"Край света-2016": Интриги и секс среди кино

Фото: Владимир Кирсанов, Илона Ан

"Край света-2016": Интриги и секс среди кино

За несколько часов до церемонии закрытия организаторы кинофестиваля ответили на вопросы о программе и взаимоотношениях с прежней командой

Этот разговор был нужен еще, что называется, вчера. Но все наши попытки заполучить на «Пятую власть» новую команду «Края света» до начала кинофестиваля не увенчались успехом. И тогда было непонятно, почему. Мы встретились с сопредседателем оргкомитета фестиваля Сергеем Новожиловым, программным директором Александрой Жуковой и председателем жюри Кшиштофом Занусси за несколько часов до церемонии закрытия «Края света-2016». Так получилось, что наша встреча оказалась еще и итоговой пресс-конференцией организаторов – она сорвалась, и пресс-служба переадресовывала журналистов на «Пятую власть».

Гости стекались в уютный лобби-бар гостиницы «Пасифик Плаза».

Кшиштоф Занусси в своем величии был над всей закулисной истории кинофестиваля, но и Сергей Новожилов и Александра Жукова явно настраивались защищаться. Место рядом с программным директором заняла не заявленная в числе гостей пресс-секретарь «Края света» Ольга Шмырова. И на встрече она присутствовала явно больше, как мама Александры Жуковой, готовая защищать от нападок дочь.

А пришлось ли защищаться, судите сами. Мы, как обычно не отбирали вопросы, и, как обычно, публикуем стенограмму встречи без купюр.  

Любовь Барабашова: Добрый день! Думаю, вам не нужно представлять наших гостей, среди вас нет случайных людей: и Кшиштоф Занусси, и Сергей Новожилов, и Александра Жукова вам знакомы. Прежде, чем мы начнем разговор, я хочу спросить гостей, каким для вас оказался «Край света»? Фестиваль закончился, и можно делать выводы. Что для вас здесь оказалось самым главным?

Сергей Новожилов: Меня пытались упрекать, что это будет «Амурская осень» номер 2, 3, 4 или 5. Поверьте, что все фестивали, которыми я занимаюсь, не похожи один на другой. Иначе бы не было смысла в профессии, которой я занимаюсь. И сахалинский фестиваль не похож ни на один из других. У него уже было свое лицо до моего прихода. Я об этом говорил на пресс-конференции, когда был в мае здесь, что постараюсь сделать все, чтобы сохранить лучшее, сделанное предшествующей командой. Мне кажется, мы это сделали. Более того, мы увеличили конкурсную программу на несколько картин, расширили некоторые панорамы, попытались более полно представить то, что происходит сегодня в мировом кино. Об этом скажет Александра, мы расширили географию конкурсов, по крайней мере.

Ольга Шмырова: И количество фильмов...

Сергей Новожилов: И поэтому у меня удовлетворение есть. Единственное, о чем я жалею – о переменчивой погоде на Сахалине. Есть вещи, которые мы хотели, чтобы прошли под солнцем, как первая «звездная дорожка». Мы исходили из того, что нам говорили: в августе и сентябре на Сахалине прекрасная погода. Но она так меняется, что под нее невозможно подстроиться. Наверное, есть какие-то вещи, о которых я говорить не буду. Они касаются некоторых персоналий, которых хотелось бы тоже видеть, но из-за того, что у нас были более сжатые сроки на подготовку, чем обычно, не все смогли приехать. Но это небольшое процентное количество, например, Саша Миндадзе не смог приехать, возникли проблемы со здоровьем. Такой процент всегда надо закладывать организатору любого фестиваля, так бывает. Но подавляющее большинство тех, кого мы хотели видеть, здесь были. Поэтому, в целом, я удовлетворен.

Любовь Барабашова: Александра, а у вас какие впечатления? Коротко, если можно, выберите несколько слов - какой для вас «Край света»?

Александра Жукова: Волнительный, тревожный. Я все время проводила в кинозале, у нас помимо конкурса было 15 внеконкурсных программ, 34 страны и всё требовало внимания, все семь площадок. Было сложно, но как и сказал Сергей Владимирович, еще рано подводить итоги.

Любовь Барабашова: Ну что, давайте вопросы...

Сергей Новожилов: А давайте дадим слово председателю жюри?

Любовь Барабшова: Конечно, пан Кшиштоф, каким для вас был «Край света»? Что вы здесь увидели?

Кшиштоф Занусси: Мне нелегко анализировать, потому что это неделя, которую я прожил здесь, в темном кинозале. С утра до вечера успевал посмотреть три картины. Но я - человек моего возраста и моего опыта - очень понимаю, как трудно освоить фестиваль, и как трудно добиться картин. Я знаю, какие огромные трудности и как это важно, чтобы фестиваль продолжал строить свою репутацию. А для нового фестиваля сейчас невероятно трудно добиться разрешения прокатчиков, чтобы они поверили другим, незнакомым людям. Так что важно, что вам удалось собрать здесь столько людей и разных картин, а для меня самое главное – что зал был полон. Что, несмотря на рабочие дни, люди ходили смотреть картины, значит в фестиваль они поверили. Не все картины всем понравились, это нормально, не все были шедевры, но то, что людям было интересно увидеть картины те, которые они бы иначе никогда не увидели - это хорошо. И по интернету бы их не нашли, и в Ютубе бы не знали, где их искать. Это признание. Это то, что путешествие на край света не прошло зря.

Сергей Новожилов: Тут с нами еще один коллега, он занимается программой на фестивале в Ереване «Золотой абрикос» - Раффи Мовсесян. Он с нами рядом случайно оказался...

Раффи Мовсесян: Что я могу сказать. В мире происходит более четырех тысяч кинофестивалей каждый год. Я не знаю, сколько их в России, но «Край света» я посмотрел и буду приводить в пример. У вас в конкурсной программе 2-3 мировых премьеры, это очень хорошо, это супер. Немногие фестивали имеют такие огромные показы - Венеция, Канны, Карловы Вары. А у вас это - первые показы, российские премьеры, да еще и мировые! Поздравляю вас.

