Край света. Восток: "Токарный станок Джоши"

Край света. Восток: "Токарный станок Джоши"

Индийское кино… Вы еще не успели произнести эти два слова до конца, а сознание уже начинает рисовать яркие образы: громкая музыка, песни, танцы, драматическое заламывание рук, драки. Это всемирно известная «Зита и Гита» и «Танцор Диско». Это фильмы-праздники.

Но, как оказалось, Вы глубоко ошибаетесь, если ассоциируете индийское кино только с такими образами. Оно может быть совершенно иным. Свое мнение об индийском кино помог мне сегодня изменить один из фильмов первого дня кинофестиваля «Край света. Восток» - «Токарный станок Джоши» (2016) режиссера Мангеша Джоши.

Этот фильм – новое независимое индийское кино, которое оголяет проблемы современности, заставляет искать ответы на вечные вопросы, ставить себя на место героев и много, очень много думать.

Если попытаться пересказать основной сюжет, то он уместиться всего в нескольких небольших предложениях. Индия. Наши дни. Токарь Джоши – прекрасный специалист, буквально живущий работой, своему делу он отдал 35 лет своей жизни. Но время неумолимо идет вперед, на место ручному труду приходят машины, цех, в котором трудится Джоши закрывают из-за убыточности, а токаря увольняют.

Казалось бы, часто встречающаяся картина. Человек с большим опытом, талантливый и трудолюбивый сможет найти себе работу в другом месте или заняться чем-то другим, тем более, если он еще не стар. Но, оказывается, на это способен не каждый. А в Индии – это особая проблема.

Индия – страна каст. Каста или джати - принадлежность к той или иной профессии, к религиозной общине. Современное общество хоть в большинстве своем и считает такое разделение – пережитком прошлого, кастовость в маленьких городах и деревнях здесь все же сохраняется, а это значит, что человек, рожденный в касте торговцев никогда не сможет заниматься наукой, а ребенку, рожденному в касте рабочих, предначертано еще до рождения заниматься ручным трудом. Особенно эта традиция важна для людей старшего поколения, ведь так жили их отцы и деды, и данное правило было непрекословно. Это как у Высоцкого: «Родишься баобабом и будешь баобабом тыщу лет, пока помрёшь».

Вот поэтому для Джоши потеря работы, которой он занимался больше четверти века и которую любил – это трагедия. Он не мыслит себя в другой роли. Здесь не показан тот вариант, когда человек не может вовсе найти себе рабочего места за его отсутствием, это не тот случай, когда дома голодает орава маленьких детей, а уволенного отца, готового взяться за любую работу, не берут не в одно место. Нет, здесь и жена работает, и сын уже взрослый и самостоятельно работает, и дела у них пошли в гору, и  Джоши на иную работу берут. Но для него все не то, и все не так, ибо он токарь, которого прозвали Джоши – токарный станок за его мастерство и заниматься чем-то иным он не хочет, не может себе позволить.

В душе главного героя происходит настоящая ломка. Если традиционные индийские фильмы полны музыки, пения, шума, то этому фильму я бы в качестве синонима подобрала слово «молчание». Очень много в нем молчания. При этом молчит только главный главный герой. За весь фильм, который длиться 1 час 44 минуты он проронил, наверное, не больше десятка слов, наиболее часто встречаемым из которых стало почти про себя сказанное «хм….».

В традиционном индийском кино с помощью танцев часто показывают то, что чувствует или желает актер. Поэтому музыкальные кадры делаются умышленно нереальными, чтобы аудитория не восприняла их буквально. Этот фильм лишен ирреальности. Только правда, и она на лице героя, она в его мучительном молчании, которое все время кажется предельным, будто еще немного, и герой захочет покончить со своею ставшей бессмысленной жизнью.

Местами эпизоды фильма напомнили мне драмы бельгийского драматурга Мориса Метерлинга, особенностью которых было специально затянутое молчание. Он возвел молчание в ранг эстетической категории. В этом фильме происходит подобное: излишнее молчание не раздражает, в нем спрятана целая жизнь.

Почему здоровый еще не старый человек, у которого есть жена и сын, у которого жива еще старенькая мать считает себя пропавшим? Только ли в касте дело, только ли в потере работы? Как мне показалось, за этим надрывным молчанием скрывается еще одна страшная проблема – одиночество в толпе, одиночество в кругу семьи. Джоши всю свою самостоятельную жизнь работал, задерживался на работе до поздна, уходил самым последним. В итоге сын вырос без него, отец не знает его интересов, его друзей и знакомых, если с матерью и бабушкой сын может шутить, всячески помогает им, то отца просит закрыть дверь снаружи при выходе. Жена трудиться целый день, приготавливая блюда на заказ для чужих праздников, она живет своей жизнью, у нее свой круг общения, из которого никто даже не знает, как выглядит ее муж.

