"Если в твоем сердце появилась Индия, назад дороги нет". (Часть 13. Исторические.)

"Если в твоем сердце появилась Индия, назад дороги нет". (Часть 13. Исторические.)

Ну вот я добралась до исторических фильмах Болливуда. Хочу сказать что индийцы великолепно снимают свою историю,для них важно донести до зрителя историю страны. Итак,пятёрка исторических фильмов.

Начну с фильма 2001 года ИМПЕРАТОР (ИМПЕРАТОР АШОКА;АШОКА)

«Ашока» — история о вполне реальном великом императоре, его мифической великой любви. Пусть хронисты в один голос утверждают, что ничего подобного в его жизни не случалось и он был благопристойно женат на гареме — сердце отвечает: быть такого не может… История, мечущаяся между волшебной сказкой и «Повестью временных лет» с иным национальным колоритом, но все теми же убитыми братьями, замученными подданными и прочим набором феодальных прелестей. Наивная и сентиментальная, но не без жестокой правды жизни… Изумительная. 

Это не значит, что фильм безусловно хорош. Первая (сказочно-романтичная) половина рефлекторно движется в ритме танца. В этом не было бы ничего плохого, ведь саундтрек прекрасен, когда б не контраст со старательно нагнетаемой мрачностью. Ни тоска по убитым позавчера родителям, ни даже идущие по следу наемники не могут помешать героине оглашать леса пением, плескаться под водопадом и призывать небеса в свидетели своей красоты. Ни утрата трона, ни изгнание из дома не воспрепятствуют герою нырнуть вслед за ней и подпеть. Вторая (трагичная) часть на дискотеку не похожа, зато местный эпос… кхм… эпичен. Имея капитал в виде массовки, готовой работать за еду, создатели расписались в неумении снимать батальные сцены. В то время как некоторые танцевальные номера поражают сложностью и многоплановостью кадра, на поле брани зрителя ждут нелепые прыжки, перекошенное лицо императора, вялое вращение реквизитом на заднем плане и облака пыли, милосердно застилающие это позорище.

Судьба. Чудо случается, благодаря мастерству Шахрукха Кхана и отсутствию мастерства Карины Капур. Последняя вроде бы ничего особенного не делает: просто то лукаво, то печально смотрит с экрана огромными, обведенными «рыбкой», глазами и, не умея пока играть, проживает роль, принимая каждый поцелуй, каждую рану. Местами получается не слишком правдоподобно, местами — душераздирающе, и почти против воли начинаешь веришь этим глазам, дрожащим пухлым губам, высказанной без слов робкой любви. Корваки — забавная, порывистая, чувственная, отважная, нежная… Партнер Карины к своим 36 в чем только не снимался, но здесь открылся с неожиданной, мало востребованной в жизнерадостном индийском кинематографе стороны. Преображение светлого легкомысленного принца в кровожадного тирана получилось глубоким и трагичным. Конечно, великим императорам быть злодеями не положено, поэтому под рукой алиби в виде «нехорошего» меча. Но Кхану удается отодвинуть фэнтези-элемент на задний план. Его герой, сокрушенный смертью близких, постепенно теряет себя, сначала против воли, а потом с наслаждением убивая в себе все человеческое. 

Не судьба. Ветер задул брачное пламя, и не умыть с лица пепла, не свидеться с той, которая, забыв достоинство, ищет тебя в изгибах рек, спрашивает о тебе у каждого костра. В юности ты легкомысленно притязал на трон и взрастил из братьев убийц. Теперь трон не столь уж нужен, но поздно, путь один: к величию и саморазрушению. Встала на этом пути жена — прочь жену. Встал единственный друг — наземь его, в кандалы. Встали старики, подростки и женщины народа Калинги — убить всех. Земля удобрена плотью, только некому сеять и собирать урожай. А после великой победы, на поле боя встречает она, Корваки, первая и единственная любовь, которую ты столько лет оплакивал как мертвую. Последний воин Калинги, последний шанс остановиться и спасти то немногое, что осталось… если есть еще, что спасать. Без традиционного хэппи-энда не обойдется, но как же он однобок и неполон! Вчерашний завоеватель омоет руки от крови, став мудрым и милосердным правителем. О личном же — молчание, как о смертельной ране, к которой не решаются прикоснуться. Слишком больно. Слишком поздно. Непоправимо.

