерию». Иногда завязка такого сериала происходит где-нибудь за границей, что требует особых затрат. Например, завязка сериала «Во имя любви» была в Венеции, первые серии «Семейных уз» снимали в Японии, не говоря уже о знаменитом «Клоне», где часть сцен снимали в Марокко.  Финансовые вложения окупаются рекламой, которая идет не только в рекламных блоках, но и в самой картине, где ненавязчиво мелькают логотипы компаний или упоминаются какие-то товары. 

Первым 21-часовым сериалом 21 века был "Клон" (2001).

Также «9-часовые» романы имеют особую смысловую нагрузку. В них поднимаются самые злободневные темы современного общества. В этом заключается социальная значимость бразильских сериалов. Такие темы, как алкоголизм, наркомания, преступность, проституция, политика, безработица, домашнее насилие, расовая дискриминация, тяжелые заболевания, жизненные и даже «вечные» философские (!) вопросы поднимаются именно в прайм-таймовых сериалах. Эти темы проходят через призму видения персонажей новеллы, которых непосредственно касается та или иная социальная проблема. Почти все бразильские сериалы, показанные в России, были 21-часовыми, и в них поднимались те или иные социальные проблемы. 

Можно ли, изменив себя внешне, поменяться внутри? Тема пластической хирургии стала центральной в сериале "Два лица" (2007).

           

Проблема детей с синдромом Дауна стала центральной линией 21-часового сериала "Страницы жизни" (2006).

23-часовые сериалы – в основном это минисериалы. По формату это недлинные проекты, вроде тех, что показывают наши центральные каналы в прайм-тайм после главных вечерних новостей. Порой там поднимаются «ну совсем уж серьёзные и откровенные темы», поэтому они и идут после 11 вечера. Здесь мусолят жёсткие темы криминала, секса и всего того, к чему привыкли в России в обычное праймовое время. Появились в сетке вещания «Глобо» с 2011 года.

Тайна убийства на вечеринке - 23-часовой сериал "Тусовка" (2014).

История маньяка с раздвоением личности - 23-часовой сериал "Двойная идентичность" (2014).

Сериалы в Бразилии выходят в эфир с понедельника по субботу.

Производство.

В Бразилии все знают, какие новые сериалы выйдут в эфир уже на пару лет вперёд. Подготовка зрителя к премьере начинается задолго до самой премьеры. Каждый шаг в работе над сериалом освещается в СМИ. Сначала сценарист расписывает сюжет на первые 20-40 серий. Утверждаются режиссёр и члены съёмочной группы. Начинаются кастинги. Некоторые сценаристы заранее пишут роли для конкретного актёра. В процессе отбора актёрский состав новеллы постоянно меняется. Примерно за два месяца до премьеры сериала начинаются его съёмки. 

"Змеи и ящерицы", 2007.

Во время показа администрация «Глобо» отслеживает рейтинги сериала, чтобы понять, насколько телероман интересен публике. В начале показа рейтинг всегда невысокий, так как зрителям ещё неуютно смотреть новый проект с новыми героями, к которым они ещё не привыкли. Но через пару недель рейтинг стабилизируется, и становится ясно, насколько успешна новая новелла. Далее работают социологические приёмы. Начинается исследование общественного мнения. Исследуется рейтинг внутри самой серии – какие именно герои и моменты привлекают публику в большей или в меньшей степени. В зависимости от этого меняется дальнейший сценарий. Неугодные зрителю герои и сюжетные линии сокращаются или устраняются, вводятся новые персонажи или происходят какие-то неожиданные повороты сюжета. Главное – сохранять интригу. 

"Фаворитка", 2008.

Все сериалы делятся на так называемые фазы. Проще говоря, фаза - это логическая часть сюжета. Условной границей между фазами является скачок во времени (например, когда начинают показывать события несколько лет спустя) или когда в сюжете происходит какое-то ключевое, поворотное событие,  в корне меняющее всё происходящее в сериале. Сценарист знает, на какое количество серий рассчитан его проект. Но если сериал провалился в эфире, его в срочном порядке сокращают, а работа над следующей теленовеллой ускоряется. 

"Проспект Бразилии" (2012): главные герои истории в первой фазе новеллы, и во второй :

Средний хронометраж одной серии сериала – 50-60 минут без рекламы. В последние годы длительность премьерной и финальной серий стала составлять около полутора часов. В среду вечером в Бразилии традиционно показывают футбол, поэтому в этот день хронометраж серии 21-часовой новеллы сокращается до 35-40 минут. Для показа за границей оригинальная (национальная) версия сериала сокращается, некоторые сцены вырезаются, и полученная международная версия сериала уже идёт на продажу для показа в другие страны. Иногда для экспортной версии романа меняется финал. Например, убийцей в национальной версии «Новой жертвы» оказался один персонаж, а в международной - другой. 

"Новая жертва" (1995).