Любовь Барабашова: Кто начнет?

Юлия Вятржик: Скажите, та ситуация, что сложилась вокруг фестиваля, не выбила она вас из седла? Я считаю, что большинство критики в СМИ на Сахалине было преувеличенной. Что помогло вам выдержать такое психологическое давление?

Сергей Новожилов: Спасибо, хороший вопрос, потому что наше дело - правое, и никто не выживал предыдущую команду. Лично я привез сюда Лешу Аграновича в феврале в надежде, что он все-таки не уйдет. Но он почему-то подумал, что здесь всё разрушат. Но вы убедились в том, что мы ничего не разрушили. Жаль, потому что там было много хороших ребят, тот же Медведев и Костя Шаловский, но что касается других членов команды, я посчитал для себя неэтичным без Аграновича их приглашать, чтобы не ставить их в неловкое положение. Поэтому девочкам, особенно Саше, оказалось сложнее всего. Я их позвал, потому что они работали со мной на множестве других фестивалей. И когда придираются не к программе, а к вещам совершенно неэтичным, без повода, им было сложно. Они пролили свои слезы, но их это закалило. Меня выбить из колеи, поверьте, уже невозможно, я - тертый калач, много через что прошел. А девочки вопреки всему сделали очень хорошую программу.

Ирина Нефедова: Я очень активно участвовала в просмотрах прошлого фестиваля и старалась абстрагироваться от того, что писали об этом, и у меня просто как у зрителя вопрос. Как так получилось, что когда приходишь в день, когда начинается раздача билетов, тебе открывают карту зала и предлагают крайние места на всех рядах и последний ряд? Все билеты в центральные ряды разобраны. Кто эти люди, которым они достаются? Кто занимался организацией этого вопроса, и кому достались все центральные места?

Сергей Новожилов: К сожалению, среди нас нет представителя дирекции, этот вопрос к ним, мы занимались творческой частью. А вот, кстати, Таня Мощенцева! Как удачно вы зашли, вопрос по поводу билетов - почему оставались только крайние места?

Татьяна Мощенцева: Стандартная практика – бронируется под гостей какая-то зона, их значительно больше в этом году, чем в предыдущих. Но места для зрителей были не только крайние, я готова тут спорить.

Ирина Нефедова: Не нужно со мной спорить, я говорю, как есть – я прихожу к началу раздачи билетов. Передо мной нет очереди, то есть я одна из первых, но мне кассир показывает заполненный зал.

Сергей Новожилов: Наверное, вам просто не повезло, кто-то раньше приходил...

Татьяна Мощенцева: Какая-то зона распространялась посредством интернета, может вы и правда поздно приходили? Билеты как горячие пирожки разлетались.

Любовь Барабашова: Кстати, билеты на показы и правда раздавались, хотя ранее говорили, что возможно их, как на «Амурской осени», будут продавать. Практика бесплатных показов сохранится?

Сергей Новожилов: Мне кажется, это бонус этого фестиваля. И зрителя уже приучили ходить бесплатно на кино. Думаю, в этом ничего плохого нет. Я сам лично против халявы, это моя позиция. Пусть и кинематографисты получали за свои труды деньги, но здесь, мне кажется, нужно продолжать эту практику, поскольку её результат – полные залы. От этого не стоит уходить.

Валерий Крипа: Билеты и прочие организационные вопросы - это, конечно, важно, но мне кажется самое интересное на фестивале - это программа. Поэтому мой вопрос к программному директору. У вас наверное, был какой-то замысел… Чем вы руководствовались, когда составляли программу? Что хотели показать, что хотели донести до зрителя?

Александра Жукова: Мы старались, чтобы фильмы отвечали концепции фестиваля. Мы пытались расширить географически понятие «Край света». Потому что край света может быть разным – это может быть Исландия или Швеция. С другой стороны, мы пытались  расширить программу тематически. Ведь англоязычное название On the edge  - можно перевести еще и как «на краю». На краю - это ведь и про людей, которые оказались в каком-то пограничном состоянии, когда нужно делать выбор, иногда достаточно сложный для них. То есть мы пытались расширить понятие «Край света».

Валерий Крипа: Спасибо, по моему, у вас получилось.

Сергей Новожилов: Этого пограничного состояния мы много наблюдали в фильмах. Меня самого иногда потрясала смелость девушек, я бы подумал, что эту программу составлял мужчина. Много революционных моментов. Не знаю, пан Кшиштоф согласится со мной?

Кшиштоф Занусси: Пока не знаю решения нашего жюри, я бы не стал отвечать на этот вопрос. Но вы правы – были и сюрпризы, были и крайние предложения программы.

Анна: Вопрос, который я задаю звучит и от меня, и от людей, которые часто адресовали его мне. Я была на фестивале в прошлые годы, и фильмы обычно были на разные темы. В этом году тематика почти всех картин касается сексуальных извращений. То мать пристает к сыну, то мальчик вынужден заниматься проституцией, то еще что-то… Почему все фильмы так или иначе касаются секса?

Александра Жукова:  Я с вами не соглашусь. Вчера, когда я столкнулась с таким зрительским мнением, то специально села с каталогом и подсчитала – фильмов на сексуальную тематику у нас 6 из 15. Но разумеется, подобные ленты привлекают больше внимания и отвлекают внимание от остальных девяти. У нас были мелодрамы и комедии. Но фильмы, которые привлекают наибольшее число зрителей и делят зрителей на «резко «да» и «резко «нет», это, конечно, ленты с провокативной составляющей.

Яна: Я снова хочу вернуться к программе. «Край света» - это социальный проект.  Он направлена на удержание население на островах. На то, чтобы уменьшить отток населения с Сахалина. А что вы хотели донести этой программой? А также что вы хотели донести до детей детской программой?

Александра Жукова: Если говорить, о детской программе, то у нас была внеконкурсная программа из 6 картин. Она была показана в киномобиле в Южно-Сахалинске и на юге области. Кроме того, вместе с фильмами ездил Борис Грачевский, который проводил обсуждения и встречи со зрителями.

