Танец – это их жизнь!

Танец – это их жизнь!

Александр Володин и Вероника Кац – служители музы Терпсихоры – хореографы. Международный день танца – их профессиональный праздник. Накануне этого события они рассказали АСТВ.РУ о секретах своего ремесла. 

Птица дивная

Ноша, которая лежит на плечах этой обаятельной девушки, впечатляет. Она занимается организацией областных фестивалей, конкурсов и мастер-классов для балетмейстеров области. Фестиваль областного масштаба "Импульс нового времени" - тоже ее детище. Воспитывает двух сыновей и обучает азам хореографического мастерства около пяти десятков юных танцоров. Ее зовут Вероника Кац.

С самого рождения Вероника Кац была активным ребенком. Заводилой и лидером. Ходила во все кружки, которые были доступны. Но когда ей исполнилось 12 лет, Ирина Михайловна Кузнецова, руководитель ансамбля «Мечта», пригласила ее в свой коллектив. С этого момента все свое свободное время она уделяла исключительно хореографии – народным и эстрадным танцам. А когда стала старше, начала  подменять педагога на занятиях с младшими ребятами. Но, окончив девятый класс, учиться пошла не на хореографа, а на… швею. Навыки, полученные в учебном заведении, в дальнейшем ей очень пригодились – вместе с мамой Вероника разрабатывает и шьет костюмы для своего коллектива.

- Я чувствовала, что в восемнадцать лет точно определюсь, кем хочу стать, - говорит Вероника. – Так и случилось: я поняла, что мое призвание – хореография.

Девушка окончила Сахалинский колледж искусств, а следом – Хабаровский институт культуры. Работала балетмейстером в хореографическом центре «Мечта». А сегодня она – ведущий методист Сахалинского областного центра народного творчества и руководитель собственного ансамбля «Сирин».

- Чем привлекательна для вас профессия хореографа?

- Мне нравится и номера ставить, и с детьми заниматься. Но в первую очередь, я, конечно, постановщик. Идеи приходят ко мне постоянно: я могу просто разговаривать с человеком, услышать музыку или увидеть что-то интересное, что даст идею для нового номера. Особенно благодатно для разгула фантазии ночное время. Бывает, долго не могу уснуть, тогда начинаю размышлять над новыми постановками. Но и педагогом мне нравится быть. Я знаю, как с нуля научить ребенка танцевать. С чего начать, как поэтапно разучить с ним новые движения и выпустить в итоге хорошего исполнителя. Раньше я любила заниматься со всеми возрастами – от крошек-четырехлеток до взрослых. Но со временем предпочтения изменились. Малыши требуют слишком много эмоций и внимания. Проще всего работать с ребятами-школьниками.

- Как рождается номер?

- По-разному. Бывает, отталкиваюсь от музыки. Услышала Ваенгу или Пелагею и зацепило. Иногда, смотрю на исполнителя, и вижу, в каком образе он будет смотреться органичнее всего. И начинаю подбирать под этот образ идею и сюжет. А случается, что дети сами предлагают свои идеи. Самым маленьким танцорам можно придумать всё что угодно. Старшим – тоже. А ребятам среднего возраста сложно угодить. Детские танцы они уже танцевать не хотят, а «взрослые» еще по возрасту рано и сложно физически. Поэтому частенько я у них спрашиваю, чего бы им хотелось, собираю пожелания и аккумулирую их в один номер. Так появился номер «Шахматы». Одна девочка хотела номер в париках, типа анимэ. Вторая что-то вроде стиляг. Третья – нечто экстравагантное. А я соединила их фантазии.

Но чаще всего я ставлю перед собой задачу. Например, придумать номер на патриотическую тему. Начинаю размышлять, чтобы такого поставить, чтобы было не как у всех. Так я «Знамя» придумала. Решила, что не хочу, чтобы у меня в танце дети умирали или скорбили, а просто хочу показать детей, которые жили в военное время, показать их патриотический настрой.

- Что самое интересное в рабочем процессе?

