"Keep calm and joga capoeira": что такое капоэйра и как с этим живут

"Keep calm and joga capoeira": что такое капоэйра и как с этим живут

Что это за таинственное и завораживающее действо? Люди двигаются как кошки, перемещаются и совершают броски, словно кобры, выполняют акробатические трюки, впечатляя грациозностью своих движений. И всё это совершается под звуки диковинных музыкальных инструментов и пение старинных песен. На первый взгляд непонятно - танец это, борьба, или какое-то представление? До той поры, пока сам не займёшься этим и не начнёшь в этом участвовать. Название этому – "капоэйра" (capoeira). Но, чтобы понять что это такое на самом деле, одного названия недостаточно.  

«Какая-то бразильская борьба»  - именно такое определение понятия «капоэйра» жило в моём сознании долгое время. И уж тем более я не помышлял о том, чтобы начать этим заниматься. Но однажды у меня с одной моей коллегой зашёл разговор о том, что было бы неплохо скооперироваться и вместе заняться каким-нибудь боевым искусством. После недолгих раздумий мы приняли решение пойти именно на капоэйру. Через некоторое время эта лентяйка очень занятая девушка бросила занятия, а я, наоборот, увлёкся, и теперь хочу рассказать о капоэйре вам. 

Капоэйра зародилась в Бразилии ещё в те времена, когда она была португальской колонией. Откуда взялось само слово «капоэйра», неясно. Одни считают, что оно из языка аборигенов Южной Америки, другие ищут его корни в европейском португальском.  Что касается происхождения самой капоэйры, то здесь тоже есть несколько версий. Самая распространенная из них гласит, что своё происхождение она ведет из Африки.  Португальские колонизаторы ввозили в Бразилию в качестве бесплатной рабочей силы большое количество рабов, среди которых были жители самых разных областей «черного континента». Переплетение культур различных африканских племен, их обычаев и языков образовало единое целое, ставшее основой для развития капоэйры.  Условия, в которых жили рабы, их стремление к свободе стало той самой духовной составляющей новой уникальной боевой системы. 

Рабам было запрещено заниматься какими-либо боевыми искусствами. Создавая капоэйру, им удалось замаскировать её движения и приёмы под причудливый танец. А с музыкой и песнями боевое искусство выглядело как таинственный ритуал, который они привезли со своей родины. Нередко рабы совершали побеги и, объединяясь, создавали по всей территории Южной Америки свободные поселения «киломбуш», где могли свободно развивать своё боевое искусство, которое стало для них единственным способом самозащиты. 

В 1888 году в Бразилии было отменено рабство, и капоэйра «переехала» из джунглей на городские улицы, приняв форму уличного поединка. Господа боялись своих бывших рабов и добились, чтобы капоэйра была объявлена вне закона, капоэйристы преследовались и были вынуждены продолжать маскировать своё искусство. В целях конспирации появилась традиция давать каждому прозвище на португальском языке  – «апелиду» (appelido), эта традиция существует по сей день. Во время церемонии посвящения – «батизаду» (batizado), каждому новичку дают апелиду, исходя из черт характера капоэйриста, его поведения, внешности или манеры ведения боя.

После военного переворота 1930 года капоэйра как проявление народной культуры стала легитимным боевым искусством. Была основана первая официальная школа капоэйры, она получила своё дальнейшее развитие, в ней стали возникать различные направления. Со временем капоэйра вышла за пределы Бразилии и стала распространяться по всему миру. В Россию капоэйра пришла в конце 90-х. 

Как боевое искусство, капоэйра состоит из различных ударов, перемещений, атак и контратак, бросков и уклонов, а красоту ей добавляют элементы акробатики и силовые стойки. Каждый элемент имеет своё название на португальском языке. Сами капоэйристы называют свой поединок не борьбой и уж тем более не дракой, а игрой – "жога" (joga). И это действительно игра – бесконтактный бой.

Боевая мощь капоэйры заключается в постоянном движении, нанесении ударов и уходах от них, стойки на руках, акробатические трюки, показывающие, на что способно человеческое тело. В арсенале капоэйры много ударов, обманных движений и уворотов, что делает игру непредсказуемой. Поэтому помимо техники здесь очень важна реакция, умение «прочесть», предугадать следующий шаг противника и быть готовым ответить на него. Это своего рода общение, диалог между двумя людьми, которые выходят в центр круга – "роды" (roda), и начинают играть. Здесь нет победителя и побежденного, здесь важно взаимоуважение, ведь перед поединком бойцы жмут друг другу руки, и удар, который мог бы убить тебя, лишь касается твоей головы, а хитрая улыбка противника даёт понять, что ты попался, но тебя пощадили. 

В капоэйре существует градация мастерства. В зависимости от уровня своего опыта и умений, капоэйрист получает звание и "корду" (corda) – поясок, цвет которого зависит от степени его техники ведения боя. Церемония вручения или смены званий и корд – «трока ди кордао» (Troca de Cordao) обычно проводится вместе с церемонией батизаду. 

