К 70-летию Великой Победы: Повзрослели они до поры. Часть 2

К 70-летию Великой Победы: Повзрослели они до поры. Часть 2

Рассказ Григория Смекалова  о мальчишках-добровольцах, призванных на службу в 1943-м. Тимофей Вишняк и Павел Туисов - из тех, кто повзрослели до поры...

 
Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Не все из нас придут назад.
«Прощание славянки»

  

        

Тимофей Вишняк

 Чтобы стать моряком, вовсе не обязательно родиться у моря… Ведь часто бывает, что мальчишка случайно, лишь на мгновение увидит море из окна вагона – мелькнет оно ему сизым крылом чайки и … Всё! Мальчишка очарован навсегда и иного пути в жизни для него уже нет…

 Тимофей Вишняк и Павел Туисов родились в самых, что ни на есть «сухопутных» областях страны. Семья Вишняк прибыла на Сахалин по набору из Черниговской области Украины, а семья Туисовых из Алтайского края. Случилось так, что барак, в котором жили мальчики с семьями, стоял прямо на берегу моря рядом с Александровским морским портом. Родители работали в порту. Старшие братья (а семьи были многодетные) тоже пропадали на катерах…

 Иной судьбы, чем путь моряка, друзья Тимофей и Павел себе не представляли. Ровесник, во многом разделивший судьбу Александровских мальчишек, известный писатель В.С.Пикуль писал: «Счастливы люди, юность которых пронеслась в разгуле волн, на шатких корабельных палубах. В море юность быстрее, чем на берегу, смыкается с ожесточенным в борьбе мужеством. С высоких мостиков кораблей юноши зорче оглядывают горизонты своей жизни... Головотяпы и тунеядцы не выдерживают ритма корабельных будней. Флот смолоду приучает к дисциплине, выносливости, умению терпеть и ждать, к ответственности – за каждое слово, каждый жест»…

  Всё так... Но есть особенность у военного поколения мальчишек… Их юность была более нелегкой и тревожной, как «порыв ветра, ударивший в откинутое крыло паруса» по образному выражению того же В.С. Пикуля…

 К началу Великой Отечественной войны Тимофею и Павлу было неполных 14 лет. Отцы и старшие братья ушли на фронт. Их места на катерах заняли мальчишки. Знакомились со сверстниками с других катеров, ведя «серьезные мужские» разговоры на перекурах. На катере «Забойщик» работал мальчишка с п. Мгачи Тихон Ханин, в портофлоте хорошо себя зарекомендовал питомец детского дома им. Н.К. Крупской, что в с. Корсаковка Нетужилов Гена (после 6 класса его взяли на работу в порт)…

 Время было тревожное… Близость границы и потенциального врага (никто не испытывал по этому поводу иллюзий) диктовали соответствующий образ жизни. Вахты были боевые, каждый экипаж знал, как действовать в случае наступления времени «Ч». Мальчишки овладевали в редкие часы отдыха воинскими специальностями. Помимо парашютного и планерного клуба, работали десятки тиров. Меткой стрельбой увлекалась вся молодежь. Значки, свидетельствующие о достижениях на этом поприще, с гордостью носили лучшие…

 Особенно тяжелая в моральном отношении была навигация 1942 года. Японцы радовались победам императорской армии на юге. Провоцировали пограничников и мирное население, задерживали гражданские суда и катера…Кульминацией этих бесчинств был период взятия японцами Сингапура и Бирмы. С японских судов звучали однозначные высказывания об очереди Сахалина. Эту вакханалию прекратил СТАЛИНГРАД!

 Мальчики отчетливо помнили, как с этой Победой изменилось отношение врагов к стране, как воодушевился советский народ, как оживился Александровск… Все они рвались на фронт, приписывали года, сбегали из дома, но…

 И вот этот долгожданный момент наступил. В июле 1943 года Александровский РВК объявил набор в электро-техническую школу ТОФ на о. Русский лиц, не достигших призывного возраста. Добровольному призыву подлежали подростки 1927/28 годов рождения.

