Насильственная посадка самолёта США на острове Итуруп

Насильственная посадка самолёта США на острове Итуруп

 

 Дело было так. 1 июля 1968 американский пассажирский самолет DC-8-63F с более чем 214 солдатами (они направлялись во Вьетнам) на борту сбился с курса и пересек границу у Курильских островов. Самолет был перехвачен и посажен на острове Итуруп. Через четыре дня самолет с солдатами был отпущен. Мы в это время находились в школе посёлка Буревестник, где и находился аэродром. Практика вроде была, парты красили, белили. Рёв и стрельба (аэродром буквально метров 500 от школы). Вся школа рванулись на аэродром, да наверно все жители посёлка. К строениям аэропорта подкатил американский самолёт, таких огромных здесь отродясь не было. Наши подставили трап, - ан нет, не хватает метра два. Быстро вызвали плотников и те сколотили трап. Солдаты спускались важно, небрежно складывая стрелковое оружие на постамент. Но особенно интересно нам было наблюдать, как спускались стюардессы в мини юбках, узеньких и с разрезом. Затем из госпиталя выкинули наших больных и хромых солдат в палатки, а туда поселили американцев. Поставили охрану. В магазинах сразу появилось всё, даже спиртное (там был в то время абсолютно сухой закон). Им давали денег, рублей по десять, они со сопровождением по очереди ходили покупали, что могли. В основном водку. Мы пацаны ночью прокрадывались к окнам, разговаривали с ними кое-как, больше жестами. Они просили водки предлагая доллары. Но никто не брал. Меняли на самогон на значки, зажигалки и всякую мелочь. Нас конечно гоняли, но не так строго. Вот так я впервые увидел доллары. Это было... 
 Кстати, говорят этот самолёт наши успели просмотреть весь и кое что нашли. И через несколько месяцев вроде этот самолёт взорвался в воздухе. За последнее не отвечаю, возможно просто слухи... 
 

Вот что нарыл в Интернете:
1 июля 1968 года на аэродроме 11-ой армии ПВО «Буревестник», о-ве Итуруп, Курильской гряды, шли плановые полеты. Взлетали краснозвездные МиГи, чтобы, открутив «бочки» и «иммельманы» над Тихим океаном, вновь приземлиться на бывшем японском аэродроме.
В разгар полетов военный летчик 1-го класса подполковник Ярослав Хиров получил сообщение, что воздушное пространство СССР нарушил иностранный самолет – на 200 километров углубился на нашу территорию и летел непосредственно над россыпью Курильских островов, кстати, напичканных в то время радиотехническими средствами ПВО.
На перехват нарушителя поднялись в воздух лучшие асы полка – капитаны И. К. Мороз, И. Ф. Ветушко, Ю. Б. Александров и В. А. Игонин во главе с командиром эскадрильи капитаном Сальниковым.
Истребители отыскали крылатую громадину без особого труда. Увидел крутящиеся поблизости с их лайнеров краснозвездные ястребки и экипаж DC-8-63F.
Приблизившись к пассажирскому самолету чуть ли не вплотную, капитан Игонин покачал крыльями и вышел вперед на своем МиГ-17. На языке летчиков эти воздушные эволюции означали: «Следуй за мной». Но «американец» на эту команду не среагировал, продолжая полет с прежним курсом. Более того, гость попытался нырнуть в облака, забраться на еще большую высоту. 
Подполковник Хиров приказал капитану Игонину дать очередь из бортового вооружения так, чтобы трассеры прошли перед самым носом лайнера.
Только после этого экипаж «Дугласа» понял, что русские с ними шутить не намерены, и командир экипажа DC-8-63F итальянец американского происхождения Джозеф Тозолини взял предложенный перехватчиками курс и последовал за ними. Под конвоем МиГов пилоты американского лайнера совершили круг над «Буревестником», чтобы получше прицелиться к короткой и узкой для такой крылатой махины взлетно-посадочной полосе, а потом мастерски приземлили лайнер на незнакомом им военном аэродроме.
Опуская подробности пребывания гостей из Америки на советском острове Итуруп, скажем лишь, что их устроили в военном поселке с максимально возможным комфортом. А еще то, что советское и американское правительство сумели мирно разрешить этот конфликт.
На третий день после пленения воздушного нарушителя, подполковник Ярослав Хиров получил приказ обеспечить «американца» авиационным топливом, водой и питанием, и не препятствовать вылету DC-8-63F с «Буревестника».
У советских летчиков было сомнение по поводу того, как экипажу огромного «Дугласа» с такой загрузкой удастся взлететь с ВПП длиной всего 1200 метров. По мнению многих, у янки были все шансы выкупаться в океане. 
Однако мощные двигатели и мастерство пилотов оторвали лайнер от ВПП чуть ли не на середине «взлётки». Набрав высоту, он выполнил круг над русским аэродромом, прощально покачал крыльями и, взяв курс на 
Токио, вскоре растворился в голубизне летнего неба.
Самолёт США в Буревестнике:


Наш МИГ-17 в то время:

(фото из Интернета)

