Лабораторные показы эскизов спектаклей в Чехов-центре. О войне как о войне
В рамках III Дальневосточного театрального форума в Чехов-центре 3 ноября прошла традиционная режиссёрская лаборатория. Особенности этого проекта под названием "POST ЧЕХОВ" в том, что молодые режиссёры имеют возможность подготовить в нашем театре за несколько дней эскизы своих спектаклей с общей идеей рождения "нового человека", и какой-то из этих эскизов по результатам голосования участников лаборатории может быть доработан до полноценного спектакля и войти в репертуар Чехов-центра.
Одной из показанных работ стали "Рассказы", поставленные московским режиссёром Талгатом Баталовым по произведениям Всеволода Гаршина. Тема работы - война. От русско-турецкой, через Афган, Чечню и до "последних боевых действий". Все пришедшие в малый зал театра стали участниками ток-шоу.
А точнее - эксперимента. Зритель, знакомый с творчеством Талгата Баталова, работающего в Москве в театре документальной пьесы, должен быть всегда готов к шоку. И в этот раз режиссёр бил в упор из всех орудий, используя и технику verbatim; и звук-гул, от которого к концу спектакля раскалывалась голова; и контраст телевизионности шоу и настоящести его героев (Александра Ли, Антона Ещиганова, Ильи Романова и Андрея Волколупа);
и зачитываемые одним из действующих лиц в исполнении Виктора Крахмалёва трагичные и натуралистичные гаршинские отрывки;
и хождение героев в зал...
Собрались на лабораторный просмотр люди не случайные. И даже среди них оказалось немало тех, кто из Гаршина читал лишь "Лягушку-путешественницу". Девять актёров Чехов-центра под руководством Талгата Баталова бьющими в глаза красным цветом и камуфляжем нарисовали картину мира, которому никогда не жилось и не живётся, к сожалению, без войн.
Ни во второй половине XIX века, когда об испытанных ужасах писал, как выяснилось, ушедший добровольцем на фронт Гаршин. Ни сейчас. Когда живого материала для подготовки эскиза - историй солдат, посланных воевать - хоть засобирайся. А порог восприимчивости общества, похоже, стремительно снижается, заставляя деятелей искусств изобретать всё новые методы нагнетания эмоционального накала.
Ток-шоу о войне, журналюга-ведущая которого (Ирина Звягинцева) вызывала даже у присутствовавших на показе представителей прессы желание сказать: "Как я ненавижу журналистов!"
Калашниковская премия мира. "Аниматоры", с надрывом читавшие наивные стихи солдатской мамы (Татьяна Максимова): "Стреляешь, сыночек? Ну как там успехи? Попал хоть разочек?" Отмывание денег в тазу. Этакий клоун-петрушка Андрюша (Андрей Васильев).
Царь в исполнении Заслуженного артиста РФ Андрея Кошелева.
Авторы решили, что из всего этого вместе можно сделать зрелище.
И здесь необходимо, думаю, помнить о нескольких важных моментах. Во-первых, восприятия театральных критиков и простого зрителя отличаются. Когда эскиз смотрят как предмет для разбора приглашённые в театральную лабораторию искушённые и порой склонные к демагогии гости - это одно. И совсем другое увидит в работе обычный неподготовленный зритель с открытым сердцем, купивший билет в театр. Думаю, работникам культуры стоит оставлять некий выбор за потребителями своих продуктов. Не всякий зритель выдержит такой накал страстей, какой задаёт в "Рассказах" Талгат Баталов. Маме своей я, скажем, спектакль, если он родится по этому эскизу, не порекомендовала бы. У некоторых на просмотре поднялось давление. Постановка из тех, что требуют специальных пометок в афишах и анонсах. С другой стороны, и зрителю, конечно, стоит обдуманно подходить к выбору произведений для просмотра и готовиться к походам в театр.
Тема войны вообще требует очень внимательного к себе отношения. Не спекулировать, не превратиться в циников, не выработать иммунитет. Не пережать с испытанием зрителя на выдержку и восприимчивость. И не допускает она ни ноты фальши. Жаль, но наряду с тем, что меня, например, массированная атака эскиза поразила в самое сердце, и кто-то в зале плакал, были и те, кто ждал конца показа, скучая. Третьим увиделся в постановке один сплошной стёб, и даже кощунство. Ответственное это дело - говорить с людьми о войне языком искусства.
+7-962-125-15-15