Кладбище кораблей и медвежьи тропы: увлекательный рассказ гида-путешественника о Сахалине и Курилах
Фото: gosakhalin.ru

Кладбище кораблей и медвежьи тропы: увлекательный рассказ гида-путешественника о Сахалине и Курилах

Андрей Кафкан дал большое интервью Радио АСТВ

На краю России, среди вулканов, океанских штормов и зарослей леса, столетиями складывались уникальные маршруты передвижения. Сахалин и Курилы - территория, где путь из пункта А в пункт Б мог стать смертельным квестом: айны преодолевали проливы в долбленых лодках, каторжники Чехова пробирались сквозь тайгу, а в XX веке пассажиры неделями ждали погоды для переправы на паромах. Как коренные народы, японские поселенцы и русские первопроходцы осваивали острова без авиации? И почему даже сегодня попасть на Мыс Столбчатый или в кальдеру вулкана Головнина - всё равно подвиг? Об этом в интервью Радио АСТВ с гидом-путешественником Андреем Кафканом, прошедшим сотни километров по тропам.

Мифы айнов

Слышал такую историю: айны считали, что тропы на Кунашире протоптали духи-медведи. Насколько их реальные пути совпадали с мифами? 

- Ну, это, действительно, отчасти правда. Дело в том, что большинство лесных троп, в частности по которым ходят туристы, проложены медведями. То есть их действительно вытоптали медведи. Вот, допустим, даже на Итурупе, на Кунашире можно ещё встретить места, где медведи буквально натоптали тропу след в след. Там прям вот ступня, ступня, ступня, лапа, лапа, лапа идут друг за другом.

Поэтому, действительно, можно встретить такое большое количество троп, особенно там, где медведи ходят регулярно. Там, где ягода, рыба, то есть регулярные места прогулок, они очень популярны среди медведей и также среди туристов. Поэтому зачастую ты выходишь в глухой лес, цивилизации на несколько десятков километров нет, и ты находишь тропу.

Понятно, что это не люди тут бегали туда-сюда, в разные стороны что-то искали. Понятно, что это медвежья тропа, регулярно встречаешь фекалии, следы жизнедеятельности медведя на этих тропах. Ну и поваленные ветки, деревья, особенно вот наш, скажем так, белокопытник, он же легко ломается.

То есть медведь - очень аккуратное животное, он идёт и ломает его буквально. Поэтому где-то его легче увидеть, где-то сложнее, но тем не менее факт остаётся фактом: зачастую туристы ходят по медвежьим тропам. Поэтому тут нужно соблюдать определённые меры предосторожности.

Чехов писал, что дороги Сахалина - это "грязь, в которой тонут лошади". Что изменила японская оккупация? Действительно ли заключенные строили "тракты" без инструментов: говорят, что тоннель у Трех Братьев, вырублен в скале вручную. 

- Действительно, дорог строили достаточно большое количество, и Сахалин до, скажем так, появления здесь Российской империи, был территорией достаточно дикой. Коренные жители, как правило, проживали вдоль устьев рек и также вдоль морского побережья. Рыба - это то, за счёт чего питались народы Сахалина. В основном они старались передвигаться по морскому побережью. Если посмотреть на айнские, нивхские поселения, то они в основном были именно на берегу.

Но, конечно, не стоит забывать про наши большие реки Тымь и Поронай. Вдоль Тыми и Пороная тоже находилось очень большое количество селений, но это уже большие реки, которые могли кормить, скажем так, достаточно большое количество родов, которые здесь проживали.

И когда пришли первые русские люди, встала проблема, куда двигаться. А где дороги? А тут болото. То есть нужно было всё выкорчевывать, строить дороги, хотя бы чтобы лошадь или телега могла там проехать, передвинуться хоть как-то. Но тоже первые русские населённые пункты появлялись вдоль морских побережий, потому что можно было легче высадить, скажем так, кого-то.

Как каторжане строили дороги

Изначально весь Сахалин не соединялся между собой сетью дорог, это тоже нужно понимать. И вот как раз-таки к вопросу путешествия Антона Павловича Чехова. Если мы прочитаем книгу "Остров Сахалин", то увидим, что он из Александровска-Сахалинского в Корсаков добирался на корабле. То есть он не пешком передвигался, не на лошади с севера на юг переехал, как это мы можем сделать спокойно сейчас благодаря дорогам, благодаря железной дороге, которая появилась, конечно же.