Яна: В Корсаков вы привезли картину «Клад». Там идет сначала сленг, потом нецензурная брань...

Сергей Новожилов: Это был не «Клад», вы говорите про другую ленту…

Яна: Ну, как же другая! Именно «Клад»!

Александра Жукова: Картина «Клад» это 6+, а вы говорите про картину «Дед мороз». У нее ценз 14+.

Сергей Новожилов: Вы не смотрели картину «Клад», у нее ценз 6+.

Яна: Конечно не смотрели, мы после первых кадров встали с детьми и ушли! А после этого фильма, как стало известно, показали «Ералаш». Но только после. Вот спасибо...

Газета «Известия»: Спасибо за программу. Было очень интересно, что у вас было много премьер и даже международная была. Сложно ли было сформировать такую программу?

Александра Жукова: Конечно, сложно собирать программу. Но, мне кажется, фестиваль должен меняться. И не обязательно, что то, как фестиваль выглядит в этом году, сохраниться на следующий. Перемены будут.

Сергей Новожилов: Что касается детского кино, я с вами соглашусь. То, что сейчас происходит в детском кино – это большая проблема. Увы, зачастую кинематографисты играют со зрителями в поддавки, особенно с подростками – 13-14-летними… Вспомните картину прошлого года, которая приз получила в Берлине «14+»… Там даже есть сцена, где подростки лежат обнаженные в постели.

Яна: Замечательная картина!

Сергей Новожилов: Да что вы? Вы сами себе противоречите. Если вы считаете, что подростки, лежащие в постели с оголенной грудью… Хотя, согласен с вами – хорошая картина. Но здесь к морали нужно подходить не однобоко. И повторюсь – состояние детского кино сегодня вызывает опасение. Увы.

Яна: Нет, мой вопрос стоял так – что программный директор хотел донести до сахалинского зрителя? Я не поняла этого.

Сергей Новожилов: Вообще мы хотели показать вам новое кино, состояние современного кинематографа. Картина «Она» Пола Верховена, которую показали на открытии, многим не нравится. Но, простите, это – Пол Верховен! И так можно сказать о каждом режиссере. Картина латиноамериканского режиссера «Растение» - это латиноамериканское кино, которое ранее не было представлено. Я езжу по большому количеству кинофорумов, и мое мнение, что нам надо ориентироваться на Берлинский кинофестиваль, чем на коммерческий Каннский. В Берлине показывают и авторское кино, и то, что характеризует положение дел в широком кинематографе.

Яна: На мой взгляд, культура должна побуждать все самое прекрасное. Картина должна питать и умственно, и душевно. Я должна через год ее вспомнить, и чтобы воспоминания были прекрасными. Это должна быть пища для ума. А эта программа….. Не знаю, что она питает…

Ольга Шмырова: Вы за цензурирование?  Есть международный фестиваль в Кабардино-Балкарии, Александра собирает и его программу, и собирает, учитывая регион. Там есть отсечение определенных фильмов, чтобы никаких таких сцен, голых тел…

Яна: Я не за цензурирование, а за учитывание интересов широкой аудитории. «Край света» - социальный проект.

Сергей Новожилов: Этот проект можно воспринимать по-разному. Можно по-разному составлять внеконкурсную программу. Что касается конкурсной программы, нужно составлять ее из того, что сейчас происходит в современном кинематографе с пометкой 18+. Была проблема с установкой ценза на картине «Растение». Организаторы, не знаю, умышленно или нет, изменили возрастную границу. Это отдельный вопрос, и это - организационная накладка. Но что касается программы –  это мое категоричное мнение – нужно показывать то, что происходит.

Яна: Я готовилась к нашей встрече и читала про кинофестиваль «Киношок», который вы возглавляли 10 лет. Вот именно там такое было уместно. Именно тот фестиваль – для узкого круга лиц.

Сергей Новожилов: Я в этом году вернулся на этот фестиваль. Когда я с него уходил в 2002 году, мне кажется, он отражал то, что происходило в нашем кино. Я пока не буду комментировать, куда я вернулся. Для себя я это пока не решил. Но если я окончательно вернусь, то там многое изменится. Вот там зрители в зале на 150 мест – это, в основном, кинематографисты. А здесь нужно привлекать широкую зрительскую аудиторию. И мы это делаем по-другому, не так как на «Амурской осени». Да, там много ограничений. Там мы показываем только русское кино совсем уж для широкой аудитории. Но поскольку сахалинский зритель уже приучен смотреть новаторское кино, здесь много людей, очень хорошо разбирающихся в кино, и людей даже имеющих кинематографическое  образование, то мне понравилась эта экспериментальная площадка для места, где много образованных людей.

Яна: Эксперименты хороши, когда они из своего кармана. Но когда это за деньги налогоплательщиков Сахалинской области, то это очень сильно…

Сергей Новожилов: Я не думаю, что вы должны отвечать за всех.

Александра Жукова: Вам понравился фильм 14+, но на фестивале в Туле, например, который проводит почетный президент «Края света» Алла Ильинична Сурикова, этот фильм восприняли неоднозначно. Были письма матерей с требованием эту ленту запретить, потому что она растлевает подростков. Поэтому реакция на абсолютно любой фильм может быть разной. Это нормально.

Ольга Шмырова: Реакция на фильмы может отличаться диаметрально. К Александре подходили и благодарили за Ксавье Долана, которого пытались привезти на Сахалин три года.

Сергей Новожилов: Если пойти по пути, который вы исповедуете, залы будут пустыми. Поверьте, мы разбираемся в кино и видим, что происходит на других фестивалях.

