Край света. Восток: "Токарный станок Джоши"
Индийское кино… Вы еще не успели произнести эти два слова до конца, а сознание уже начинает рисовать яркие образы: громкая музыка, песни, танцы, драматическое заламывание рук, драки. Это всемирно известная «Зита и Гита» и «Танцор Диско». Это фильмы-праздники.
Но, как оказалось, Вы глубоко ошибаетесь, если ассоциируете индийское кино только с такими образами. Оно может быть совершенно иным. Свое мнение об индийском кино помог мне сегодня изменить один из фильмов первого дня кинофестиваля «Край света. Восток» - «Токарный станок Джоши» (2016) режиссера Мангеша Джоши.
Этот фильм – новое независимое индийское кино, которое оголяет проблемы современности, заставляет искать ответы на вечные вопросы, ставить себя на место героев и много, очень много думать.
Если попытаться пересказать основной сюжет, то он уместиться всего в нескольких небольших предложениях. Индия. Наши дни. Токарь Джоши – прекрасный специалист, буквально живущий работой, своему делу он отдал 35 лет своей жизни. Но время неумолимо идет вперед, на место ручному труду приходят машины, цех, в котором трудится Джоши закрывают из-за убыточности, а токаря увольняют.
Казалось бы, часто встречающаяся картина. Человек с большим опытом, талантливый и трудолюбивый сможет найти себе работу в другом месте или заняться чем-то другим, тем более, если он еще не стар. Но, оказывается, на это способен не каждый. А в Индии – это особая проблема.
Индия – страна каст. Каста или джати - принадлежность к той или иной профессии, к религиозной общине. Современное общество хоть в большинстве своем и считает такое разделение – пережитком прошлого, кастовость в маленьких городах и деревнях здесь все же сохраняется, а это значит, что человек, рожденный в касте торговцев никогда не сможет заниматься наукой, а ребенку, рожденному в касте рабочих, предначертано еще до рождения заниматься ручным трудом. Особенно эта традиция важна для людей старшего поколения, ведь так жили их отцы и деды, и данное правило было непрекословно. Это как у Высоцкого: «Родишься баобабом и будешь баобабом тыщу лет, пока помрёшь».
Вот поэтому для Джоши потеря работы, которой он занимался больше четверти века и которую любил – это трагедия. Он не мыслит себя в другой роли. Здесь не показан тот вариант, когда человек не может вовсе найти себе рабочего места за его отсутствием, это не тот случай, когда дома голодает орава маленьких детей, а уволенного отца, готового взяться за любую работу, не берут не в одно место. Нет, здесь и жена работает, и сын уже взрослый и самостоятельно работает, и дела у них пошли в гору, и Джоши на иную работу берут. Но для него все не то, и все не так, ибо он токарь, которого прозвали Джоши – токарный станок за его мастерство и заниматься чем-то иным он не хочет, не может себе позволить.
В душе главного героя происходит настоящая ломка. Если традиционные индийские фильмы полны музыки, пения, шума, то этому фильму я бы в качестве синонима подобрала слово «молчание». Очень много в нем молчания. При этом молчит только главный главный герой. За весь фильм, который длиться 1 час 44 минуты он проронил, наверное, не больше десятка слов, наиболее часто встречаемым из которых стало почти про себя сказанное «хм….».
В традиционном индийском кино с помощью танцев часто показывают то, что чувствует или желает актер. Поэтому музыкальные кадры делаются умышленно нереальными, чтобы аудитория не восприняла их буквально. Этот фильм лишен ирреальности. Только правда, и она на лице героя, она в его мучительном молчании, которое все время кажется предельным, будто еще немного, и герой захочет покончить со своею ставшей бессмысленной жизнью.
Местами эпизоды фильма напомнили мне драмы бельгийского драматурга Мориса Метерлинга, особенностью которых было специально затянутое молчание. Он возвел молчание в ранг эстетической категории. В этом фильме происходит подобное: излишнее молчание не раздражает, в нем спрятана целая жизнь.