Сценаристы.

В кинематографе сложилась практика чествовать режиссёра фильма, как его главного создателя, в то время как сценаристы остаются в стороне. В Бразилии всё наоборот. Любой сериал здесь ассоциируется не с режиссёром, а со сценаристом. Искушённые зрители знают всех авторов теленовелл, узнают неповторимый стиль каждого из них, разбираются в «коньках» того или иного писателя. В Бразилии молодые и начинающие сценаристы пишут для 18- и 19-часового слота. В случае успеха сценаристу дают возможность попробовать себя в прайм-тайме, и он может написать 21-часовую новеллу. За долгие годы производства сериалов, в «Глобо» сложился свой «костяк» уже проверенных сценаристов, которые пишут теленовеллы для прайм-тайма, периодически уступая дорогу талантливым новичкам. 

Сильвиу ди Абреу.

Мастер остросюжетной теленовеллы с детективным сюжетом. Самыми знаменитыми шедеврами автора стали «Новая жертва» и «Вавилонская башня». Сейчас Силвиу ди Абреу возглавляет департамент по производству сериалов канала «Глобо». Последняя работа автора – теленовелла "Страсть" (2010). Все серии здесь.

Агиналду Силва.

Этот автор подарил нам «Нежный яд», «Берег мечты» и «Хозяйку судьбы». За основу сюжета берёт какие-нибудь классические произведения или истории из реальной жизни. Например, в основе «Нежного яда» лежит сюжет трагедии Шекспира «Король Лир», а идея «Хозяйки судьбы» была взята из газетной статьи. Работы последних лет – «Два лица» (2007), «Изысканная гравюра» (2011) и «Империя» (2014).

Мануэл Карлос. 

Отличается тонким психологизмом и душевностью, с которыми прописаны все его герои. В центре сюжета всегда поднимаются семейные отношения. Отличительная черта автора – главной героиней его романов всегда становится женщина по имени Элена. Самые знаменитые работы сценариста -  «Во имя любви» и «Семейные узы». Сериалы последних лет – «Страницы жизни» (2007): 

и «В семье» (2014):

Жилберту Брага.

Автор сценария «той самой» «Рабыни Изауры». Ещё один роман автора, который закупил и перевёл «Первый канал», но так и не показал – "Знаменитость", есть в свободном доступе в Интернете.Работы последних лет – «Тропический рай» (2007), «Безрассудное сердце» (2011) и "Вавилон" (2015).

Бенедито Руй Барбоза. 

Специализируется на исторических и «сельских» новеллах. Знаменитые сериалы – «Роковое наследство», «Земля любви», «Земля любви, земля надежды». Поднимает тему жизни эмигрантов в Бразилии, аграрный вопрос, конфликт между городом и деревней. Сценарист работает в тандеме с детьми и внуками. Новая 21-часовая теленовелла Барбозы «Старик Шико» стартует в Бразилии уже в марте 2016. 

Глория Перез. 

    

Создательница «Клона». В своих новеллах всегда поднимает острую социальную проблему и смешивает с колоритом какой-нибудь экзотической страны. В «Клоне» рассматривалась тема клонирования человека с точки зрения науки, морали и религии, и тема наркозависимости, а сюжет был связан с государством Марокко. Позже сценаристка показала тему «американской мечты» и международного наркотрафика в новелле «Америка» (2005). Кастовые различия и шизофрения стали основными темами романа «Дороги Индии» (2005). 

В своей последней работе «Георгий Победоносец» (2012) сценаристка взяла за основу сюжета тему международной торговли людьми и сексуального рабства, а часть событий происходит в Турции. 

Мария Аделаида Амарал. 

    

В России известна как сценаристка сериала «Жестокий ангел». В основном пишет минисериалы. На вторую половину 2016 года запланирован выход её нового 21-часового романа «Святое семейство».

Валсир Карраску. 

Начинал как комедийный автор 18- и 19- часовых новелл, которые стали очень успешными. В 2014 году сценарист попробовал себя в 21-часовом слоте, и, как оказалось, не зря. Его теленовелла «Любовь к жизни» стала очень успешной. Сериал переведён на русский язык и есть в Интернете.

Ещё одной успешной работой сценариста в 2015 году стала 23-часовка «Тайные истины». На русском языке тоже есть.

Жоао Эмануэл Карнейро. 

Ученик Силвиу ди Абреу. Как и учитель, мастер остросюжетных детективных романов. На сегодняшний день является самым перспективным автором прайм-тайма. Начинал с 19-часовок «Цвет греха» (2004) и «Змеи и ящерицы» (2007), успех которых открыл ему дорогу в 21-часовой слот, где дебютировал с новеллой «Фаворитка» (2008). 

    Две женщины, две версии одного преступления. Кто из них говорит правду?