Дина Радбель: Я тоже много бываю на разных кинофестивалях и должна отметить абсолютно честно, без всякой лести, что нет ни одной проходной картины. Я могу каждую перечислить и пересказать. Это редкий случай. Еще обратите внимание – почти нет картин, которые не были бы где-то награждены. Почти где-то уже получили призы. Я такое редко встречала. Есть такой роман Идова, там есть блестящая фраза «Половина человечества осталась в пятом классе». Вы подумайте, в каком классе остались вы.  Жизнь изменилась. И то, что вы не находите сопереживания, что не отождествляете себя с героями, это да. Это отвращает от кино. Но надо себя преодолеть. Принять новую жизнь, новые правила игры, даже тот разврат, что твориться в мире, и попытаться извлечь уроки. Я очень благодарна дирекции и программному директору, потому что подобного фестиваля я не видела – когда все интересно. Хотя, бывает и больно смотреть. Это правда.

Любовь Барабашова: Пан Кшиштоф, тогда у меня вопрос к вам в продолжении дискуссии о «широком» кино и не «широком». Не кажется ли вам, что сейчас кинематограф резко разделился на такой масс-маркет и фестивальный? Раньше на кинофестивалях и в кинотеатрах показывали одно и то же. На Каннском фестивале приз брала картина «Летят журавли», и ее смотрели 50 млн зрителей, она находила отклик у того самого «широкого зрителя». Или ленты Феллини – при том, что он обласкан критиками и имеет статус гения, его ленты смотрели, понимали и любили все. Почему сейчас пошло такое резкое разделение на фестивальное «узколобое» кино для избранных и аттракцион для всех остальных?

Кшиштоф Занусси: Чтобы что-то сказать на тот сюжет, который вы подняли, надо провести семинар. И начать с чтения классика XX века, которого к сожалению в России люди не так хорошо знают. Возьмите Хосе Ортега Гарсия, его «Восстание масс». Это раздел между массовой публикой и элитой, который он заметил уже в начале века. Массы всегда во всем неправы. Массы не двигают историю, это бред марксистов, с которым мы, к счастью, уже простились. Элиты двигают жизнь вперед или ведут к катастрофе. А что касается вашего сюжета… Фестиваль сегодня – своеобразный прокат. Это уже не как раньше - место торжественной встречи избранных авторов. Это место, где люди из дальних мест могут увидеть то, что никогда бы не увидели и не услышали. Поэтому я тоже считаю, что в нормальных условиях нужно брать деньги за билеты, потому что это прокат. Есть люди, которые раз в год ходят в кино, на фестиваль. А на остальное, на коммерческий американский прокат не ходят. Это такая своеобразная публика, такого раньше не было. Я долго живу и вижу, что театр и кино сейчас функционируют совсем в других условиях. А с массовым обществом, особенно Европа, не справились. Америка рождалась сразу как массовое общество, а Европа сейчас может с огромной трудностью разобраться, как жить в условиях демократии, если массы не решают ответственные вопросы.

Раффи Мовсесян: Можно комментарий? Я не знаю, какие здесь интриги есть, но мне очень жаль, что я слушаю вопросы, которые были готовы еще до начала 6-го фестиваля. Мне это не нравится, потому что если быть честным, то вам надо посмотреть, что происходит на других фестивалях и тогда то, что творится на вашем, не покажется вам чем-то ненормальным.

Ольга Шестакова: Я как зритель здесь присутствую и сегодня был дан хороший посыл о пограничном состоянии. Я посмотрела несколько фильмов и у меня была растерянность, я как человек с двумя высшими образованиями не люблю конкурсное кино, какой-то «загруз» пошел. Вопрос мой по поводу предварительной информации: она была крайне краткой, я старалась просматривать всё, что касается фестиваля, эта тема у нас будируется, мы обсуждаем до, во время и после. Мы звоним: что смотрел, как тебе? Если бы такие вещи, про которые рассказывали сейчас (пограничные состояния, элитное кино), было заявлено ранее, если бы вы подготовили зрителя к тому, что ему предстоит увидеть, было бы правильно. Как строилась работа со СМИ, потому что информации было мало?

Сергей Новожилов: Согласен с тем, что информации было мало. Но это было сознательно. Потому что во время подготовки, как только мы делали первые заявления, шло противодействие. Я не буду говорить, кто конкретно из прежней московской команды отговаривали людей ехать к нам. Мы даже потеряли одного члена жюри из Франции. Ему сказали, что здесь плохой фестиваль, его отговорили сюда ехать. Это обидно слышать от людей прошлой команды, но по их вине мы потеряли и картины. Поэтому я сознательно просил до 1 сентября не выдавать ничего. Но это касалось только этого года, а так мы учтем замечание, обычно освещение начинается за месяц-полтора. Но чтобы вдруг кому-то еще в последний момент не сказали, чтобы сюда не ехали, мы сознательно сокращали информацию.

Наталья Карпова: По предыдущим жестким вопросам скажу. Давайте будем объективными. Наш зритель уже опытный, это шестой фестиваль, но у нас нет возможности видеть другие фестивали. Вы же не путешествуете по миру и не бываете на всех фестивалях, чтобы иметь возможность сравнить? Имея пока только опыт нашего «Края света», нельзя сказать, что у нас ужасная программа. Я хочу поблагодарить организаторов за насыщенную программу мастер-классов. Она просто «на разрыв» - не знаешь что выбрать. Я с удовольствием посещала мастер-классы и по операторскому искусству, и по режиссуре, и по сценарному, сейчас будет очередной, и хотелось бы туда успеть. Я просто в восторге. Вопрос организационный: некоторые мастер-классы начинаются поздно и в шатрах очень холодно. Еще один момент - возле дома правительства, на улице стоит огромный экран и там постоянно проверяли звук, играл гимн фестиваля, мы его уже поневоле выучили. Он заглушает слова лекторов. Можете ли вы следующем году чуть-чуть сдвинуть в сторону теплого лета сроки проведения фестиваля? И вопрос Кшиштофу Занусси: какая атмосфера сахалинского фестиваля, какие выгодные отличительные стороны, и за что вы хотели бы его покритиковать?

