Пять веков русского искусства vs Гном-мизантроп

Пять веков русского искусства vs Гном-мизантроп

В субботу ходили в художественный музей на выставку «5 веков русского искусства». Выставка эта, если кто не знает, работает с 1 апреля и до 5 мая можно посмотреть настоящие шедевры русской живописи совершенно бесплатно. Спасибо за это компании "Сахалин Энерджи", Государственному Русскому музею (Санкт-Петербург) и Сахалинскому областному художественному музею.

Я повела детей в музей. Дочь пошла с удовольствием, а у гнома настроение с утра не задалось. Он внезапно выяснил, что в его адовой рати, состоящей из динозавров, черепашек-ниндзя, драконов, солдат армии США, трансформера и мутантов родившихся в больном мозгу анимэшников, отсутствует Человек-Апук. А без Человека-Апука что за жизнь? Так, прозябание.

Я его тащу на встречу с прекрасным, а он всю дорогу бухтит, что он хочет Апука и прямо сейчас.

Зашли в музей, разделись, приятно удивились тому, что билетов не требуется.

- Как асиво! – завопил гном и ринулся вперед. Но его восхищения хватило ровно на 4 секунды -  в первом зале выставляются графические работы по мотивам произведений Гоголя. А они, положа руку на сердце, неподготовленный ум только отвратят от искусства. Даже если этому уму много больше 3 лет.

Гном зыркнул налево, зыркнул направо, оценил обстановку и метнулся в главный зал.

- Держите ребенка! – закричала мне сотрудница музея – у нас там картин на 13 млрд рублей!

Пошли смотреть на миллиарды.

44 полотна и половина из них знакомы по иллюстрациям в учебниках или просто по ощущениям. Саврасов, Венецианов, Шишкин, Айвазовский…..

Я разбираюсь в живописи, как свинья в апельсинах, но у меня есть своя страсть - работы первых русских портретистов. Рокотов, Левицкий, Боровиковский – мое.

Вот как например, можно не влюбиться в такое?

Это колдовство – с портретов смотрят князья и графини, горничные и воспитанницы Смольного института. От многих не осталось никакой памяти. Может, они и не заслужили памяти, прожили бестолковую жизнь. Может, все эти красавицы закончили жизнь беззубыми страшными старухами, но в веках они остаются нежными, как ангелы. С трогательными кудельками или ровным пробором в который их так и хочется поцеловать. Вроде нет эпатажа, новаторства, «поисков» и прочего, просто лица на холсте, но есть ощущение тепла, который художник перенес и на своих героев и на нас, грешных).

В Третьяковке меня ругали третьяковские тетушки за попытки погладить щечки на портретах. )))) КАК? КАК нарисовать сияние глаз, легкий румянец, тень от ресниц? Когда мы с дочерью застыли у  картины Боровиковского я повторяла: «это не фотоаппарат, это нарисовано красками…. Представляешь?»

Есть на выставке портрет Бехтерева работы Репина. Тоже не последний, как бы художник. Но меня он трогает гораздо меньше.

На выставку приходят много посетителей. Возле картины Венецианова «Первые шаги» образуется небольшой затор. Я, глядя, как крестьянка смотрит на своего малыша в рубашонке, стоящего на шатких ножках и готова его подхватить, вспоминала первые шаги своих детей.

У меня тоже есть такие, запечатленные, воспоминания, правда не  живописные, а снятые на мыльницу и я на них в трусах. Когда пересматривала свои фотографии нашла много подтверждений тезиса, что «матери с маленьким ребенком даже одеться некогда». Впрочем, отвлеклась.

Итак, продолжаем. На выставке две ( если не ошибаюсь) картины Айвазовского. В том числе, такая уместная, в свете политической коньюктуры «Лунная ночь в Крыму».  

Есть такой родной и узнаваемый Шишкин.

Но задержаться возле каждой работы столько, сколько хотелось, нам не удавалось – Гном рвался на свободу. Он хватал меня за руку, пытался тянуть так, что зависал буквально параллельно полу. Я держалась, Гном сменил тактику и стал меня позорить.

- Как это красиво! – негромко переговаривались две женщины.

- Неасиво! – громко раздавалось откуда-т снизу. И потом контрольный, отчетливый, на случай если с первого раза не поняли – НЕ-А-СИ-ВО! Сапсем!

**********

- А чего это она такая? – спросила дочь у картины Брюллова «Вирсавия».

- Какая?

- Ну такая…..

- Голая что ли?

- Да…

Я стала рассказывать, что эта традиция – изображать персонажей античности обнаженными, чтобы показать красоту тела и вообще,  что рисовать платье каждый может, а попробуй нарисуй правильно руку или ногу. Последний аргумент подействовал на нее, как на творца – у дочери все принцессы в пышных оборках, под ними она скрывает неумение нарисовать шею и плечи и разную длину ног своих нарисованных красоток.

- Но ведь это прекрасно, ты согласна?

- Узянся (ужасно) – вклинился со своей репликой в обсуждение малолетний мизантроп.

Дочь надолго зависла у икон. Не знаю, что ее там привлекло, но она оттащила меня от портрета и за руку приволокла к иконам. На выставке представлены работы новгородских мастеров "Богоматерь Знамение", "Покров Богоматери, но дочь больше всего ее привлекла икона Боровиковского «Христов во гробе».

Уже потом, в кафе она сидела, попивала молочный коктейль и читала в брошюрке про эту работу. Бальзам на мое сердце. Хотелось сфотографировать и поместить в альбом с достижениями в воспитании «Образцовая мать».

Движемся дальше. 

- Как у нас, только без грязи, - прокомментировал ребенок картину Куинджи «Прибой».

Мне бы хотелось задержаться подольше у полотен Зинаиды Серебряковой. Я не могу понять, что мне интереснее – ее судьба или ее творчество. Наследница целой династии знаменитых художников, она стала первой русской художницей, получившей признание в мире.

Зинаида попала под каток революции со всеми ее последствиями. После смерти мужа осталась с четырьмя детьми и больной матерью. Голод, разруха. Затем она получила большой заказ и поехала в Париж. Вернуться домой Зинаида уже не смогла. К ней в Париж смогли приехать только двое детей. С дочерью Таней она увидилась лишь спустя 36 лет…. Зинаида стала знаменитой и признанной на родине только за 7 лет до смерти в 60-м году. Ей тогда было 76 лет.

При этом она рисовала чудесных красавиц и негров в ярких одеждах. Мне хотелось разглядывать ее балерин, но посетители стали очень выразительно дышать и поглядывать на Гнома. К этому времени он уже подвывал, припадал на колени, в общем всячески изображал, что обессилел и нужно срочно идти домой. Или в магазин. На магазин у него силы еще остались. 

Он победил искусство. Но думаю, что я еще раз приду на выставку, уже без него. А может и не раз. 

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: Морковкина Ольга, 15 апреля 2014, в 08:20 0
Комментарии
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
"Варшавский! КРАСссАВА!!!" -  этот восторженный крик за моей спиной я слушала два концертных часа.
"Варшавский! КРАСссАВА!!!" - этот восторженный крик за моей спиной я слушала два концертных часа.
Рецензия на спектакль "Трижды три желания". НА КОНКУРС!
Рецензия на спектакль "Трижды три желания". НА КОНКУРС!