- Самое интересное - это финальный результат. Когда мои идеи полностью реализованы. Костюмы готовы к примерке, а исполнители – к премьере.

Ансамбль «Сирин», можно сказать, «предприятие» семейное. Вероника Кац – хореограф. Старший сын Максим – танцор. Золотые руки ее мамы Светланы Алексеевны Гоман обшивают весь коллектив, воплощая самые смелые задумки дочери. А младший сынишка Артем – пока самый главный поклонник творчества матери.

- В каких жанрах предпочитаете работать?

- Хотя сама по себе я народник, и мне всегда было интересно сочинять танцы народов мира, в последнее время я перешла на современную хореографию. Здесь больше простора для творчества – больше образов можно придумать. Я предпочитаю «балансировать» на смешении двух стилей – джаза и модерна. Джаз он более резкий сконцентрированный, а модерн - отстраненный и холодный. Хореографы по всему миру любят работать именно в этих стилях. И я не исключение.

- Какими достижениями уже можете гордиться?

- У ансамбля «Сирин» множество достижений. Это награды на различных фестивалях и конкурсах. Но самые дорогие для нас – это выездные победы. Они дорогого стоят. В прямом и переносном смыслах. Выехать за пределы области очень накладно. Это, во-первых. А, во-вторых, завоевать признание публики и жюри в чужом регионе чрезвычайно сложно. Награды гастролерам организаторы фестивалей на материке раздают неохотно, стараются продвигать свои коллективы. Поэтому эти награды – самые значимые. В прошлом году коллектив завоевал звание лауреата III степени на фестивале «Танцевальный прибой» во Владивостоке среди 142 коллективов с Приморского и Хабаровского краев,  Амурской и Еврейской автономной областей. Это очень хороший показатель.

- Есть еще профессиональные горизонты, которые хотелось бы покорить? И о чем мечтают участники ансамбля «Сирин»?

- Самая наша главная мечта – получить гран-при, пока у нас такой награды нет. А еще хотелось бы, чтобы у коллектива был свой собственный зал для занятий. Мы надеялись, что у Сахалинского областного центра народного творчества появится свое здание, на базе которого мы смогли бы заниматься. Но, к сожалению, его пока нет. А лично себе я желаю исполнить свою мечту – поступить в московский университет на отделение современной хореографии.

 

Мечты сбываются

Он считает, что хореограф – это не профессия, а образ жизни. Ведь вся его жизнь связана с танцем. И даже лучший друг у него – балетмейстер. Знакомьтесь, брутальный внешне, но романтичный в душе… Александр Володин.

Александр Володин – отличный пример того, что учиться и открывать для себя что-то новое никогда не поздно!  Танцами он увлекся, когда ему исполнилось… 22 года. Да и вышло это случайно. Ему, на тот момент спортсмену-бодибилдеру, потребовалась помощь профессионала хореографа, который помог бы поставить вольную программу для соревнований. Парню посоветовали обратиться к руководителю ансамбля «Плэйданс» Николаю Самусеву. Эта встреча стала поворотной в жизни Александра. В его лице молодой человек приобрел наставника и друга. На постановке номера их сотрудничество не закончилось. Володин стал участником коллектива «Плэйданс». На занятия ходил как на праздник. И усердно занимался в двух группах сразу.

 - Каждый день отдавал хореографии, - говорит он. – Очень уж мне хотелось научиться. Однажды я увидел выступление «Тодес» и понял, что хочу достичь такого же уровня мастерства.

А в 25 лет поступил в Сахалинский колледж искусств на отделение хореографии. Из-за возраста брать не хотели, но Александр настоял на своем и в 2010 году  успешно окончил учебное заведение. Следующей ступенькой в его карьере стало получение диплома Гуманитарного университета профсоюзов в Санкт-Петербурге. А сегодня Александр – балетмейстер хореографического центра «Мечта» и  Образцового ансамбля эстрадного танца «Плэйданс»

- За что вы любите свою работу?