Кшиштоф Занусси: Гость вообще не должен критиковать. Могу сказать только: если будут спрашивать коллеги, стоит ли ехать в Южно-Сахалинск, я скажу «да». Здесь было интересно и для меня самое главное - если фестиваль вызывает интерес, залы полные, стоит лететь, чтобы здесь появиться. Не только за икрой и крабами, но и ради публики. Ведь публика – это огромная награда для любого кинематографиста и ради неё мы поедем на любой край света, если кто-то хочет смотреть наши картины. А я здесь пустого зала не заметил вообще.

Сергей Новожилов: Я хочу поблагодарить сахалинцев, несмотря на весь негатив, который лился, все пришли. Нас пугали, что будут забрасывать на дорожке гнилыми помидорами, но все-таки здравомыслящих людей, любящих кино, больше. Мы были осторожны, боялись провокаций. Насчет шатров вы правы, стоит подумать о более теплом времени. Я был среди тех, кто менял время проведения, так сложилось. Это, кстати, было одной из причин, почему прежняя команда ушла. Опыт показал, что надо проводить фестиваль ближе к началу осени или концу августа, будем обсуждать сроки.

Хочу вернуться к  замечанию касательно детского кино: было бы хорошо, если бы кто-то собрал заявки и пожелания по поводу составления панорам. Мы бы начали это заранее обговаривать с этими кинематографистами и собирать программы. Конкурс предсказать невозможно, а вот панорамы надо готовить заранее, и это будет хорошая обратная связь.

Любовь Барабашова: Кстати, о холоде. А ночные показы кто-то посещал? Я хотела сама в 23 часа проверить, пришел ли кто-то смотреть кино на экране перед домом правительства,  но так и не решилась – дико холодно…

Александра Жукова: У нас есть официальный сайт, есть группа в Facebook, там висят фотографии с показов, в том числе и с ночных, вы увидите, что там были зрители.

Сергей Новожилов: Мы тоже этого боялись, что у кого-то учеба, у кого-то работа. Раньше люди под конец августа подгадывали отпуска, но такого, чтобы зал был заполнен хотя бы на треть, не было.

Юлия Вятржик: Хотела поблагодарить за мастер-классы, но одно предложение – надо затемнить шатер, где показывали видеопримеры, невозможно было смотреть. И я понимаю, что вы еще живете этим фестивалем, но наверняка есть уже задумки на будущий, я так понимаю, что команда сформирована?

Сергей Новожилов: Задумки есть, но я девочкам сказал, чтобы ничего не говорили. Есть люди, которые собираются ехать, но я человек суеверный, а слово произнесенное улетит, и может произойти что угодно. А задумки есть очень интересные.

Юлия Вятржик: То есть вы намерены вот такой командой продолжать работать?

Сергей Новожилов: Мы нашли хороший контакт с командой сахалинской, я понимаю, что было некоторое недоверие, другие факторы, но мы нашли взаимопонимание. Я бы оставил тот формат, и обе команды.

Любовь Барабашова: Если не называть персоналии, может есть стратегические направления для будущего фестиваля?

Александра Жукова: Мы хотели бы ввести одну программу. У нас в этом году была программы «Острова», в которой фильмы были выбраны по действию, происходящему на островах. Мы хотим её оставить, но несколько изменить, чтобы показывать каждый год работы островных государств. Это и Япония, и Исландия, и на Кипре есть разные фильмы - и анимационные, и игровые, и документальные.

Ирина Нефедова: Спасибо за фотовыставки. Хорошо, что это фотографии местных мастеров. А насчет мастер-классов... Я думаю, что минимизировать информацию о них – напрасный шаг. 5 сентября все вдруг узнают, что сегодня последний день записи на них... Неудачно.

Сергей Новожилов: Согласен, но мы перестраховывались во всем, вплоть до мастер-классов. Кинематографический круг очень узок при всей кажущейся широте, и не буду говорить подробности, но многие дружат, в том числе с людьми из прежней команды, и мы шли на риск, в том числе и с преподавателями. Я им очень благодарен, они всё равно приехали и увидели, насколько мастер-классы востребованы. Мы расширили в два раза их количество, потому что когда я приезжал в этом году раз 8, чтобы понять сахалинскую аудиторию, мы провели исследование, какие бы профессии вам были интересны. Мы рискнули пригласить например, Лену Борзову - проводить актерский мастер-класс. Оказалось, что он был очень востребован, и она проводит такие у меня на других фестивалях. Мы отсеем те мастер-классы, которые посещали меньше, но остальные сохраним. Это правильно, потому что даже за неделю можно получить сумму знаний, которая потом пригодится. А к этому году относитесь, как к эксперименту.

Валерий Крипа:  У меня вопрос к председателю. На этом фестивале вы не только режиссер, но еще и зритель, не могли бы вы дать совет зрителю? Как мы видим из дискуссии, у всех отношение разное. Каждый приходит со своим багажом, и потом его представление конфликтует с тем, что на экране. Что бы вы посотовали, как смотреть кино, чтобы услышать то, что хотел сказать режиссер?

Кшиштоф Занусси: В первую очередь, перед тем, как смотреть на экран, посмотрите в зеркало. Узнайте, что вы любите, а что нет. И чего вам надо. Вы хотите, чтобы вам подтверждали, какой вы есть? Или вы любопытный и хотите узнавать новое? Это разный подход. Если у вас есть смелость идти против мира, который не подтверждает ваше мнение, не разделяет ваших чувств, тогда у вас есть шанс расширить круг своего знания, лучше понять мир, войти с ним в спор. С миром всегда надо спорить. А если вы хотите, чтобы было как вы ожидали, вы любите себя таким, тогда смотрите картины, которые будут вам подтверждать, что мир такой, как вам кажется. Это решение, которое имеет свой нравственный характер.