Ещё один фильм 2001 года ЛАГААН: ОДНАЖДЫ В ИНДИИ.

Понравилась энергия подлинной любви к своей земле, вложенная в этот фильм. Те, кто рисует массовки на компьютере и втыкает муляжи березок в лысый песок, должны утереться, посмотрев, на какой натуре Аамир снял свой фильм.

Читала, что съемки происходили в глухой пенджабской провинции, где люди даже не знают, что такое кино. Настоящие хижины, настоящие глиняные валы вместо заборов, настоящая посуда, которой здесь пользуются крестьяне с доисторических времен. Эта подлинность очень важна, без нее нет веры никакому навороченному кино. Для сцен матча, на который пришло население окружающих деревень, пришло ДЕСЯТЬ ТЫСЯЧ человек. Натуральных крестьян, не нарисованных. Писался синхронный звук, использовались настоящие старинные музыкальные инструменты. Поэтому картина происходящего получается очень подлинная по атмосфере.

Аамир Кхан совершил титаническую работу — он не только сделался для фильма блестящим игроком в крикет и сыграл главную роль, но еще и спродюсировал сценарий, который все считали заведомо провальным.

В самом деле, кому в двухтысячные годы сдалась история о колониальной Индии, в которой главные герои — крестьяне, носящие дхоти. Какая-то борьба за независимость, давно это было…

Но Аамир Кхан сделал такое кино, которое не только передает дух того времени, но и доказывает — эта история продолжается сегодня. Разве сегодня нет разобщения, которое позволяет врагу легко управлять покоренными людьми? Нет трусости, жадности, предательства, превосходства над другими людьми на пустом месте?

Поначалу показалось, что действие будет развиваться тяжеловато, но присутствие Аамира, способного вытянуть на себе и не такие затянутые моменты, все спасает. И уже через полчаса фильм становится очень интересным и динамичным. А игра в крикет — это блеск. Несмотря на известный финал, я психовала не на шутку. Снято талантливо — никогда не знаешь, поймают мяч, или нет, отобьют или нет. 

Гигантское напряжение играющих каждую минуту демонстрирует — они играют за жизнь, за вот этот песок под ногами, за свое, которое у них отняли. Кто-то не выдерживает физически, у другого подкачали нервы — все, как в жизни. Нет ощущения этакой неестественной картинки — вот неграмотные мужики научились играть и с бухты-барахты давай выигрывать у лощенных соперников. Все тяжело, с минимальным перевесом, по-настоящему.

Получилось так, что фильм снимался для азиатского рынка, а завоевал и западный. В одном интервью Аамир говорил, что был приятно удивлен, как западный зритель выдержал несколько длинных музыкальных номеров и само долгое время фильма.

Я не увидела длинных номеров — музыка везде по делу, и продолжается столько, сколько следует по логике. Танцы не а-ля эстрада, истинно народные, смотреть интересно. Их немного, что важно. Казалось бы, в конце, когда деревня выиграла, должны быть долгие ликующие песни, пышная музыкальная свадьба и пр. Но как раз там песен и нет, потому что и не надо. А есть долгожданный дождь, который просто обязан был хлынуть после всего произошедшего, и я была абсолютно уверена, что он будет. Но это предсказуемый ход нисколько не портит впечатления — этот даже не метео явление, это дождь-разрядка, дождь-награда, дождь, как начало новой жизни.

Особенно хорош момент, когда Герой Кхана выступает против предубеждения к человеку низшей касты. Мне этот момент хорошо понятен, так как в юности я интересовалась положением касты шудр в ортодоксальном индийском обществе. К этим людям нельзя даже прикасаться — иначе сам станешь неприкасаемым. И как он заставил других участников команды взять в нее шудру — потрясающе.

