Люди театра. Большие и маленькие

Люди театра. Большие и маленькие

На вопрос, с чего начинается театр, я вам отвечу: «С детской театральной студии». Например, с «Арт-класса», где актерское мастерство преподают Лилия и Валентина Шурыгина.

 

Я со своей малышней пришла на занятия в "Арт-класс" во Дворец детского (юношеского) творчества во вторник. Днем здесь занималась старшая группа – это мальчишки и девчонки, которых Шурыгины обучают театральному искусству уже не первый год. А вечером – 4-летние актеры. На всю работу (а малыши реально трудятся, не смотря на то, что все происходит в виде игры) – 35 минут. Поэтому время зря не тратят, включают музыку и – поехали. Разминка и пластика – вотчина педагога Валентины Шурыгиной.

Я фотографирую, а эти маленькие актеры успевают не только прыгать, бегать, изображать животных и замирать, как скульптуры, но и позировать.

Диана Змачинская

Вероника Шемелева

Кирилл Пастухов

К семье Шурыгиных уже можно применять словосочетание «театральная династия». Лилия Юрьевна Шурыгина – известный сахалинский режиссер. За ее плечами – яркая работа в Углегорском и Корсаковском народных театрах и в Чехов-центре. В начале 2000-х она возглавила  творческую лабораторию «Нэртис+ТВ» и поставила такие сложные, философские вещи, как «Вероника решает умереть» Пауло Коэльо, «Последний срок» Валентина Распутина. Практически все ее спектакли создаются одним и тем же коллективом. Это Валентина Шурыгина, Николай Макеров, Анастасия Легчилина, Анна Фролова, Раиса Шолохова, Екатерина Конченко.

Спектакль "Баба Шанель"

В 2008 году Лилия Юрьевна стала Лауреатом акции администрации президента по поддержке театральных инициатив. Это своеобразный президентский грант, который ежегодно (до 2012 года) вручался только трем театральным деятелям (проектам или коллективам) в России.

С Евгением Мироновым, организатором Акции
по поддержке Театральных инициатив 

Сегодня Шурыгина-старшая возглавляет творческую мастерскую «Арт-проект» (это новое название «Нэртис+ТВ» - прим. автора) и является педагогом детской театральной студии «Арт-класс» во Дворце детского (юношеского) творчества. Вместе с дочерью Валентиной у них прекрасный педагогический и режиссерско-актерский дуэты. Валя окончила Сахалинское училище искусств как режиссер-педагог и Хабаровский Государственный институт культуры как режиссер ТВ и Радио. Она была автором и ведущей программы "Сон чудес" на телеканале АСТВ. Веселой озорной Пеппилотте, роль которой Валя исполняла на экране, приходили письма от детей со всей области. «Я даже не успевала отвечать на все, - вспоминает Валентина Шурыгина. – Вот так и началась наша работа с детьми и для детей».

Лилия и Валентина Шурыгины

В постановках своей мамы Валентина стала ведущей актрисой – природа как будто специально наградила ее актерским талантом. Она ежегодно стажируется в Мастерской Олега Кудряшова в ГИТИСЕ (там же тонкости театральной профессии уже двадцать лет постигает Лилия Юрьевна). 

Но основная часть их жизни и творчества связана сегодня с детьми. В «Арт-классе» занимаются около ста ребят, начиная с 4-леток и заканчивая 16-летними подростками. С одними Шурыгины работают уже несколько лет, другие только начали ходить на занятия. В течение трех лет их учениками были трое воспитанников Троицкого детского дома.

- Один из них, Миша Воищев, учится сейчас в Сахалинском театральном колледже, на третьем курсе, - рассказывает Валентина Шурыгина. – Мишка нам как сын родной, прибегает почти каждый день, не может уже жить без нас и мы без него. 

Первый спектакль, поставленный с детьми, – «Ронни, дочь разбойника» - признан «Лучшим детским спектаклем» на фестивале детских и юношеских театральных коллективов «Пространство юных» в Сочи. 

Во время поездки в Сочи

В «Арт-классе» все по-взрослому, как в самом настоящем театральном училище. Пластика, актерское мастерство, сценическая речь, история театра, изучение литературы. Здесь вообще много читают, и из школьной программы, и того, что в нее никогда не входило, но что развивает детей духовно.