Игорь Ким: Я обычный зритель, ходил на многие картины, не езжу по фестивалям, но скажу сейчас мнение молодежи, того самого светлого будущего, на котором вы фокусируетесь – мне очень понравился фестиваль.  Мне понравилась его неформальность. На прошлых кинофестивалях она присутствовала. Еще понравилась программа. Не соглашусь с более старшим поколением, я не понимаю риторики о сильных зрителях, широких и «узких». Для меня кино – что-то объединяющее, рабочая сила. Оно успешно, когда выходя из зала, ты задаешь вопросы, которых не было. И после пары показов у меня возникли такие вопросы, значит, кино удалось. Вопрос у меня к Кшиштофу - я очень люблю вкусные подробности, хочу задать кулуарный вопрос. Как происходило обсуждение, горячо или вы соглашались, было ли единство?

Кшиштоф Занусси: Вам будет интересно, если я скажу, что мы спорили, бросали тарелки, делали скандал? Нет, этого не было. Мы все сильно связаны с профессией и в принципе у нас реакции похожие. Несмотря, откуда кто – из Японии, Китая или Германии. Это инстинкт. Мне кажется, что это здесь подтвердилось, мы довольно кратко говорили. Конечно, все наши решения, за одним исключением, приняты большинством голосов. Вам наверное будет интересно знать, что во всех жюри, а я был в десятках, не самый важный вопрос, какая картина мне нравится больше всего, а есть ли такая, которую я настолько не выношу, что если она получит приз, я выхожу из жюри. Это over my way, dead point. Потому что это тоже сейчас в политике огромная проблема, многие люди голосуют не за того, кто нравится, а лишь бы другой не прошел - голос «против». Но на этом жюри я такого к счастью не видел. То, что не нравилось, не нравилось всем, а то что нравилось, было довольно близко. Интересных деталей не скажу, мы сидели час-полтора и приняли решение, никаких обсуждений по дороге не было. Я опытный член жюри и всегда боюсь, чтобы не начался киноклуб, потому что он - это другое, он для журналистов. А для жюри надо выразить свои чувства, сенсуальные реакции, за эту картину я буду стоять, а за эту нет.

Людмила Кан: Понимаю, что суеверны и не называете фамилии, а будет ли пан Занусси в следующем году?

Кшиштоф Занусси: Сразу вам скажу – нельзя быть председателем.

Людмила Кан: Ну может быть, членом жюри, потому что это - фигура, которая придает действительно фестивальный уровень.

Сергей Новожилов: Согласен, мы с паном Занусси много работаем и понимаем, что он объединяет разные культуры и очень правильно оценивает ситуацию не только в кино, но и в социуме. Если он согласится на следующий год приехать с мастер-классом и показать панораму своих картин, это было бы интересно. А председатель должен меняться, и у нас есть один очень видный кинематографист, с которым мы уже работаем. Я хочу сказать спасибо человеку, который сделал всё, чтобы пан Занусси приехал, она сейчас с нами.

Наталья Пантюшкова: Друзья, есть понятие в кино «большой стиль». Это не всегда бюджет, есть знаковые фигуры, есть высочайший уровень профессионалов, которые стоят за этим фестивалем, есть уникальная подборка – время меняется, и мы должны воспринимать. Этот стиль сейчас был предложен вам, и вы должны быть благодарны. Это гигантская работа, уверяю вас, это больше чем ваше воображение может подсказать. Благодарю профессионалов за великолепную работу на мировом уровне.

Сергей Новожилов: Спасибо, Наташа, и у нас были проблемы, но вы только задумайтесь – девочки начали формировать программу, учитывая все сложности с переходом, только в апреле. За такой короткий срок мы собрали гостей программы, так быть не должно. Надеюсь, что дальше так не будет, и мы уже в конце года начнем заниматься будущим фестивалем.

Наталья Киселева: Огромная часть фестиваля – сахалинское кино. Замечательно, что проводятся мастер-классы, что их много, и что именно сахалинцев показывают, и было три программы, и фильмы показывали в один день – не накладывалось одно на другое. К сожалению, что-то не сложилось с обсуждением работ сахалинцев. Как попала картина «Корсет» в эту подборку? Она выбивается из общего ряда.

Александра Жукова: У нас было три программы, связанных с Сахалином. Это короткометражки «Сахалинский след», альманах, посвященный Сахалину «На краю» и конкурс «Сдвиг». «След» я сама отсматривала. И были замечательные работы, но которые не попали, потому что их присылали за день-два до фестиваля. У «Корсета» продюсер с Сахалина, для неё было очень важно провести премьерный показ именно здесь, и оказалось интересным включить картину. Мне кажется, что важно показать картину в стиле стим-панк. Было две реалистичных драмы и такая фантастическая история с Вадимом Демчогом.

Наталья Киселева: Продюсер не смогла приехать?

Александра Жукова: Да, они сейчас хотят снять полнометражный фильм и сериал на эту тематику. Когда мы с ней переписывались, она написала, что находится в Нью-Йорке с режиссером и занимается подготовкой.

Сергей Новожилов: Очень позитивный опыт был с программой «Кинопоезд», жаль здесь нет Михаила Шарманцева. Приезжали из Москвы молодые ребята, которые несколько дней снимали, потом показали, может быть на следующий год стоит продолжить и включить более активно сахалинских кинематографистов.

Ирина Свидерская: Я не была на открытии, но читала в СМИ отзывы. Подтвердите или опровергните информацию о том, что со сцены не было сказано ни одного доброго слова в адрес прежней команды. И за что вы бы хотели их поблагодарить?

Сергей Новожилов: Да, не говорили, объясню, почему. Когда я предложил сделать фотобульвар Макса Федорова с фотографиями Аграновича и Медведева, кто-то, не буду называть, позвонил Максиму и сказал, что категорически не хочет присутствовать даже на фото. Категорически. Ну раз не хотите, что ж мы будем метать бисер? Мы все возможные слова благодарности в СМИ говорили, но когда люди не хотят присутствовать даже на фотографиях, это неправильно. Мы за преемственность и за всё, что было тут за эти годы придумано: мастер-классы, программу, сам факт проведения международного фестиваля так далеко от центра. Я в прошлом году был первый раз на фестивале и внимательно смотрел, и мне это нравилось. Мы, как видите, сохранили всё, просто что-то расширили, углубили. Прежней команде спасибо, она была профессиональной, но, к сожалению, они не захотели с нами сотрудничать.