«Все, что я делаю — я делаю со страстью». Эти слова приписывают Аамиру Кхану. Не знаю, говорил ли он их в самом деле, переводы иной раз бывают весьма вольными… Но они — о нем. Браво.

Фильм 2005 года КИСНА: ЗАЩИЩАЯ СВОЮ ЛЮБОВЬ...

1947 год стал переломным для Индии — Англия объявила о ее независимости и вывела свои войска из страны, что привело по сути к гражданской войне, поскольку новое правительство Индии не смогло справиться с межрасовой враждой между индусами и мусульманами. Именно в это время и происходит действие фильма.

Кисна и Кэтрин дружат с детства, но между ними огромная расовая и социальная пропасть. Кисна — обычный индусский мальчик, а Кэтрин — англичанка, дочь обеспеченного английского чиновника в Индии, занимающего довольно высокий пост. Его отец держит в страхе всю округу, ненавидит индусов, считая их «низшей» расой, дружит (насколько это возможно) с принцем Рагкураджем, и пытается воспитать Кэтрин в подобном духе. Видя, что дочь продолжает дружески общаться с мальчиком, он отправляет ее в Англию. Через десять лет Кэтрин снова приезжает в Индию на каникулы к родителям и попадает в «кровавую баню» 1947 года. На глазах у Кэтрин убивают ее отца, саму же ее прячет Кисна. Мать Кисны воспитывающая его как настоящего мужчину в уважении к женщине, просит его доставить девушку в Дели. В погоню за ним отправляется дядя и старший брат Кисны — Шанкар, считающие его предателем, Лакшми — невеста Кисны, и принц Рагкурадж со своими людьми, влюбленный в Кэтрин. Но находятся и добрые, понимающие люди, которые помогают им достичь цели. Мало того, что им постоянно приходится скрываться, уходить от погони и рисковать своими жизнями, они полюбили друг друга и перед ними встал выбор — поддаться своей любви или исполнить долг?!

Фильм замечательно поставлен, переплетение исторических фактов и истории любви, прошлого и современности. 

В фильме задействованы как довольно известные актеры, так и новички. Амриш Пури в роли дяди Кисны — жестокого человека, ненавидевшего англичан и стремящегося к власти и богатству. Ом Пури в роли Джумана Масума Кишти, помогающий им сбежать из дворца принца Рагкураджа. Раджат Капур в роли принца Рагкураджа — отлично сыграл, себялюбивый, жестокий, его героя реально ненавидишь. Яшпал Шарма в роли Шанкара Сингха, брата Кисны. Сушмита Сен в роли танцовщицы Наины Бегам — отлично смотрелась, красиво танцевала.Ришита Бхатт в роли Рукмани, помогающая скрываться Кисне и Кае. Полли Адамс, Майкл Мэкоуни, и другие. 

И конечно, главные герои: Иша Шарвани — Лакшми, невеста Кисны — не очень красивая, но верная, любящая, ужасно ревнивая, а как танцует (!). В танце может выразить все- боль, страдание, ревность, страсть, любовь. Антония Бернат — Кэтрин, голубоглазая блондинка, со светлой кожей, в индийских нарядах смотрится непривычно, но красиво. Сыграла неплохо, конечно, петь и плясать по-индийски не сумела, но неплохо выразила свои чувства в песне «My wish comes true», сочетавшей в себе две культуры — английская песня на индийскую музыку, симпатично получилось. Вивек Оберой  — Кисна, все-таки он профессиональный и обаятельный актер, этого у него не отнять, и хотя он мне больше нравиться без бороды и длинных волос, так тоже неплохо выглядел. Не скажу, что это его самая лучшая роль, надеюсь он еще не раз нас приятно удивит, но сыграл на отлично. 

Музыка — красивая, традиционная индийская музыка. Из всего запало «Кisna- Instrumental»  — сочетание флейты и пианино, основная тема фильма, и «Кisna — Theme Chorus», то же самое, но со словами. И танцы — яркие, красиво поставленные, масштабные -во дворце. Очень понравились.
 

Фильм 2006 года КРАСАВИЦА ЛАКНАУ.