В капоэйре важна музыкальная составляющая. Любой капоэйрист должен уметь играть на каком-либо из основных музыкальных инструментов  - атабаке, пандейре или беримбау. Попросту говоря, атабаке представляет собой барабан, а пандейра – бубен. А вот беримбау – необычный инструмент, которому нет аналогов. Он представляет собой лук с натянутой струной, по которой нужно ударять специальной палочкой, создавая неповторимую мелодию.

Важно здесь и пение песен. О чем поют капоэйристы? О свободе, о том, как они любят капоэйру, о Бразилии, о своей жизни, да обо всём. И не важно, наступил тебе на ухо медведь или другой зверь, ведь главное здесь выразить себя, раскрыться и освободиться от комплексов, ведь без свободы капоэйра невозможна. 

Игра, движения, акробатика, музыка и песни и чувство свободы – неотъемлемые элементы капоэйры. Все вместе они создают неповторимую энергию «аше» (axe) в круге (роде). Ведь круг – это замкнутое пространство, инструменты, которые задают ритм, темп игры, ритм, в котором люди хлопают и поют, - всё это создаёт резонанс, который идёт в центр роды. И все, кто там играют, чувствуют эту энергию. 

 

P.S. Пошёл уже четвертый месяц, как я вошёл в дружную семью сахалинских капоэйристов. У меня уже давно перестали болеть мышцы, появилась какая-никакая растяжка, я имею в своем арсенале несколько ударов, уходов от них и перемещений. За это время капоэйра стала для меня любимым хобби, в котором ты усердно работаешь, чтобы перейти на новый уровень. А степень удовольствия, которое ты от этого получаешь, нисколько не зависит от уровня твоей подготовки, физической комплекции, пола и возраста. Капоэйра очень гармонично развивает человека, и каждый может найти в ней для себя что-то своё, это может стать новым способом самовыражения. Если кому-то это стало интересно, заходите в нашу группу в ВК, там вы сможете найти информацию и контакты: https://vk.com/mundocapoeira_sakhalin

И напоследок сцена из фильма о боевом искусстве капоэйра "Только сильнейший" с Марком Дакаскосом в главной роли: 

Спасибо за внимание!

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: Егор Павленко, 31 января 2016, в 22:48 +17
Комментарии
Написано 31 января 2016, в 23:43
В первые увидела капоэйро в Москве на одном из фестивалей. Очень интересно !
+6
Написано 31 января 2016, в 23:49
Изобретательная, А я впервые увидел ребят, с которыми вместе занимаюсь сейчас, прошлым летом на площади Славы. Тогда я не понял что это такое и даже представить себе не мог, что через несколько месяцев буду делать это с ними)
+4
Написано 31 января 2016, в 23:50
Не знала что на Сахалине есть капоэйеристы! Есть какие то бои, или выступления показательные? Интересно было бы посмотреть!
+5
Написано 31 января 2016, в 23:51 Отредактированно 31 января 2016, в 23:52
Ягодка, периодически бывают в каких-либо учебных заведениях или на спортивных мероприятиях. В частности, на день города было выступление.
+3
Написано 31 января 2016, в 23:55
Егор Павленко, чего то не слышала((( ну буду теперь прислушиваться,хочу посмотреть-как это у нас)
+4
Написано 1 февраля 2016, в 10:46 Отредактированно 1 февраля 2016, в 10:49
Не хватает твоих фотографий, Егор) из интернета не то)
+2
Написано 1 февраля 2016, в 10:50
Мелисса Маляржик, так вышло, что я там не фотографировался)
+1
Написано 1 февраля 2016, в 11:09
Все-таки физподготовка какая-никакая нужна. И лучше какая, чем никакая
+5
Написано 1 февраля 2016, в 16:45
Фото!!! Фото где с тобой?!
0
Написано 1 февраля 2016, в 16:47
Ри Валери, нет фото!) тут Мелисса уже спрашивала
0
Написано 1 февраля 2016, в 16:48
Егор Павленко, Как это нет?!
0
Написано 1 февраля 2016, в 16:54
Ри Валери, обыкновенно
0
Написано 2 февраля 2016, в 13:42
Бразильское национальное БИ. По виду (а в большинстве школ, к сожалению, и по сути) больше всего напоминает танец, и это не случайно. Бразильские чёрные рабы хотели у@#$%^ть своих угнетателей не меньше, чем окинавские, а поскольку учиться драться им запрещалось, они маскировали тренировки под народные празднества с песнями и плясками. Говорят, что где-то в Бразилии, там, где много диких обезьян, таки есть школы настоящей боевой капоэйры, но в целом, IRL капоэйра больше всего заинтересует брэйк-дансеров. По моему точнее и не опишешь.
0
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
ПятьПесен: Константин Ступин
ПятьПесен: Константин Ступин
Кто? С кем? И против кого?
Кто? С кем? И против кого?