Любовь Барабашова: Давайте начистоту. Вас встретили настороженно и даже враждебно. Но вы должны это понять. Мы любим «Край света», и он ассоциируется у нас с Алексеями: Аграновичем и Медведевым. Вы радовались и удивлялись полным залам на показах, но это их заслуга – они приучили нас смотреть такое кино. Они ассоциировались у нас с тем хорошим, что было в конце августа, поэтому такая реакция. Судя по вашим словам, процесс смены команды был даже сложнее и драматичнее, чем мы себе представляли и преемственности как таковой нет. Но если «Край света» продолжит свою работу таким, каким мы его любим, то вы завоюете симпатии сахалинцев.  

Сергей Новожилов: Мы ничего не разрушили. Если что-то не так, скажите. То, что фильмы вызывают разную реакцию, это естественно. Мы постарались показать максимальную палитру того, что происходит в кино. И никоим образом не повторять другие фестивали. Мои коллеги согласятся, что этот фестиваль не повторяет ничего. Мы постарались сохранить всё и ту тенденцию, что была в этом году, продолжить: показывать хорошее кино. Ради этого проводят фестиваль. Рецензии  были грамотные, что редко встречается в провинции, и положительные.

Александр Бобков: У меня не вопрос, а недоумение. Два фестиваля проходят практически в одно время, во Владивостоке «Меридианы Тихого» и у нас. А там и пресса, и ТВ освещают всё что можно, а про нас ничего.

Сергей Новожилов: Вы не совсем правы, я как раз ничего не читал в СМИ про владивостокский фестиваль. Хотя нельзя, чтобы два фестиваля на Дальнем Востоке совпадали, я в этом с вами солидарен, но дело в том, что владивостокский фестиваль всегда очень поздно объявляет свои сроки. Они мне сказали это только на московском фестивале, а я как секретарь Союза, курирующий фестивальное движение, должен одним из первым знать, когда что проходит. В один из годов я активно помогал проведению их фестиваля, и могу сказать, что бывает там, что в зале по десять человек на фильме. А насчет прессы я бы с вами не согласился, потому что и «Россия 24», и другие СМИ уделяли нам много внимания. А фестивали на будущий год будем разводить однозначно.

Любовь Барабашова: По традиции, мы выбираем лучший вопрос. Кого вы хотите наградить?

Александра Жукова: Девушку, которая спрашивала про мастер-классы. Не вижу её, ушла...

Любовь Барабашова: Она убежала на мастер-класс, но у нас есть её муж, он передаст!

Сергей Новожилов: Спасибо вам большое, у нас были страхи, но они улетучились, как только начался фестиваль. Нам сложно судить, удался ли фестиваль, у нас были большие заседания, но я думаю, удачно, что мы живем все в одном месте. Кстати, огромное спасибо Леше Дружинину за стиль фестиваля – позитивный и светлый. Мы хотели, чтобы фестивальная команда была одной семьей, это очень важно.

P.S. Если кто захочет прочесть «Восстание масс», обращайтесь. Дам почитать.

Автор: Любовь Барабашова, 19 сентября 2016, в 13:11 +17
Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Другие статьи по темам
Комментарии
Написано 19 сентября 2016, в 14:12
я правильно понимаю, что эта команда, эти "смелые девочки" будут и дальше делать Край света? Значит, надо в следующем году брать отпуск на это время... "пропал дом"...
+1
Написано 19 сентября 2016, в 14:18
Irina и Любовь Барабашова ! Спасибо вам за вопросы! Умницы!
+10
Написано 19 сентября 2016, в 14:19
Занусси упал в моих глазах.Разделение на массы и элиту..Интересно,кто в элиту -то входит по его мнению??Губернатор и его команда??А я-из массы,посмотрела 11 конкурсных фильмов и несколько внеконкурсных.
+6
Написано 19 сентября 2016, в 14:34
Толстушка, думаю, мэтра Занусси и не должны волновать наши местечковые проблемы. Он был абсолютно корректен, да и не царское это дело.Он смотрел кино, и точка. А восприятие сахалинцами этого феста - совсем другое дело. И амурским господам сильно повезло, что собрались сугубо вежливые люди. Особенно умилил пассаж про Аграновича. Даже если он и не желал иметь отношение к этому делу, могли чисто по-человечески сказать спасибо со сцены. Но нет, не то воспитание у Новожилова...
+3
Написано 20 сентября 2016, в 05:35
elli, мда, разделение кино на элитное и для массы - очень корректно. По моему сугубо личному мнению, хорошее кино, воздействуя на чувства, привлекая смелыми решениями и шокируя эффектами, воспитывает и образует того самого "элитного" зрителя. И элитность у нас, видимо, уже ассоциируется с властностью. Так что ждем дальнейшее разделение, пренебрежение вкупе с заигрыванием (Пельшем продемонстрированное) и прочие прелести.
+3
Написано 19 сентября 2016, в 14:37
"Картина «Она» Пола Верхувена, которую показали на открытии, многим не нравится. Но, простите, это – Пол Верхувен!"

Ну да, В.В.П. тоже многим не нравится, но, простите, это ж В.В.П.
Аргумент так аргумент.
Люба, у меня к тебе вопрос, мне твое мнение интересно: тебе-то фестиваль этого года как? Вот объективно.
И еще - помните, на закрытии прошлого фестиваля, интересный момент произошел - когда на сцену вышел Кожемяко, сказал речь, и тут уж было объявил "Край света" закрытым, как его остановил, если правильно помню, Агранович, и сказал, мол: "Не, не, не, Олег Николаевич, этот фестиваль традиционно объявляет закрытым зрительный зал...". Способно ли сегодняшнее руководство кинофестиваля гнуть свою линию, по-настоящему по-хозяйски и профессионально, несмотря на критику, вести свое дело, кого-то где-то обрывать, сохранять и преумножать заложенные традиции?
P.S. желаю команде фестиваля только удачи. А нам - качественного, актуального, разного, интересного кино и всех сопутствующих фестивалю элементов
+10
Написано 19 сентября 2016, в 15:14
Яков Максимов, я напишу бложик на тему фестиваля. и попытаюсь объяснить свое к нему отношение.
+9
Написано 19 сентября 2016, в 15:15
+4
Написано 19 сентября 2016, в 15:28
Спасибо огромное вам за интересное и развернутое интервью!

