«Книгоходцы и тайна механического бога»
Опасное это дело - читать книги. Наивные люди думают, что больше всего этому пороку подвержены библиотекари, и читают они дни и ночи напролет, пользуясь служебным положением. Как говорится, у моря да не напиться. На самом деле все может быть до точности наоборот.
Во-первых (по аналогии), многих людей, работающих на кондитерской фабрике, от сладкого воротит, всяко бывает. Во-вторых, не за то им платят. А за приобщение населения к вершинам мировой литературы – личным примером, теплым шорохом страниц, медленно сжимая вокруг вас кольцо… В целом эта профессия и учреждение - великие, последнее прибежище интеллектуалов. Не случайно в библиотеках в последнее время все больше молодой поросли, а библиотекарь, бывает, оказывается и мужчиной. Сегодня эта профессия каждодневно требует много фантазийного задора: он и швец, и жнец, и на дуде игрец. Лично знаю одну талантливую труженицу библиотеки, которая пишет производственный роман. И начинается он игривой строкой, отражающей весь жар души, накопленный за годы борьбы с читателями: «Чтоб ты сдох, проклятый библиотекарь!». Автор грозится дописать роман и однажды выкинуть его в публичное пространство, и вот будет интересно поглядеть на лицо директрисы означенного учреждения... Видимо, исходя из этих реалий, писательница Милена Завойчинская простерла свою фантазию до создания серии «Высшая школа библиотекарей» («Книгоходцы и тайна механического бога» плюс «Магия книгоходцев», «Боевая практика книгоходцев», «Хроники книгоходцев», «Книгоходцы особого назначения»).
Особо въедливый всезнайка может назвать ее бледным российским перепевом Джоан Ролинг, отравившей своими выдумками детство каждого второго землянина/землянки. От стандартных фэнтэзи с неизбежными эльфами, орками, феями явленная Миленой Завойчинской реальность Дарколь отличается по нескольким пунктам. Во-первых, волей автора главная героиня Кира Золотова, видимо, получив передоз, то есть «перечтив», в книгохранилище, мутировала из библиотекарей в волшебники. А именно: примкнула к племени книгоходцев, которые перемещаются по реальным и нереальным мирам с помощью обычных книг.
Во-вторых, автор продвигает вполне здравую идею, что истинный волшебник должен быть универсален, то есть уметь обходиться без магических девайсов, если надо. Магия на самом деле – это будущее, ностальгически скрещенное с прошлым. Поэтому Кире страшно нравится носить корсаж и шляпу-цилиндр. И если магия не работает, надо использовать доморощенные знания. Например, если сломалась волшебная палочка, то воду можно найти дедовским способом, прутиком лозы. На магию надейся, но сам не плошай. Именно поэтому люди бессмертны, а волшебники ушли в область мифов и легенд.
В–третьих, магия определенно тормозит научно-технический прогресс. Когда можно щелчком пальца получить все, что хочешь, стоит ли напрягаться, придумывать колесо, велосипед, дирижабль? Отсюда - застой в мозгах и паралич воли. В чем соль сюжета? Отважной героине надо раскрыть тайну неведомого механического бога. При ближайшем рассмотрении бог оказался случайно заезжим с чужой планеты космолетуном, не мудрствуя лукаво перекрывшим источники магической энергии. А чтоб не было ее. Совсем. Живите как сможете, а я посмотрю. Итог: рутина победила, волшебники захирели, то есть стали обычными людьми. И если бы не Кира с ее атомной энергией действия, как истинный библиотекарь, заточенный на успех, книжка бы кончилась на второй странице - победой Серой Розы над Алой.
Четвертая мысль: да так ли уж притягателен дивный новый мир, написанный вроде бы фантастом-сказочником? Да, там есть летучий по воздуху велосипед, автобусы на кристаллах, без бензинового чада, и вместе с тем вы обречены слушать механическую певицу в опере, а чай вам будет разливать железными пальцами горничная-робот. И самое печальное, что такое будущее, light-версия, - это не досужая выдумка автора, а (хотелось бы ошибиться) всего лишь игра на опережение. Кто знает, что нас ждет лет через тридцать…
Возможно, автору «Высшей школы библиотекарей» приплачивает за пиар Российская библиотечная ассоциация. Или Русское географическое общество. Фэнтэзи рассчитано на тех, кому еще по малости лет хочется лезть в горы, моря, открывать новые земли и подпрыгивать на берегу в ожидании алых парусов. Милена Завойчинская зашифровывает откровенную тоску и тягу по настоящим, честным «дальним странствиям», которые из диванных/компьютерных бойцов делают взрослых. Без навигатора и МЧС - как во времена Колумба и Магеллана, когда можно положиться только на себя и своих товарищей. А ведь началось все просто - с книги. Возможно, автор намекает на то, что нынче мирное принуждение к чтению, чем занимаются библиотекари, то ли подвиг, то ли чудо…
+7-962-125-15-15