Почему здоровый еще не старый человек, у которого есть жена и сын, у которого жива еще старенькая мать считает себя пропавшим? Только ли в касте дело, только ли в потере работы? Как мне показалось, за этим надрывным молчанием скрывается еще одна страшная проблема – одиночество в толпе, одиночество в кругу семьи. Джоши всю свою самостоятельную жизнь работал, задерживался на работе до поздна, уходил самым последним. В итоге сын вырос без него, отец не знает его интересов, его друзей и знакомых, если с матерью и бабушкой сын может шутить, всячески помогает им, то отца просит закрыть дверь снаружи при выходе. Жена трудиться целый день, приготавливая блюда на заказ для чужих праздников, она живет своей жизнью, у нее свой круг общения, из которого никто даже не знает, как выглядит ее муж.
Но у меня сложилось двоякое отношение к главному герою. С одной стороны, его жаль, но с другой, хочется подойти, встряхнуть этого человека и крикнуть: «Эй, отчнись!». Он будто «маленький человек» из русской классики, некий Акакий Акакиевич Башмачкин, который вроде бы и трудолюбив, и воспитан, и по-своему талантлив, но чрезмерно зажат, чрезмерно боится нового и каждый раз бежит от него, возводя за собой несокрушаемые стены. Помните, как у Гоголя Башмачкин стал отнекиваться, когда ему предложили не только переписывать тексты, но и вносить в них что-то свое, править, как он испугался? Вот и Джоши такой же. Он даже чай из автомата не пьет. При этом ничего не говоря, делая какие-то робкие попытки войти в контакт с семьей в виде «зайти на порог комнаты, где все, и постоять».
Он ассоциируется и для зрителя, и для, наверное, самого героя, со старой техникой, вроде бы еще не пришедшей в негодность, но уже не нужной. Не даром в фильме сын Джоши чинит компьютеры и не может найти старые комплектующие, вынуждено отказавшись от огромного заказа, радио бабушки, купленное еще, когда Джоши родился, ломается и сын говорит, что его пора выбросить на помойку, а не чинить, и даже еще пригодный, век служивший ручной комбайн, заменяют на новый современный.
В этом фильме много граней. Есть и традиционные для индийского кино черты. Среди драматизма сюжета возникают элементы комедии. Его вносит образ старой матери Джоши. Каждая ее фраза комична и в то же время очень жизненна.
Время идет вперед, им управляют технологии, а ощущают расплату всего этого на собственной шкуре такие, как простой токарь Джоши, чья фамилия, видимо, не просто так совпадает с фамилией режиссера самого фильма.
Чтобы до конца понять этот фильм, нужен не малый жизненный опыт.
Найдет ли Джоши выход или поплывет по течению? Сходите на показ фильма 27 августа в ККЗ "Комсомолец" и узнаете об этом…
Главное фото взято с сайта: http://sakhalinfilmfestival.ru/programma/2018/samoe-glavnoe-1/tokarnyy-stanok-dzhoshi/
Фото блога: Дмитрий Раченко
+7-962-125-15-15
"Делай болванки,остальное доделает станок С ЧПУ"
Когда ломается этот станок С ЧПУ и работа останавливается ,
Джоши делает вручную деталь уникальной сложности.
Начальник удивлённо крутит деталь в руках,но тут же говорит
"Станок с ЧПУ делает за смену 70-80 деталей , а ты сколько ?
5-6?"
Неудивительно,что после такого непонимания Джоши уходит.
Никто не оценил по достоинству его навыки. Никому не нужен
Hand Made.
Заниматься обыденной деятельностью для него,мастера высшей квалификации -все равно.что Денису Мацуеву играть "Мурку" в придорожном ресторане.
.
"Ты работал 35 лет Джоши! Сиди отдыхай!"
Так творец уникальных по сложности деталей и кормилец семьи стал никем!
Так на смену красивым и долговечным вещам -пришли одноразовые штамповки.
Так интересное общение и познание себя, превратилось в обмен
эмоциональными всплесками и не зрелыми эмоциями.
Где то работает некий "станок с чпу" и всех нас " доводит до ума"
Все одинаково,поверхностно...все придумано за вас.
Фильм "Станок Джоши" является кинематографом высшей пробы! По количеству мысли и аллюзий на кадр, его бы хватило на 3-4 хороших фильма. Фильм о человеческом достоинстве!
Спасибо режиссёру он словно свой тёзка герой создал ювелирный продукт Hand Made.
Спасибо фестивалю за возможность быть причастным!
Кажется, об этом фильме можно говорить бесконечно, все находя новые грани