 Предпочтение военные отдавали ребятам подготовленным с морскими специальностями, со спортивными разрядами, окончившим, как минимум, 6 классов школы… Порою в стенах военкомата можно было видеть и плачущих мальчиков, которым отказали в призыве и умоляющих родителей призвать именно их сына..( для добровольного призыва подростка отбиралась гарантийная записка от родителей о том, что они не против)

 Уже несколько дней, получившие повестки подростки, каждое утро являлись на причал морского порта в ожидании парохода «Совет». Тимофею и Павлу было проще, чем другим. Дом находился в двух шагах. Благодаря этому многие новые знакомые пережидали время во дворе дома Вишняк и Туисовых… С фронтов продолжали поступать тревожные сводки, а однажды на рейде Александровска появился японский крейсер. Мальчишки наблюдали, как небольшой деревянный катер пограничников отважно двинулся в сторону корабля. По-видимому , в планы командира крейсера не входил конфликт с пограничниками и вскоре корабль удалился (из воспоминаний пассажира парохода «Совет» александровца Попова О.Н. 1928 г.р. –прим Г.С.)  Мальчишки долго возмущались наглости врага и обещали дать достойный отпор в самое ближайшее время…

 Наконец, в начале августа на рейде Александровска появился старенький «кособокий» (при последней перестройке получил небольшой крен) грузовой пароход «Совет».

Справка: Пароход "Совет" (первоначальное название "Императрица Александра") был построен в 1902 г. как грузопассажирское судно. В январе 1915 г. на Путиловской верфи он был переоборудован в авиатранспорт и, получив новое название — "Орлица", стал первым балтийским авианосцем.

Пароход "Совет"

Четыре его гидросамолета конструкции Д. П. Григорьева размещались в двух ангарах, расположенных на палубе, один в разобранном виде хранился в трюме. Подъем на борт и спуск гидросамолетов на воду обеспечивался при помощи стрел с электроприводом. Пароход водоизмещением 3800 т при длине 91 и ширине 12,2 м развивал скорость хода до 12 узлов. Вооружение "Орлицы" насчитывало восемь 75 мм пушек и два пулемета. Для обслуживания гидросамолетов в кормовой части судна были оборудованы различные мастерские: слесарно-сборочная, моторная, деревообделочная, обтяжная, позволявшие выполнять их ремонт на борту. В трюмах парохода размещались бензохранилище вместимостью 1000 пудов, маслохранилище емкостью 500 пудов и запас бомб. Над машинным и котельным отделениями устанавливалась специальная сеть, назначение которой заключалось в подрыве бомб, попадающих в судно, над его верхней палубой.

 В 1918 г. "Орлица" в числе многих боевых кораблей и торговых судов, принимала участие в "ледовом походе" Балтийского флота — переходе из Гельсинфоргса в Кронштадт.

 По окончании гражданской войны возникла острая необходимость восстановления уничтоженного отечественного транспортного флота. Одним из первых судов, предназначенных для обслуживания возрождающейся внешней торговли и пассажирских перевозок, суждено было стать "Орлице", получившей название "Совет".

 В 1923 г. в Петрограде на Северной верфи начались работы по переоборудованию судна в грузопассажирское, предназначенное для работы на линии Петроград — Лондон. В начале 1930-х гг. "Совет" был передан с Балтики на Дальний Восток в распоряжение управления тихоокеанского бассейна Совторгфлота.
http://www.npacific.ru/np/library/publikacii/questhist/istor-14.htm

 Позади слезы родных и знакомое побережье Александровского залива. Пароход шел очень медленно. Впереди расчищал дорогу сопровождающий пароход тральщик, который мог работать только в светлое время суток. Поэтому, по ночам стояли на якоре, ожидая утро. Палубные места и несколько дней пути сблизили мальчишек из Александровска. Призывников было около сотни, но с ребятами одногодками из добровольного призыва Тимофей и Павел общались с большей охотой. Кроме упомянутых уже Ханина Тихона, Нетужилова Геннадия, мальчишки познакомились с шахтером Малютиным Николаем, Кушнаревым Леонидом с ул. Комсомольская в городе, с Пудовкиным Ильей из п. Октябрьский, михайловцем Матвеевым Николаем, с Михалиным Владимиром из с. Корсаковка…. Почти все населенные пункты района были представлены в группе юных добровольцев.

       

модель минного заградителя "Томск"


 На о.Русский в электромеханической школе ТОФ друзья Тимофей и Павел попали в отделение судовых электриков. Потянулись упорные месяцы учебы. Доказывали мальчишки и старшим и себе, что достойны носить бескозырки с лентами (юнгам ленты не полагались по традиции флота), что достойны принимать военную присягу под стягами славных кораблей… Время во взрослении на флоте пролетело незаметно… В июне 1944 года Тимофей и Павел успешно закончили школу на о.Русский и на некоторое время расстались. Павел Туисов получил распределение в Петропавловск-Камчатский, а Тимофей Вишняк вступил на палубу минного заградителя «Томск» во Владивостоке. Этот выпуск мальчишек сменил старших товарищей, ушедших на усиление Балтийского и Черноморского флотов…