В тот день, когда я побывала на занятиях малышей, они должны были репетировать сказку «Кот-рыболов», которую ставят в процессе занятий. Но т.к. к ним пришли гости (то есть я с детьми), то Лиля Юрьевна тут же сымпровизировала. Достал огромный мешок с костюмами и предложила поставить «Репку». А так как там оказались костюмы коровы, лисы, барана, то сказка приобрела новый колорит. Кошка позвала лису, лиса – корову, корова – барана, баран – лося.

Кстати, меня поразила способность Лилии Юрьевны решать конфликты с детьми совершенно по-взрослому. Разбирали костюмы к сказке – «кошку» захотели Кристина (ученица) и Маша (моя дочь). Обе в слезы. Никто не хочет делиться. Как поступает большинство из родителей и даже педагоги? После нескольких бесполезных увещеваний, волевым решением спорный предмет отдается кому-то. Лиля Юрьевна как-то просто объяснила Кристине, что существуют правила гостеприимства, и Кристина, уже с улыбкой, отдала «кошку» Маше. Мне, правда, было очень неудобно:)

Такие воспитательные моменты, как с «кошкой», незримо и как бы мимоходом присутствуют на каждом занятии. Например, когда разбирается произведение, которое будет ставиться.

- Чтобы понять героев и автора, приходится первую очередь ответить самому себе на многие вопросы, - говорит Лилия Шурыгина. - Сейчас мы работаем со старшими ребятами над «Днем непослушания», они ставят себя на место взрослых, и в наших разговорах раскрывается их такой глубокий внутренний мир, ставятся такие сложные проблемы.

Огромное внимание в «Арт-классе» - пластике, движению, развитию речи и воображения. "Дети все время должны быть в движении, - уверяет Лилия Юрьевна. – В нашей стране выросло поколение потерянных в плане физического здоровья детей – они все время скрючены: в школе за партой, дома за компьютером. А это негативно влияет и на мышление. У нас в студии все построено на движении и на игре. Играя, дети развивают и социальные навыки, и мышление, и воображение. Они учатся правильно говорить, что в свою очередь помогает им правильно писать. Они фантазируют под музыку. 

Кристина Кузнецова

Аглая Казанли

А еще театр – это железная дисциплина. Порой и взрослому не под силу то, что делают дети. Учить роль, выдерживать долгие репетиции; стоя за кулисами по время спектакля, внимательно следить за ходом постановки, не разговаривая, не отвлекаясь ни на что. Это я могу подтвердить вам на собственном опыте. Однажды мне повезло, Лилия Юрьевна взяла меня в постановку «Последний срок», и за кулисами я дожидалась своего выхода вместе с Юлей Кайгородовой. Ее героиня появлялась на сцене в финале, но девочка мужественно выдержала «час тишины».

Юля Кайгородова в спектакле "Последний срок"

- Я вообще считаю, что обучение актерскому мастерству дает ребенку все - физическое развитие, психическое и духовное, дисциплинирует его, развивает фантазию, учит его сопереживать и самостоятельно мыслить, учит слушать и слышать!

P.S. После занятий – фото на память )

 

Автор: Светлана Кушнарёва, 25 марта 2016, в 14:06 +9
Комментарии
Написано 29 марта 2016, в 15:14
Очень приятно было вновь увидеть Лилию и ее дочь Валентину и прочитать о них добрые слова!Когда-то во время отпуска посчастливилось вместе работать.Замечательная семья и приятные люди.Успехов вам в вашем добром творчестве!
+2
Написано 30 марта 2016, в 10:49
Успехов вам на пути воспитания наших детей и спасибо
+2
Написано 10 июля 2016, в 14:51
Лилия Юрьевна, Валюшка! Люблю вас! Творческих удач!
0
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии пожалуйста зарегистрируйтесь или войдите
Путешествие сахалинского кинематографиста: От французского кинофестиваля до мастерской классика
Путешествие сахалинского кинематографиста: От французского кинофестиваля до мастерской классика
Выходные в Южно-Сахалинске: 25-27 марта
Выходные в Южно-Сахалинске: 25-27 марта