Да, то есть сейчас передвижение по Сахалину заметно упростилось, чем во времена, скажем так, коренных жителей или даже во времена Антона Чехова. А в этом, кстати, заслуга в том числе каторжан. Хоть и говорят многие, вот, японцы молодцы, построили тоннели, дороги - да, они строили это всё для своей промышленности. Но каторжане тоже в этом участвовали, прокладывали различные тракты, построили дороги от одного военного поста к другому.

Опять же, военные посты, между которыми путешествовал Антон Павлович Чехов, от поста Корсаковский до поста Найбучи. Это примерно район современной реки Найба. То есть тоже такая большая дорога, основательная. Представьте, сейчас проехаться от Корсакова до Стародубского - это тоже кто-то должен был проложить дорогу, построить мосты. То есть, выложить это всё, это большой, действительно, титанический труд.

Понятно, что у каторжан, которые прокладывали эти маршруты, инструментов было не так много, но, конечно же, инструменты всё-таки были, да, но не в таком большом количестве, как мы можем представить сейчас. Плюс первая задача была выкорчевать лес, который стоял на пути непосредственно передвижения дороги. Плюс к этому по мере продвижения дороги также создавались и населённые пункты. Если мы проедемся от Корсакова до Южно-Сахалинска, мы как раз это увидим: Первая Падь, Вторая Падь, Третья Падь.

Многие даже не задаются вопросом, почему отсчёт идёт от Корсакова, а не от Южно-Сахалинска…

- Да, потому что в своё время столица южного Сахалина была как раз-таки именно в городе Корсакове, а селение Владимировка, в будущем ставшее Южно-Сахалинском, было промежуточным пунктом между двумя военными постами. То есть, по сути, она изначально тоже в том числе обслуживала дорогу, вдоль которой создавались эти населённые пункты.

Сейчас принципы тоже похожи, когда вдоль дорог, вдоль каких-то путей создаются населённые пункты, чтобы их обслуживала дорога, скажем так. То есть дорога должна функционировать. Если за ней не следят, она разрушается. Вот сейчас у нас в Южно-Сахалинске много ремонтов как раз идёт.

Кунашир - остров туманов

Почему в 1950-х путь с Кунашира на материк мог занять месяц?

- Это вопрос, скажем так, транспорта, и такой путь складывался именно из-за сложных погодных условий. Даже сейчас взглянем на Кунашир. Он вообще в целом достаточно туманный остров, оттуда вылететь достаточно сложно. Раньше это было сделать, конечно же, ещё сложнее. Не было портов, где мог пришвартоваться корабль: людей высаживали, дальше они на плашкоуте добирались до берега.

Аналогичная ситуация была на Итурупе. То есть действительно сложности выбраться с острова, добраться до острова присутствовали. Даже сейчас мы посмотрим, рейсы периодически отменяют: самолёт вылетает из Южно-Сахалинска и над Охотским морем разворачивается, садится обратно в Южно-Сахалинске.

Это условия, скажем так, Кунашира, отсюда никуда не деться. Даже многие мореплаватели, которые изначально вообще осваивали регион, называли Курилы достаточно туманным местом. Если посмотреть дневники того же Василия Головнина или Ивана Крузенштерна, то они выбирали себе идеальные месяцы для того, чтобы оплыть вокруг Курил, чтобы там было минимум тумана, чтобы получше их осмотреть, получше их описать.

И вот частые месяца, на которые они смотрели, - это август-сентябрь. Туманов в это время меньше, но полностью избежать нельзя. Если мы говорим о мае, то, конечно, это более туманный месяц, можно, действительно, надолго застрять на том или ином Курильском острове. Если кто-то ездил на Курилы, наверняка с этим сталкивался.

Мы понимаем, что море в целом неспокойное, даже вот сейчас если выйти на резиновой лодке в море, может шторм внезапно начаться, испортиться погода, заглохнуть мотор. Люди в этот момент ощущают всю силу стихии.

А теперь представьте передвижение по Курильским островам, от острова к острову: общая протяжённость Курильских островов, на минуточку, 1 200 километров, а островки-то совсем небольшие, то есть плюс к этому там ещё проливы, очень сильное течение, которое может вынести лодку в Охотское море и там кругами уже вертеть.