 После приложенных усилий мальчикам очень хотелось вместе с отцами и братьями вступить в бой с врагом. Казалось война закончится без них… Но вот в апреле 1945 года пришло и их время. Верное союзническим обязательством правительство СССР начало переброску войск на Дальний Восток для последнего наступления на союзника фашистской Германии милитаристскую Японию. В этой войне на островах одну из главных задач должен был играть Тихоокеанский флот. Для укрепления материальной базы флота ( проще для использования союзных американских судов) была осуществлена секретная военная операция «ХУЛА»

(Справка о секретной военной операции «Хула» в первой части материала... Более подробно можно почитать здесь - Б. В. Никитин Катера пересекают океан Лениздат 1980)

 Здесь в Америке друзья встретились вновь. Тимофей и Павел были включены в отряд ТОФ по перегону на советский Дальний Восток американских десантных судов с Аляски. До этого дня предстояли долгие месяцы овладения иностранной техникой. Сложность была в отсутствии знаний английского языка. Но, как вспоминал Тимофей Тихонович, хорошо, что электрика кораблей тех лет не была столь «мудреной» как сейчас. Таким образом, друзья влились в состав уникального подразделения ТОФ известного, как «1 отдельный отряд десантных судов ТОФ»

Новогодняя открытка 1945 года от Павла Туисова родным в Александровск

    Справка: 100-я бригада десантных кораблей ТОФ уникальна во многих смыслах. Наверное, можно смело утверждать, что это единственное в СССР, а ныне в России крупное военно-морское соединение, местом рождения которого являются… Соединенные Штаты Америки. Эта история берет свое начало в конце Второй мировой войны. Америка согласно ленд-лизу направляла в Советский Союз гигантские объемы вооружения. СССР, в свою очередь, принял на себя обязательство не позднее чем через три месяца после капитуляции Германии вступить в войну, полыхавшую на Тихом океане. Однако, обладая определенными надводными и подводными силами, СССР практически не располагал на этом бассейне десантным флотом. Векторы сошлись, и в победном мае 1945-го большая группа моряков-тихоокеанцев на пароходе «Витим» (типа «Либерти», тоже американской постройки) прибыла на Аляску — в крохотный провинциальный городок Колд-Бей (Cold Bay). Здесь под руководством американских инструкторов краснофлотцы в течение месяца осваивали десантные суда типа LCI (для десантирования пехоты) и LCT (для десантирования танков). Как они выглядели, представить себе может каждый, кто видел фильм Стивена Спилберга «Спасти рядового Райана», — в масштабной сцене высадки союзников в Нормандии в день «Д» (6 июня 1944 года) эти суда выступают главным орудием десанта. 9 июня 1945 года на первых 15 десантных судах был поднят военно-морской флаг СССР. Этот день и считается днем рождения бригады. Хотя в начале она называлась отрядом десантных судов ТОФ. К моменту вступления СССР в войну с Японией отряд насчитывал 40 десантных судов; большая их часть принимала активное участие в боевых действиях в Корее, на Сахалине и Курилах, потери при этом составили пять судов, а многие моряки были отмечены высокими наградами. В 1951 году 1-й отряд десантных кораблей ТОФ был переименован в 100-ю бригаду (напомним, в это время шла Корейская война, где мы и американцы оказались по разные стороны линии фронта). А спустя еще четверть века на базе бригады была сформирована 22-я дивизия морских десантных сил ТОФ
http://www.novayagazeta-vlad.ru/37/Istoriya/Morskoydesant
(Кстати, вам ничего не режет слух? Согласно российской профессионально-языковой норме, гражданские — суда, а военные — корабли. Но только в 1949 году специальным приказом Главкома ВМФ СССР десантные суда были переименованы в десантные корабли.)

  Победу 9 мая 1945 года Тимофей и Павел встретили вдали от дома в Колд-Бее. По столь значимому поводу матросам выдали по две банки американского пива. И хотя, вспоминает Тимофей Тихонович, кормили «на убой» лично у него аппетита не было (сказывалось отличие климата Аляски и Владивостока). А может, просто у мальчишки не было навыка принятия спиртного. От одной банки пива парень расплылся и помнил остальное, как в тумане.

 В июне 1945 года над первой партией передаваемых десантных судов взвились советские флаги и друзья стали готовиться к переходу. Опять предстояла небольшая разлука, Тимофею возвращаться в Приморье, Павлу продолжать службу в Петропавловске. Мальчики знали о скорых боях и желали друг другу « если смерти то мгновенной, если раны - небольшой» А ещё обещали встретиться после войны у любимых скал Три брата, что в Александровске.