- За ту свободу, которую она мне дает. Мне кажется, что, если ты отучился на хореографа, то любую невзгоду встречаешь с легким сердцем. Хореограф – это даже не профессия, а  образ жизни. Круглыми сутками слушаешь музыку, что-то придумываешь, постоянно находишься в движении… Не работа, а сказка.

- Откуда черпаете вдохновение?

- Буквально отовсюду. Все, что происходит вокруг, может стать основой для будущего танца. Я люблю один гулять по городу, наблюдать за людьми, подмечать нюансы их поведения. Как ведут себя дети, как на это реагируют родители… Но при постановке номеров чаще всего я опираюсь на характер детей. А так как группа у меня подобралась активная, подвижная, то и танцы для них стараюсь ставить соответствующие.

- Александр, вы преподаватель, танцор и постановщик в одном лице. Кого в вас больше?

- Сначала я был исполнителем. И совершенно не видел себя в другом качестве. Но сейчас я уже не хочу выступать, мне больше нравится ставить номера и обучать искусству танца других. Мне хочется поделиться знаниями как можно с большим количеством людей, вырастить из своих подопечных хороших танцоров и с гордостью следить за их дальнейшими успехами. Нравится мне и сам процесс постановки танца. Подбирать музыку, создавать образы и придумывать хореографию. Честно признаюсь, поначалу было тяжело. Но со временем появилась другая проблема – столько всего интересного в голову приходит, не знаешь на чем остановиться (смеется).

- Что самое сложное в работе хореографа?

- Наверное, работа над собой. Нужно набраться сил и терпения, чтобы найти подход к каждому из учеников. В хореографическом центре «Мечта» я работаю с 2012 года, а до этого год проработал в ДК «Радуга». Первый год был проблематичным и для меня, и для детей. Я слишком много требовал от подопечных. Мне казалось, что всё, что я им даю, исполнить очень легко и понять не мог, почему они не справляются. Но я сумел найти подход к детям. И научился не нервничать понапрасну. Для меня это стало очередной ступенькой самообразования.

Александр Володин, балетмейстер хореографического центра "Мечта"

В детстве каждый ребенок должен танцевать. Занятия хореографией способствуют выработке пластике тела и движений, формируют правильную осанку и улучшают мышечный тонус. К тому же в многообразии стилей танца найти свой собственный не сложно. Так, если ребенок мягкий и пластичный ему больше подойдет классический танец, а если «зажигалочка» – его стиль народные характерные танцы.

 

- Вспомните самый запоминающийся эпизод, связанный с танцами…

- Самые запоминающиеся – это, конечно, курьезные моменты. Редкое выступление обходится без казусов. Со смехом вспоминаю выступление на 9 мая. Я тогда еще учился в колледже искусств. Вместе с сокурсниками мы исполняли «Девятку». И перепутали всё, что только можно было. Движения мы исполняли верно, а вот рисунок… В общем, мы на ходу сочинили новый танец.

- В каких жанрах нравится работать? И почему?

- Мне кажется, что каждый стиль отражает внутреннее содержание человека. А так как я человек романтичный, раньше мне нравились модерн и контемпорари. Но с течением времени мне больше начинает нравиться джаз. Он более веселый, активный, техничный. А вообще хореографы - люди непостоянные. Сегодня им одно нравится, завтра другое.

- Что бы вы могли посоветовать молодым танцорам и хореографам?

- Меня поражают педагоги, которые хореографами по сути не являются. Чаще всего это выпускники каких-то коллективов, которые сами берутся обучать людей. Им настоятельно советую отучиться на хореографа. Учиться – сложно. Зато потом легко «в бою». А исполнителям я желаю повторить не сто раз, а сто один. И последний – с максимальной отдачей. И обязательно с улыбкой на лице.

 

Автор: Elena Poletova, 27 апреля 2016, в 10:30 +5
Другие статьи по темам
Прочее
Комментарии
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии пожалуйста зарегистрируйтесь или войдите
Автостопом по России
Автостопом по России
Макс Альперт - легендарный создатель фотолетописи войны
Макс Альперт - легендарный создатель фотолетописи войны