со своей стороны хочу отметить, что был фанатиком фестиваля и каждый год ждал его с нетерпением. стояли с друзьями в очередях за билетами. Были на отрытии и закрытии фестиваля, проникались духом "Края Света", выходя на площадь перед Драм Театром теплыми летними вечерами. Было массово, тепло, уютно и молодежно. В этом году даже ни разу не появилось желания сходить. Я не читал статьи и не смотрел новости про новую команду, но сложилось такое впечатление, что Край Света приподнял подбородок, раздул ноздри и стал надменнее.

Два, по моему мнению, прокола:
-период проведения фестиваля. такое ощущение что делали фестиваль под определенный круг людей... икра, рыба, крабы...
-НЕхватка информированности.

Жду следующего года. Надеюсь , что "мама, которая заново решила переродить свое дитя(спустя 6 лет - опять эсперименты) покажет нам красавца "Края Света"".
+8
Написано 19 сентября 2016, в 15:32
Что касается полных залов... Это не заслуга организаторов. это скорее жадность сахалинского зрителя, который не приучен к культурно-массовым мероприятиям. Большинству тупо нечего делать по вечерам. Особенно заметно это по молодому поколению, которое знает единственное развлечение(кофе сэндвич на заправке и Охотское!). Утрирую.
+4
Написано 20 сентября 2016, в 10:32
Teo, у нас есть чем заняться, мне вообще не скучно по вечерам. И я был на фестивале. Был, потому что до последнего надеялся, что 6-й будет не хуже 5-го. Да, можно сказать что мы не привыкли к переменам и всё такое. Но не прокатит, даже ослу понятно, что КС-6 был весьма посредственным и с КС-5 не идёт ни в какое сравнение. Печально.
+2
Написано 20 сентября 2016, в 10:35
sLOVEik, правда? а в чем он был посредственным? в конкурсной программе? во внеконкурсных показах? в мастер-классах? В чем пятый фестиваль был лучше шестого? Вас СДВИГ не устроил? Или Калопрести?
0
Написано 20 сентября 2016, в 13:02
Любовь Барабашова, ну сам факт того, что на фильм с секс-сценами пустили детей уже заставляет задуматься. Может быть это реакция на перемены (а у нас всё новое всегда в штыки воспринимают) меня стороной не обошла...
+1
Еще 1 комментарий
Написано 19 сентября 2016, в 15:42
Толстушка, Кшиштоф был над всеми этими проблемами. Вот правда, он гений. и он мудр. Зачем ему вникать кто у кого отжал кинофест? Он смотрел кино и судил кино, без привязки к личностям.
+5
Написано 19 сентября 2016, в 16:12 Отредактировано 19 сентября 2016, в 16:39
Мне сначала показалось, что Сергей Новожилов как-то зло отвечал на вопросы и был негативно настроен. Может он думал, что их начнут критиковать, осуждать.
Но потом он остыл.
Мое мнение, что фестиваль этого года подвели под выборы.
Было противно слушать про этого Стивена, которого возили по городам и показывали народу.
Понравилась только фотовыставка возле дома правительства.
+6
Написано 19 сентября 2016, в 20:41
мне повезло - я попала на творческую встречу с Занусси. Его мнение мне особо интересно, как своеобразного "динозавра", мэтра. Были "вопросики" и если бы не выборные дела - и на Пятую власть бы пришла. Мое мнение - деструция и разделение, а видения целостного будущего нет, как и нет понимания ответственности за мотивирование зрителей и резонанс зрителя с предложенными произведениями. Мне кажется, что сейчас запрос на переживание радости и счастья у людей.
+4
Написано 19 сентября 2016, в 23:08
Необязательно быть поваром, чтобы понимать, что блюдо пересолили.
Не нужно быть ассенизатором, чтобы называть "г****", простите, "г***ом".
Ну это я так. Сам с собой.
+5
Написано 29 сентября 2016, в 18:25
Коммунальщик, ВСЁ ПРАВИЛЬНО! и смелее в выражениях - оказывается русский мат это не грязные ругательства, а информационное оружие...Бомбите и дальше, не стесняясь крепких выражений -пусть знают правду матку, что о них думают - сволочи! -сволокли на фестиваль всякую херню и ещё что-то обсуждают в узком кругу, - аристократы-дегенераты!
Комунальщик, этих козлов надо наказать - отключите свет, газ и воду, а платёжки продолжайте посылать! Посмотрим, как они тогда завоют и какое кино снимать будут...
0
Написано 19 сентября 2016, в 23:42
Все чудесно. Кроме неуважения к зрителю. Пришел на мастер класс - дверь на лопате без предупреждения, пришел за билетами - последний ряд. Везде важные персоны, везде политика. Зритель? А чем он недоволен? Билеты ж пока бесплатные. Радуйтесь
+8
Написано 29 сентября 2016, в 18:28
Фестиваль не удался!
Фестиваль - это ПРАЗДНИК!
А получились - нудные просмотры странных фильмов, ориентированных на сексуальные меньшинства.
Занусю - в отставку и чтобы духа его на Сахалине больше не было - персона нонграта №1.
ТАКОЙ ФУТБОЛ НАМ НЕ НУЖЕН! А КИНЕМАТОГРАФ - ТЕМ БОЛЕЕ !!!
+1
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Главное правило дорожного движения – думать о других
Главное правило дорожного движения – думать о других
Денис Майданов исполнил свои лучшие хиты в Южно-Сахалинске
Денис Майданов исполнил свои лучшие хиты в Южно-Сахалинске