Когда я первый раз посмотрела фильм, то не все сказанное там было мне понятно. Я долго оставалась в противоречивых чувствах, пока случай вновь не положил мне на стол диск с этим фильмом. И тут до меня снизошел весь смысл и вся трагичность рассказанной в этом фильме судьбы.

Бедную маленькую девочку, которая никому и слова поперек сказать не могла, продали в публичный дом. Сначала ей хотелось домой и чтоб папа прижал к сердцу. Но не все складывается так, как ты этого хочешь. И это, по моему мнению, истинный смысл этого фильма. И бедной Амиран пришлось смириться с этим и свыкнуться с мыслью о том, что когда-нибудь за нее будут платить. За ее красоту. За ее тело.

Красавица Умрао всего лишь хотелось влюбиться и петь для любимого песни. Ей хотелось чувствовать на себе чей-то полный любви взгляд. Ей хотелось прожить жизнь полную любви и счастья. И когда она увидела свою любовь сердце ее забилось чаще и глаза заблестели. Но как же жестока бывает судьба, и любовь покинула Умрао ради людских радостей жизни.

Больше всего в этом фильме меня трогает конец. Болезненно ощущение одиночества Умрао и ее печаль чувствуешь как бы внутри себя. И я не знаю, приняла бы ее семья обратно, узнай, как на самом деле жила их Амиран все эти годы. Но чувство злости к ее семье и разочарования меня не покидает до сих пор.

Этот фильм не надо смотреть, его надо лицезреть, восхищаться им и переживать вместе с героями. Очаровательная и великолепная музыка убивает своей печальностью и берет за душу даже тех, кто не склонен смотреть индийские фильмы.

Игра актеров безупречна. В их слезы веришь, их улыбкам симпатизируешь и хочется танцевать, когда танцуют они. И тебе не кажется, что это актеры. Скорее люди, жизнь которых запечатлена на пленку видеокамеры.

Великолепный фильм 2008 года ДЖОДХА И АКБАР.

Полномасштабный, исторически выверенный, невероятно красочный и завораживающий фильм!

Поклонники современного индийского кино будут в очередной раз порадованы замечательной игрой актеров, насыщенностью красок, хорошо поставленными сценами и грандиозностью проекта!

Скептически настроенным по отношению к индийскому кино могу посоветовать одно — забудьте, что это индийское кино и наслаждайтесь замечательным фильмом! Здесь нет ежеминутных песен и танцев, здесь актеры не поют и не беснуются в танцах, звуки ударов и батальные сцены озвучены на весьма и весьма высоком уровне (совершенно отсутствуют «удары по ведру»!). Если бы я не знал, что это творение вышло с конвейера Болливуда, ни за что не поверил бы, что фильм снят не в Голливуде! Попробуйте посмореть — и если посмотрите фильм хотя бы минут 10-15, то уже не сможете оторваться!

Айшвария Рай невероятно красива и сексуальна в безупречном сари! Ум и красота сочетаются в ней с завораживающей гармоничности! 

Ритик Рошан явно одарен от природы и телом, и актерским умением, и внутренней силой! Он так сумел передать всю многостороннесть и глубину величайшего императора Индии, что, порой, начинаешь верить в реальность реинкарнации! Не поверить ему невозможно! Чтобы так сыграть царя, нужно самому стать царем — мудрым, справедливым, сильным духовно и физически!

А какая у них обоих игра глазами — они могут ими сказать гораздо больше, нежели словами! 

К слову сказать, все украшения в фильме были использованы настоящие! Оружие в фильме не бутафорское, а самое что ни на есть боевое (лишь слегка облегченное и затупленное), доспехи сделаны абсолютно настоящие, поэтому актерам-мужчинам приходилось несладко под палящим солнцем и в тяжеленных доспехах!

Словом, посмотрите фильм и не пожалеете! 

В принципе мой рассказ вроде закончен,но хочу добавить ещё два фильма.

Фильм 2011 года УРУМИ.