 
Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: Валерий Сахалинец, 7 февраля 2016, в 21:17 +17
Комментарии
Написано 7 февраля 2016, в 21:22
AS1900, Это просто воспоминание. Даже не оформил художественно. Факт из жизни.
+9
Написано 7 февраля 2016, в 21:33
Браво вам надо обязательно блог открывать свой,
+8
Написано 7 февраля 2016, в 21:35
Паулюс, Нет. У меня времени мало. Работаю, аки раб на галерах. Три дня был выходной, вот и подсуетился...)))
+8
Написано 7 февраля 2016, в 21:37 Отредактировано 7 февраля 2016, в 21:37
Валерий Сахалинец, Вы продалжайте радовать нас, очень интересно, жаль что так не могу
+8
Написано 7 февраля 2016, в 21:39
Паулюс, Но это не сложно. Сейчас для этого хорошие возможности есть. Я прекрасно помню иные времена, когда об компьютере и тем более об Интернете и не могли мечтать...))
+4
Еще 11 комментариев
Написано 7 февраля 2016, в 21:34
Иванова, Иванова, Я свидетель. Мальчишкой ещё был.
+9
Написано 7 февраля 2016, в 21:39
Спасибо, Валер. Интересный факт, не знал. А ты тут очевидец. Здорово!
+10
Написано 7 февраля 2016, в 21:40
sasch, Я думал все знают, ещё сидел и раздумывал публиковать ли...)))
+8
Написано 7 февраля 2016, в 21:48
Валерий Сахалинец, Вот тут ты явно ошибся.
Делится обязательно надо.
+7
Написано 7 февраля 2016, в 21:54
sasch, Ага, бросил рукопись в угол (условно) и вперёд... Мне надо завершить то, что я считаю для себя важным. Это полотно мира, как я его увидел.И не только реальность, но и возможные тупики. Публикую только когда есть время. Да и бродяга я. Брожу по сайтам...
+6
Еще 2 комментария
Написано 7 февраля 2016, в 21:46 Отредактировано 7 февраля 2016, в 21:47
В любой сахалинской библиотеке есть сборник "Без грифа секретно" (страницы истории органов безопасности на Сахалине и Курилах), Ю-С,2012. Тираж 1000 экз. Я один из авторов. В книге есть глава "В небе над Итурупом" с фото и подробной историей июля 1968 года...
+11
Написано 7 февраля 2016, в 21:50
Григорий Смекалов, Надо бы прочитать и сравнить свои детские впечатления с тем, что официально преподносится...
+6
Написано 7 февраля 2016, в 21:53
В любой? Завтра сходить надо, давненько не посещал
+8
Написано 7 февраля 2016, в 22:24
Круто быть очевидцем подобных событий!

Хорошо, что всё хорошо закончилось.
Мирно. А ведь могли бы и международный конфликт раздуть!
+7
Написано 7 февраля 2016, в 22:27
+4
Написано 8 февраля 2016, в 08:31
Наверное это событие стало самым ярким впечатлением школьных лет)
+7
Написано 8 февраля 2016, в 09:47
KisMis, Отнюдь, я помню когда тонули японские шхуны, цитирую: " Так, в марте 1970 года в районе острова Итуруп личный состав ПСКР-476 (командир корабля капитан 2 ранга С. Липовой) спас японских рыбаков с четырнадцати рыболовных шхун. Они укрывались в заливе Касатка от шторма, куда стали заходить льды. Трое суток шикотанские моряки боролись с разбушевавшейся стихией, проведя работу по спасению японских рыбаков, затертых на своих шхунах льдами. 22 марта 84 спасенных японских рыбака были переданы представителям японского правительства на полицейское судно. Спасенные рыбаки и представители японского правительства горячо благодарили советских пограничников за оказанную помощь." Там есть о чём рассказать. О вулканах, о базе геологической партии в старом жерле вулкана, о горячих озёрах... и это только на Итурупе.
+6
Написано 8 февраля 2016, в 10:37
Валерий Сахалинец, расскажите как нибудь?)
+3
Написано 8 февраля 2016, в 10:47
KisMis, Ой много есть чего рассказать. Например, когда сбили южнокорейский самолёт, я с помощником работал в ночную на буровой, как раз была неполадка под утро с кранблоком (самый верхний бок) то слышали самолётные рёв, вспышки и взрыв... Потом мой помощник долго хвалился, что это он кувалдой сбил Боинг. (Он зафасовывал при помощи её трос) на высоте 18 метров...))) Что-то не получалось, маты разносились по всему побережью Невельского района...
+3
Еще 6 комментариев
Написано 8 февраля 2016, в 11:47
Класс , таких исторических фактов я к сожалению не знал. Спасибо((
+4
Написано 8 февраля 2016, в 11:52
+3
Написано 11 февраля 2016, в 02:19
ничоси история какая. Жду еще всяких интересных воспоминаний!
+3
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Весеннее преображение для учительницы начальных классов
Весеннее преображение для учительницы начальных классов
Сезон посадок при СРП
Сезон посадок при СРП