Высадка с американских ДС на о. Парамушир август 1945 года

  Что такое десантное судно? Небольшое плоскодонное с экипажем в 24 человека ДС, мало приспособленное для больших морских переходов, -вспоминал Тимофей Тихонович. При переходе Аляска-Петропавловск-Камчатский отряд ДС попал в 9 бальный шторм. Впереди идущие суда почти полностью захлестывало волной. Из экипажа лишь три человека (среди них Тимофей Вишняк) способны были стоять у штурвала. Всех остальных свалила «морская болезнь».

  Во Владивостоке времени на отдых не было. Во время перехода пришло известие о начале военных действий против милитаристской Японии. Отряд ДС, в котором на десантном судне с счастливым для парня номером 13 служил Тимофей, получил приказ пробираться к корейскому порту Сейсин, захваченному японцами. Уже при подходе к Корейскому полуострову отряд из 4 ДС, на каждом из которых было по 250 человек десанта, попал под жестокий обстрел артиллерии.. Огонь на себя приняли 2 больших и малых охотника, сопровождавших ДС. Они собою закрыли десант, -вспоминал Тимофей Тихонович и позволили нам войти в бухту Сейсин. Тут военное счастье было на стороне десантников. Во-первых, скорость и высокая посадка позволили ДС проскочить через минные заграждения порта. Во-вторых, японцы не были знакомы с силуэтами американских ДС и приняли их за «свои», да не весть откуда взявшийся туман помог десантникам. Вражеские солдаты принимали «концы» с наших кораблей и опомнились только когда из откинувшихся бортов с криками «Ура!» хлынул в порт десант… Бой в порту был коротким и победным…

 Более кровопролитным был десант ДС на о.Шумшу, Курильская операция, в котором участвовал Павел Туисов. Многих товарищей потеряли наши мальчики в том бою…

    СПРАВКА:
18 августа 1945 года 4 десантных корабля с передовым отрядом подошли к острову Шумшу и под покровом тумана начали высадку десанта. Из-за перегрузки и большой осадки корабли останавливались в 100 - 150 метрах от берега. Десантники по трапам и через борт бросались в воду и под сильным артиллерийским и пулеметно-ружейным огнем противника устремлялись к берегу. Враг был ошеломлен внезапным появлением десантников, но быстро начал оказывать активное противодействие. В числе первых высадились на берег коммунисты - командир взвода автоматчиков старшина А. П. Белов, комсорг батальона морской пехоты старший сержант Г. П. Панкратов, командир отделения сержант Г. В. Кулемин и комсомольцы - младший сержант И. Г. Гуло, краснофлотец М. Я. Нестеров и другие моряки. Десантники в упорном и кровопролитном бою, отбив несколько контратак, показали образцы отваги и мужества. Храбрость и находчивость проявил личный состав кораблей и десантных судов.

Тимофей Вишняк (первый ряд второй слева) на борту ДС в г. Одомари после Парада победителей в г. Тойохара

  После корейского Сейсина отряд ДС Тимофея Вишняка был направлен на помощь десантам ТОФ Южно-Сахалинской наступательной операции. Придя в Корсаков, моряки обнаружили, что их помощь уже не требуется. Весь Сахалин стал советским. Но боевые моряки не отказали себе в удовольствии участвовать в победном параде в поверженной Тойохара в конце августа 1945 года.

  В 1947 году семьи Вишняк и Туисовых переехали на жительство в Южно-Сахалинск. Поэтому друзья Тимофей и Павел, демобилизовавшись в 1950 году, приехали уже в новую островную столицу. Здесь Тимофей женился на сестре Павла Валентине Ивановне. Здесь они долгие годы безупречно работали на предприятиях области. Здесь и сегодня у ребят живут многочисленные дети, внуки и правнуки… А у Трех братьев после войны друзья бывали неоднократно…

Продолжение следует...

 

Живой голос Тимофея Вишняка, послание тех лет. Аудио, к сожалению, вставляется только ссылками:

Ссылка 1

Ссылка 2

 

А в этом видео -  иностранная хроника о "супероружии" самураев камикадзе, которого боялись в США. И с которым столкнулись наши мальчишки:

И любимая сцена с Андреем Краско. По задумке моей, за нею идет "Прощание Славянки" и имена наших мальчишек...

 

25 января 2015, в 18:27 +3
Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Комментарии
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
О планах на будущее, "хотелках", черной полосе и чистых туалетах
О планах на будущее, "хотелках", черной полосе и чистых туалетах
К 70-летию Великой Победы: Повзрослели они до поры
К 70-летию Великой Победы: Повзрослели они до поры