Они встретились у виселицы. Примечательным местом это назвать трудно: в те годы, если верить авторам фильма, в Индии виселиц было столько, что куда ни плюнь — как раз в нее попадешь, и где не встреть девушку — в непосредственной близости обнаружится тень петли. Но это, конечно, была необычная встреча, иначе стоило бы о ней упоминать? Келу, массивный, немногословный, опоясанный мечом-уруми, пришел в эти края мстить, спасать и исполнять обет — героическая рутина как она есть. Неукротимой Айеше, предстояло смотреть, как повесят ее брата. Мачеха и сестры остались дома, скрыли лица покрывалами, но то ли дело львица Аракала, убившая восьмерых из десяти, покушавшихся на ее честь, и одного пощадившая, чтобы он разнес эту весть! (Что случилось с десятым — тайна, покрытая мраком позора либо дурного русского перевода)

Нет, это не история любви. Это история о насильственной колонизации богатого края за океаном, о черном перце и безумии людей, заставляющем убивать себе подобных ради пригоршни остро пахнущих горошин, барреля нефти или еще чего-нибудь, в чем в данный момент нуждается «цивилизация». Однако подобные мысли выйдут на поверхность ближе к концу картины. А на первых порах, пока карикатурный Васко да Гама показательно зверствует, пришивая кому-то собачьи уши, статисты дерутся под случайный звукоряд, а оператор с энтузиазмом юного натуралиста снимает лягушку, от преждевременного завершения просмотра спасает именно страсть: не обязательная по сюжету, но удивительно красивая. В предгрозовой напряженности этих сцен кроется нечто большее, чем химия между актерами или мастерство постановщика, хотя и то, и другое здесь, несомненно, присутствует. Индийцы как никто умеют передать двуединую природу любви, показать ее во всей полноте чувственности и непорочности. Влечение Келу и Айеши имеет плотскую природу, это властный зов пола, восхищение женственностью / мужественностью своей второй половины. Но вопреки тому, что каждый кадр дышит энергией, и разлитое в воздухе предчувствие прикосновений волнует гораздо сильнее, чем иные эротические сцены в фильмах более откровенных, плоть здесь не довлеет, не отрицает духа. В земной любви героев есть место гордости, взаимоуважению, сдержанности, воспрещающей торопить друг друга, принуждать к чему-то, пусть и в тайне желанному. Восхищение без благоговения, слияние без растворения друг в друге, обладание без власти. 

Поддавшись очарованию этого чувства, почерпнув его мудрость, проще принять фильм таким, какой он есть: замечая объективные недостатки, но не зацикливаясь на них. Благо достоинства здесь присутствуют тоже и, чем ближе к финалу, тем более явно они себя проявляют. Несколько наивна, но притом хороша и приятно философична содержательная часть. Постановка тоже местами вызывает неподдельный зрительский энтузиазм. Даже эпично-батальные сцены, снимать которые хотя бы с минимальной степенью зрелищности и достоверности индийцы пока не научились, производят неплохое впечатление, напоминая хореографию в невесомости. По-настоящему же красивы камерные эпизоды, выдающие немалую изобретательность режиссера и оператора, их умение работать с цветом. Янтарь, мед и охра, горчица, персик и шафран, красное дерево, коралл и старое золото. Буйство оттенков желтого помогает передать эмоциональный фон, облечь в материю свет и жар. Сверхкрупные планы распахивают героев навстречу зрителю, сообщая ощущение присутствия: протяни руку — и коснешься этих губ, этих ран. В фильме есть аромат перца, но нет его горечи, есть драма, но нет отчаяния. История бесконечна, ни войны, ни чувства не ведают истинного финала. И если сегодня герой пал в битве — есть и другие миры, есть и другие жизни.

И ещё один фильм 1996 года КАМА СУТРА: ИСТОРИЯ ЛЮБВИ. 

ВНИМАНИЕ!!! ФИЛЬМ КАТЕГОРИИ 18+.

