Факты коррупции в основном встречаются в организациях, связанных с бюджетными средствами. Подробнее о мерах наказания за взятки, в эфире АСТВ рассказал начальник отдела по надзору за исполнением законов по противодействию коррупции прокуратуры Сахалинской области Андрей Стрекаловских.
- Давайте поговорим о коррупции. Какова обстановка у нас сегодня в регионе?
- Затрагивая данный вопрос, я хотел бы в первую очередь привести общественное мнение, поскольку мы опираемся на общество. Как они оценивают нашу работу. Если взять результаты прошлого года и тот анализ, который был проведён, то можно привести данные, что население в первую очередь доверяет нашей работе, как правоохранительного блока в данном вопросе. Кроме того, отмечают, что снижаются такие коррупционные факты, которые встречаются, может быть, в быту, либо им стало известно от кого-либо.
- А в каких направлениях, сферах, может быть, в ведомствах чаще фиксируется проблема коррупции?
- В принципе, коррупция - это сама по себе проблема. Где чаще всего проявляются такие факты? Это сферы, которые связаны с бюджетными средствами, поскольку лица заинтересованы в получении, может быть, не законным образом большего какого-то капитала, обогащения и готовы предоставить, может быть, откаты, назовем их так, чтобы получить более выгодные контракты, либо, может быть, не выполнить ряд рабочих моментов, но за это получить денежные вознаграждения.
Также коррупция у нас проявляется там, где предусмотрены большие санкции. Не секрет, что достаточно часто коррупционные проявления выявляются в правоохранительном блоке. То есть это уголовные дела в отношении ряда сотрудников полиции, которые у нас имеют место быть и в том числе в нашем регионе. Поэтому это наиболее коррумпированные сферы, которые мы отмечаем.
- В чём заключается роль прокуратуры в противодействии коррупции?
- Роль прокуратуры можно разделить, собственно, на три основных направления. Первое - это уголовная сфера, когда мы осуществляем надзор за оперативной работой, за работой следственных органов. Также поддерживаем обвинение, когда уголовные дела рассматриваются у нас в суде. И третья роль - это координирующая, когда мы обобщаем определённую проблематику наряду со всеми другими структурами, то есть с органами правоохранительного блока решаем эти вопросы, разрабатывая мероприятия для того, чтобы повысить эффективность нашей работы.
- Коррупция - это такая двусторонняя история, где виновен и тот, кто деньги даёт, и тот, кто получает. Какая мера наказания для каждого из них?
- Я сказал бы, что законодатель в принципе достаточно комплексно оценивает коррупционные проявления и предусматривает разные меры ответственности, начиная от дисциплинарной, продолжая административной практикой. И уже, можно сказать, завершая уголовную ответственность, к примеру, если мы рассмотрим действия, дающего в интересах юридического лица, когда у нас есть взяткодатель, который передаёт денежные вознаграждения. На практике у нас рассмотрено уголовное дело, когда передано порядка 10 000 000 рублей начальнику отдела, который занимался закупками в интересах юридического лица. На текущий момент даётся уголовная оценка тем, кто передавал вознаграждение, и так же к ответственности у нас привлечены юридические лица. Они получили штраф порядка 10 000 000 рублей за то, что в их интересах, соответственно, лица, которые компетентны выступать от их имени, не передали незаконного заграждения.
- От какой суммы начинается взятка? Есть же какие-то рамки в этом плане или дал рубль, и это уже все взятка?
- Законодатель не предусматривает нижнего порога. То есть можно разделить, исходя из уголовного законодательства. Мелкая взятка - это до 10 000 рублей. И взятка, которая превышает данную сумму, это уже, можно сказать, обычная взятка, но в законе нет начального, скажем, старта. Поэтому даже если это будет 1 000 рублей, то это уже подпадает под признаки уголовного закона и предметом взятки может выступать.
- Что нового в антикоррупционном законодательстве?
- Можно привести примеры, когда раньше была на практике ситуация непростая. Мы реагировали на коррупционные проявления, но служащие добровольно увольнялись до того, как его оценят с точки дисциплинарной ответственности. Законодатель устранил данный пробел. Может быть, изменения не новые, но они активно применяются. Но в текущем году, когда прокурор наделён компетенцией обратиться в суд, и суд оценивает, если факт подтверждается, он может изменить формулировку "увольнение служащего" на "утрату доверия".
В чём смысл изменения этой формулировки? Он ведь уволился. Собственно, это как дополнительное наказание. Если служащий увольняется из утраты доверия, то сведения о нём передаются в реестр таких лиц, которые уволены по данному основанию. И он в течение пяти лет не может занимать государственно-муниципальную службу. То есть, если привести на практике Сахалинской области, у нас был такой де факто единичный в прошлом году, три таких иска удовлетворено в текущем году.
Наиболее яркий из них пример - это когда в одном районе руководящего звена служащий в администрации работал и у него в подчинении находился близкое ему лицо. Данный факт был выявлен, но до привлечения его к ответственности, до рассмотрения работодателем данного факта, он добровольно уволился и перешёл на другую гражданскую службу. Также занял руководящую должность.
Суд, рассмотрев исковые требования прокурора в последующей вышестоящей инстанции, согласился с этим решением о том, что действительно им допущены коррупционные правонарушения, и он должен быть уволен именно по данному основанию. Увольнение с утраты доверия и сведения о нём должны быть внесены в этот реестр.
- Важный вопрос - если человек столкнулся с коррупцией - например, обратился куда-то в ведомство, и ему говорят: "Вот хочешь получить справку, хочешь получить какую-то услугу, дай денег". Куда ему обращаться в этом случае?
- Ему необходимо обратиться в любой правоохранительный орган, потому что все правоохранительные органы задействованы в этой работе. В прокуратуру, МВД, ФСБ, в комитет можно лично обратиться. Есть интернет-приёмная, можно по телефону сообщить о данном факте, и в последующем ему будет дана оценка.