Полёт на уроки в школу на вертолёте

Правда, что в 1980-х билет на Ми-8 стоил зарплату, а дети летали в школу под рёв двигателя?

- Тут нужно разделять Сахалин и Курильские острова, часто это не дифференцируют, скажем так. На Курилах вполне могло такое происходить, но, думаю, всё-таки это больше относится к местным байкам, но тем не менее перелёты между островами, в принципе, на вертолёте они сейчас имеют место быть. Поэтому это в принципе нормальная практика, не говоря уже о каких-то опять же катаклизмах, авариях, которые могли произойти, да.

Вот если говорить о каких-то туристических объектах, подняться на тот же вулкан Тятя, расположенный на острове Кунашир, там по дороге можно встретить два разбившихся вертолёта. Тоже вот говорит о силе стихии, силе природы, которую можно там ощутить. Но тем не менее выбора транспорта у людей зачастую нет, когда нужно быстро и срочно долететь и лучше вертолёта в данном случае не найти. Ну и зачастую, когда, допустим, туристы в горах где-то заблудились и так далее, что первое отправляют? Вертолёт.

То есть таких историй не было, как я понимаю, что дети летали в школу с одного острова, к примеру, на другой?

- Ну это дороговато было, представьте, вертолётом перелететь, да, скажем так, на уроки, а потом обратно. Единичные случаи, думаю, имели место быть, но на постоянной основе, скажем так, не напасешься возить детей в школу каждое утро и обратно на вертолёте.

Тернистый путь до Парамушира

Почему даже сегодня до Парамушира летают 16-местные Ан-28, а не, например, Boeing?

- Самое простое: на Парамушире нет взлётно-посадочной полосы, которая могла бы принять вот такой широкофюзеляжный "Боинг" или дальнемагистральный самолёт. Там небольшая взлётно-посадочная полоса, на которую не так-то просто сесть, поэтому там, как правило, летают именно вертолёты.

Хотели некоторое время назад запустить рейсы Южно-Сахалинск - Ноглики - Северо-Курильск, но пока это остаётся в планах. В основном сахалинцам, чтобы добраться до Парамушира, придётся лететь из Южно-Сахалинска в Петропавловск-Камчатский и оттуда либо на вертолете, либо на судне "Гиппанис" добираться до Северо-Курильска, а оттуда уже арендовать лодки, катера и добираться до следующих Курильских островов, в частности Шумшу, где сейчас создаётся музей под открытым небом, посвящённый Курильской десантной операции.

Также там ещё на Северных Курилах расположен самый высокий вулкан Сахалинской области - вулкан Алаид. Очень впечатляющий вулкан и даже более, наверное, впечатляющий, чем некоторые камчатские вулканы, потому что они находятся уже на определённой высоте, ты понимаешь, что смотришь на них, а вот тут огромная гора, огромный вулкан всплывает буквально из-под воды. Сам по сути остров Атласова - это и есть огромный вулкан Алаид, на котором всё находится.

Расскажите нам вот о тропе Головнина, которая находится на Кунашире.

- С Василием Михайловичем Головниным связано достаточно большое количество мест на Кунашире. А в Южно-Сахалинске есть сквер, посвящённый ему, он находится недалеко от железной дороги, как раз-таки недалеко от рынка "Родем". В честь него на Кунашире названо несколько объектов, в частности кальдера вулкана Головнина - очень популярное туристическое место, его регулярно посещает много туристов, да, там же есть ещё клиф Головнина (это более неформальное, скажем так, название), село Головнино, в котором уже практически никого не осталось.

Итак, что же можно увидеть в этой кальдере? Кальдера - это бывший разорвавшийся вулкан, после которого осталась огромная яма, огромный кратер, и вот как раз-таки можно спуститься в эту кальдеру. Там есть несколько озер, причём одно озеро кипящее, горячее, есть и более "холодные" озера, они не кипят. Там, действительно, очень много испарений, и ходить здесь нужно с проводником.

Такая же история с клифом: не стоит забывать, что вода имеет свойство пребывать, есть такое понятие как прилив, и вот эти приливы зачастую образуют прижимы. Допустим, вы отправились не в то время, и вас может неплохо "подмочить", а в худшем варианте вас просто может смыть волной, сильным ветром или штормом.