Однако настоящее признание к сценаристу пришло после его романа «Проспект Бразилии» (2012), который стал самым успешным сериалом за всю историю латиноамериканского телевидения. В 2013 году сериал начинал показывать «Первый канал», но прервал, в 2015 его полностью показал канал «Ю». 

Сейчас в бразильском прайм-тайме идёт показ новой криминальной теленовеллы Жоао Эмануэла Карнейро «Правила игры», серии с русской озвучкой так же появляются в сети. 

Актёры.

Начать нужно с того, что в бразильском кинематографе нет понятия «амплуа». Если вы спросите у бразильского актёра, какое у него амплуа, то он попросту вас не поймёт. Бразильский актёр должен уметь играть абсолютно разные характеры. Сегодня он играет положительного героя, а завтра должен быть коварным злодеем, при этом кардинально изменив свою внешность.

Актёру Мурило Бенисио в "Фаворитке" пришлось изменить цвет волос, так как по сюжету его герой скрывался от полиции.

Бразильские зрители, как и любители бразильских сериалов из других стран, любят сравнивать роли каждого актёра в разных проектах. Как только публика узнаёт, что всеми известная актриса, игравшая ранее в сериалах положительных и нейтральных героинь, будет играть злодейку в новой новелле, интерес к премьере возрастёт. Потому что зрителю очень интересно посмотреть как эта актриса справится с новой ролью и публика будет с особенным интересом наблюдать за её работой в проекте. Так было с сериалом "Правила игры" (2015), когда стало известно, что Джованна Антонелли из "Клона" будет в нём главной злодейкой.

             

Справа - Жади уже не та.

Кстати, именно к сериальным злодеям зрители проявляют наибольший интерес. Хорошо сыгранный злодей – это большая доля успеха сериала. Хорошо сыгранных злодеев зрители потом помнят ещё долгие годы. 

Адриана Эстевес в "Проспекте Бразилии" и Матеус Солано в сериале "Любовь к жизни" воплотили на экране самых ярких злодеев за последние годы.

Впрочем, любые другие яркие персонажи теленовелл надолго остаются в памяти публики. Ведь помним же мы до сих пор, например, Тонью-лунатика. Это был очень яркий персонаж «Секрета тропиканки». Так вот сыграть так, чтобы твою роль помнили очень долго – в этом состоит цель любого бразильского актёра.

Тонью-лунатик.

Кстати, в Бразилии нет никакой разницы между работой актёра в театре, или в сериале. Сериалы считаются точно такими же произведениями искусства, как и театральные постановки, и оцениваются так же высоко. Успех сериала также зависит и от того, как на экране будет сыграна любовь. Зритель всегда чувствует, есть ли между актёрами, играющими влюблённую пару, «химия» и, если её нет, то это может стать большим минусом проекта.

В "химию" между главными героями "Клона" поверил весь мир.

То же самое касается и отношений между родителями и детьми, братьями и сёстрами. Талант, разноплановость и «многозадачность» бразильских актёров позволяет создать им уникальные образы, которые остаются надолго в памяти у зрителя.

                  

 "Любовь к жизни", 2013.

Так в чём же секрет успеха бразильских сериалов? Почему их так любят во всём мире? Пожалуй, никто не может дать конкретного ответа на этот вопрос. Умело вложенные средства, тщательная работа над всеми деталями сценария сериала, его интерактивность, яркие персонажи, блестяще сыгранные талантливыми актёрами, красивые съёмки, музыкальное оформление – всё вместе это создаёт такой уникальный пласт бразильской культуры, как сериал. 

P.S. В галерее самые яркие актёры бразильских сериалов последних лет.

 

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: Егор Павленко, 8 февраля 2016, в 03:15 +13
Комментарии
Написано 8 февраля 2016, в 08:06
Спасибо!!!
+4
Написано 8 февраля 2016, в 10:22
Тонью-лунатик поразил, недавно в нашем сериале Остров его напомнил один актёр и тоже очень порадовал)
+2
Написано 1 октября 2016, в 05:15
Я знал что сериалы в Бразилии настолько индустриально-культивированы. Нормально, доведено до совершенства. Вот там сериал это искусство, посмотришь на российские - ну полный бред и не профессионализм.
Спасибо за материал, всё чётко и объёмно как всегда )
+1
Написано 9 июня 2017, в 15:54
Советую посмотреть hddom.net/news/zoloto_nacii/1-0-336 золото нации Это реальная Бразилия!
0
Написано 30 июля 2020, в 16:46
я бы порекомендовал сериал Пуэрта 7 2020 года, любителям бразильских сериалов точно понравится. искал здесь zakino.pw/serial/
0
Написано 14 августа 2020, в 17:11
Мне понравился сериал супермаркет! Да это не бразилия но топовое кинцо. Смотрел тут kinook.site/serial/
0
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
С днем рождения, Валери
С днем рождения, Валери
Басня "Лицемерие"
Басня "Лицемерие"