Но у меня сложилось двоякое отношение к главному герою. С одной стороны, его жаль, но с другой, хочется подойти, встряхнуть этого человека и крикнуть: «Эй, отчнись!». Он будто «маленький человек» из русской классики, некий Акакий Акакиевич Башмачкин, который вроде бы и трудолюбив, и воспитан, и по-своему талантлив, но чрезмерно зажат, чрезмерно боится нового и каждый раз бежит от него, возводя за собой несокрушаемые стены. Помните, как у Гоголя Башмачкин стал отнекиваться, когда ему предложили не только переписывать тексты, но и вносить в них что-то свое, править, как он испугался? Вот и Джоши такой же. Он даже чай из автомата не пьет. При этом ничего не говоря, делая какие-то робкие попытки войти в контакт с семьей в виде «зайти на порог комнаты, где все, и постоять».

Он ассоциируется и для зрителя, и для, наверное, самого героя, со старой техникой, вроде бы еще не пришедшей в негодность, но уже не нужной. Не даром в фильме сын Джоши чинит компьютеры и не может найти старые комплектующие, вынуждено отказавшись от огромного заказа, радио бабушки, купленное еще, когда Джоши родился, ломается и сын говорит, что его пора выбросить на помойку, а не чинить, и даже еще пригодный, век служивший ручной комбайн, заменяют на новый современный.

В этом фильме много граней. Есть и традиционные для индийского кино черты. Среди драматизма сюжета возникают элементы комедии. Его вносит образ старой матери Джоши. Каждая ее фраза комична и в то же время очень жизненна.

Время идет вперед, им управляют технологии, а ощущают расплату всего этого на собственной шкуре такие, как простой токарь Джоши, чья фамилия, видимо, не просто так совпадает с фамилией режиссера самого фильма.

Чтобы до конца понять этот фильм, нужен не малый жизненный опыт.

Найдет ли Джоши выход или поплывет по течению? Сходите на показ фильма 27 августа в ККЗ "Комсомолец" и узнаете об этом…

Главное фото взято с сайта: http://sakhalinfilmfestival.ru/programma/2018/samoe-glavnoe-1/tokarnyy-stanok-dzhoshi/

Фото блога: Дмитрий Раченко

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: Катерина Раченко, 25 августа 2018, в 00:49 +6
Комментарии
Написано 28 августа 2018, в 02:11
Когда Джоши принимают на другую работу,выесняется,что ни кому не нужна его квалификация.
"Делай болванки,остальное доделает станок С ЧПУ"
Когда ломается этот станок С ЧПУ и работа останавливается ,
Джоши делает вручную деталь уникальной сложности.
Начальник удивлённо крутит деталь в руках,но тут же говорит
"Станок с ЧПУ делает за смену 70-80 деталей , а ты сколько ?
5-6?"
Неудивительно,что после такого непонимания Джоши уходит.
Никто не оценил по достоинству его навыки. Никому не нужен
Hand Made.
Заниматься обыденной деятельностью для него,мастера высшей квалификации -все равно.что Денису Мацуеву играть "Мурку" в придорожном ресторане.

.
"Ты работал 35 лет Джоши! Сиди отдыхай!"
Так творец уникальных по сложности деталей и кормилец семьи стал никем!
Так на смену красивым и долговечным вещам -пришли одноразовые штамповки.
Так интересное общение и познание себя, превратилось в обмен
эмоциональными всплесками и не зрелыми эмоциями.
Где то работает некий "станок с чпу" и всех нас " доводит до ума"
Все одинаково,поверхностно...все придумано за вас.

Фильм "Станок Джоши" является кинематографом высшей пробы! По количеству мысли и аллюзий на кадр, его бы хватило на 3-4 хороших фильма. Фильм о человеческом достоинстве!
Спасибо режиссёру он словно свой тёзка герой создал ювелирный продукт Hand Made.
Спасибо фестивалю за возможность быть причастным!
+1
Написано 28 августа 2018, в 09:15
Arxetip, недаром там внимание уделяется символу: рукам. На кончиках пальцев - любовь, на ладонях -знание. Поэтому, когда он надел перчатки, чтобы собрать мусор, так смотрел на руки. Это унижение для него.
Кажется, об этом фильме можно говорить бесконечно, все находя новые грани
+2
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Творческая анимационная мастерская (ТАМ) "Острова". День 1
Творческая анимационная мастерская (ТАМ) "Острова". День 1
Конкурс "Караоке-онлайн"
Конкурс "Караоке-онлайн"