Что мы знаем о Кама-сутре? Если хотя бы, что это — древний индийский трактат, оставленный творцом, о страсти и физической любви, и, крепкое понимание того, что секс для индийцев всегда был не только способом продолжения рода, искусством наслаждения, методом врачевания, где Кама — это сама любовь, но и сводом заповедей и руководством для поклонения, то можно считать себя вполне просвещенным человеком. По мнению многих сведующих, Кама-сутра была написана для мужчин и женщин, но не всех, например, для незамужних это было недопустимо, замужним с позволения мужа можно было ознакомиться с положениями, доступно это учение было только куртизанкам. Это учение -привилегия для высших каст, родившихся для наслаждения, можно сказать, это секс по правилам для избранных, ибо здесь существует множество правил, четкая последовательность действий и ритуалов.

Не могу отнести себя к великим знатокам индийского кинематографа и индийской культуры, но пару моментов я отметила сразу — в этом фильме целуются в губы, обнажают тела и не поют пританцовыввая толпами. Именно эти факты заставили внимательно посмотреть, кто является создателями и актерами фильма. Этот исторический фильм мне почему-то напомнил «Мемуары гейши», «Гладиатора», «Агору», «Александра». Я не ошиблась.. 

«Кама Сутру» нельзя отнести к традиционным и привычным для нас произведениям Болливуда. Но вы даже не представляете, насколько красивое действо вас ждет! Меня удивляет, почему я увидела это только спустя так много лет, после его выхода и более того, имея диск с заслушанными до дыр саундреками этого фильма. Шикарная, завораживающая музыка от «Mychael Danna», великолепные, величественные пейзажи, костюмы, декорации, детали, яркие эмоции, игра актеров и конечно сама история любви. Сюжет течет логично, правдоподобно — две девочки-подруги вырастают в двух девушек, одна принцесса Тара, вторая — служанка. Когда принцесса впервые встречается с принцем, будущим мужем, то его взгляд останавливается на Майе, принцесса, ловя этот взгляд, от злости и ревности плюет ей в лицо… Майя горда, обидчива и самолюбива, она никогда не вела себя как простолюдинка, скрепя сердце она донашивала платья своей госпожи и принимала то, что доставалось с барского плеча. Поэтому принародное унижение она простить не смогла и мстит она довольно своеобразно — в ночь накануне свадьбы госпожи она приходит к ее будущему мужу и страстно отдается ему, получая первой то, что должно было принадлежать не ей.

За это ее изгоняют как блудницу из дворца. 

И вот однажды в храме ее встречает придворный скульптор Джей, сын придворной куртизанки, человек тонкий и похожий на Майю, который делает ее не только своей музой, но и отводит в школу Кама Сутры. Изваяв скульптуру, он отвергает любовь своей музы, ибо стремится к свободе, ибо без свободы он не может творить. 

В целом актерам удалось не только передать характеры своих героев, но выдержать их образы в соответствии с эпохой. Если бы создателям фильма удалось еще раскрыть и передать суть учения Кама-Сутры, усилив этот момент и уделив бОльшее внимание ему, а не только его пикантной внешней оболочке с типично выдранным из контекста, то фильм бесспорно выиграл бы и заслужил бы исключительно высочайшую оценку. Особо хочется отметить, что несмотря на всю трагичность истории, ее создателям удалось сделать тонкой и светлой не только ее начало, но и завершение.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: Наташа, 22 июля 2015, в 18:02 +8
Комментарии
Написано 22 июля 2015, в 19:26
Круто! Еще бы пару ссылок на просмотр фильма кинули
+7
Написано 22 июля 2015, в 20:03
Маргоша, ВК есть всё))) А какой именно фильм заинтересовал?
+8
Написано 22 июля 2015, в 20:05
Natali, ужастики все. Люблю их
+6
Написано 22 июля 2015, в 20:38
Маргоша, посмотрите вот этот,там нет ни песен,ни танцев,весь фильм в напряжении...https://vk.com/videos-31106704?section=all&z=video..
+6
Еще 1 комментарий
Написано 22 июля 2015, в 20:38
СПАСИБО ЗА ИНТЕРЕСНЫЙ ПОСТ!!!
+3
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
на злобу дня))
на злобу дня))
Детские "деликатесы"
Детские "деликатесы"