Кладбище кораблей

Давайте поговорим про морской коридор Охотск - Шикотан, почему его называют кладбищем кораблей?

- Охотск - Шикотан - это очень большой и это, действительно, огромная территория. Там есть, конечно, различные шторма, ветра, плюс не стоит забывать Охотское море, оно очень холодное, плюс в Охотском море зимой особенно много льдов, зачастую оно не перемерзает полноценно зимой за счёт своего уровня солености. Плюс к этому там отсутствует тёплое течение, в отличие от Японского. Всякое может в море происходить, каждый моряк, наверное, расскажет, как судно колыхало в шторм.

Через Сахалин в своё время даже проходил торговый путь, который вёл с материка до Японии, и тоже торговля шла не по суше, товары несли не в тюках и на верблюдах, а как раз-таки по морю: лодка могла перевернуться, с ней всё, что угодно могло произойти. Поэтому зачастую тоже выбирали определённые места, и те рода, которые участвовали в этой торговле, конечно же, зарабатывали достаточно неплохие средства не в денежном эквиваленте, а в понятии ресурсов, что они непосредственно могли на это обменять, чем, соответственно, пользовались японцы, китайцы и вот народы Сахалина в данном случае как посредники в этой меновой торговле.

В завершении, Андрей, давайте сделаем итог о том самом путевом сообщении. Действительно, насколько сильно оно изменилось, насколько оно стало легче с течением прошедших лет?

- Самый яркий пример приведу: 8 часов и минимум 3 года - это вот как раз-таки колоссальный показатель, как добираться на остров. Конечно, с течением времени этот путь ускорялся. Даже на самолёте в своё время перелететь с Хабаровского края до острова Сахалин - это была, действительно, целая эпопея. У нас, допустим, в городе, на привокзальной площади, есть мурал Михаила Водопьянова - лётчика, который и совершил перелёт на Сахалин. Он добирался не сорок минут - час, как сейчас у нас рейс Южно-Сахалинска - Хабаровск, а двое суток, то есть, с пересадками ему следовало как раз-таки долететь. Это тоже было испытание: проложить воздушную трассу, выбрать воздушный коридор, правильно добраться, нигде не заглохнуть, нигде не разбиться. Действительно, это подвиг, первым перелететь.

Технологии развиваются, технологии не стоят на месте, и Курильские острова становятся всё доступнее. Сейчас это не какая-то забытая территория, куда может добраться редкий турист. Сейчас достаточно просто купить себе билет на паром, на корабль и не ждать несколько десятилетий, чтобы куда-то перелететь.

вчера, в 18:00 +1
Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15

Главные сахалинские новости за день от astv.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день

Комментарии
Online
Написано вчера, в 18:05
Очень интересно, но жаль что не в видео формате
0
Написано вчера, в 19:34
До Южно Сахалинска столицей был Александровск Сахалинский, а не Корсаков. И что там отсчитывают от от него?
0
Написано вчера, в 20:36
А что за "отсчет", который якобы идет от Корсакова, а не от Южно-Сахалинска? О чем речь?
0
Написано вчера, в 21:04
Чехов писал, что дороги Сахалина - это "грязь, в которой тонут лошади". ..... ладно лошади , но дороги ?
......каторжан, которые прокладывали эти маршруты, инструментов было не так много, но, конечно же, инструменты всё-таки были..... какие инструменты могли быть у каторжан цепи кандалы плеть розги топор ? Да , выбора инструментов не так много в строительном магазине .
Технологии развиваются, технологии не стоят на месте .....Чехов был прав .
То есть медведь - очень аккуратное животное, он идёт и ломает его буквально. ....в чем аккуратность ,а где логика ?
......вдоль каких-то путей создаются населённые пункты, чтобы их обслуживала дорога......где создаётся населённый пункт,хоть 1напиши ?
Еле дочитал бред этого полупутешественника демагога , бред сивой кобылы .
0
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Сахалинку попросили купить продукты, но она три дня гуляла по магазинам с чужой картой
Сахалинку попросили купить продукты, но она три дня гуляла по магазинам с чужой картой
На перекрёстке Бумажная - Ленина в Южно-Сахалинске частично перекроют движение
На перекрёстке Бумажная - Ленина в Южно-Сахалинске частично перекроют движение

Только главные новости!

Получай уведомления от Astv.ru о самых важных событиях.