Детский сад - это безмятежная пора, куда многие спустя время мечтают вернуться. Но тогда мы не задумывались, как работали воспитатели. И только спустя время, когда мы вырастаем и у нас появляются собственные дети, мы начинаем понимать, какой колоссальный труд - организовать детей, выпустить их и подготовить к школе. В рамках рубрики "Глазами профессионала" съёмочная группа astv.ru посетила южно-сахалинский сад "Русалочка".
С первыми лучами солнца в детском саду начинается новый день. В 7 утра воспитатели уже готовы встречать первых ребят. Наставник приходит раньше всех, чтобы подготовить пространство к приёму детей: игрушки на местах, столы накрыты для завтрака, а стены украшены яркими рисунками.
Специалист не просто следит за порядком, а создаёт комфортную обстановку для каждого воспитанника. Особенно это важно в самых младших группах, куда приходят дети - от полутора до трёх лет. В этом возрасте малышам тяжело долго находиться без родителей. Они плачут, зовут маму и привыкают к воспитателям. Для успешной адаптации педагогу приходится много трудиться и уделять внимание каждому в группе. Они задают старт дальнейшему воспитанию детей, обучают их дисциплине и самостоятельности.
- Дети - это колоссальный источник энергии, это позитив, это молодость, это будущее. Это такой заряд! Мы обмениваемся энергией и заряжаемся от них в том числе. У меня есть ребёнок. Я всегда говорю, что воспитываю будущее поколение, в котором будет расти мой ребёнок. Возможно, кто-то из моих воспитанников - будущая жена моего сына. Я горда, что я причастна к этому будущему.
Это первая группа у деток, мы их встречаем. Мы, так скажем, лицо детского сада, мы их встречаем, знакомим с правилами, с режимом, с этим новым миром. Потом мы отдаём деток в другие группы, воспитатели ведут их до выпуска. А мы походим адаптацию. Жалко отдавать, но такая работа. Не каждый человек может работать с малышами, это тяжело. Первые несколько месяцев постоянный плач в группе.
Самое главное - внимание. Важны как добрые, светлые эмоции, так и строгость, дисциплина. Должна быть система, правила, тогда всё проходит легко. Ребёнок понимает, что от него хотят. Дети выполняет в саду очень многое. Для нас одеться легко, а для ребёнка - не всегда. Когда есть дисциплина и привычка, это всё проходит легче. Ну и, конечно же, максимально развлекательная среда. У нас много разных зон для игр, много игрушек. Ну и мы тоже фантазируем, как актёры придумываем что-то, развлекаем, - рассказала, - рассказала воспитатель детского сада "Русалочка" Южно-Сахалинска Снежана Афоничева.
Как только двери открываются, в группу врывается поток энергии - дети с горящими глазами и бесконечными вопросами. Сначала тишина, потом - звуки шагов, смеха и весёлых голосов. Утро начинают с приветствия, это важный ритуал, который помогает установить контакт и настроиться всем вместе на позитивный лад. Каждый ребёнок уникален: кто-то стесняется, кто-то спешит поделиться новостью о своём новом игрушечном динозавре. Воспитатель ловко балансирует между вниманием ко всем и необходимостью организовать общий процесс. А после тёплого общения всё идёт по распорядку: развивающие игры, прогулка на свежем воздухе, обед и послеобеденный сон.
- Первый этап - адаптационный. Он самый сложный. Что мы вложим в этом этапе, так мы облегчим жизнь и деткам в дальнейшем, и себе. Обязательно нужно обозначить нормы и правила группы. Чтобы они чётко понимали, что за чем будет идти, что нужно в дальнейшем делать. Когда они из яслей к нам приходят, мы привыкаем к ним, они привыкают к нам, как и родители. В первые полгода становится работать гораздо легче.
Очень важны беседы и работа с родителями. Если будем готовить детей только мы, то это только 50% успеха. Нам очень нужна поддержка и понимание родителей для прохождения этапа перехода из детского сада в школу. Это стрессовая ситуация и для детей, и для родителей тоже. Надо подготовить и деток, и родителей. Конечно же, это и беседы, и сюжетно-ролевые игры, чтобы у них складывался положительный опыт проведения уроков, перемен. В подготовительной группе мы создаём целый уголок, который называется "школа", чтобы у них положительные эмоции вызывались, чтобы они пошли без стресса в первый класс, - отметила воспитатель детского сада "Русалочка" Южно-Сахалинска Анна Климова.
Обязанности воспитателя разнообразны - от планирования занятий до организации игр на свежем воздухе. Он учит детей основам общения, помогает развивать творческие способности, а также знакомит с простыми математическими концепциями через игры. Стрессоустойчивость в этой работе особенно важна, ведь каждую минуту специалист должен быть готов к неожиданным слезам из-за потерянной игрушки или детским ссорам, которые часто возникают у ребят дошкольного возраста.
В каждой группе свои особенности и распорядок дня. К примеру, выпускники - это совершенно другая реальность. Дети уже более самостоятельные, но вместе с этим возникают новые сложности: конфликты между сверстниками, первые проявления зависти и соперничества. Воспитателю нужно не только обучать их основам сотрудничества, но и помогать находить компромиссы. А особенно тяжело систематизировать работу всего коллектива: составить расписание для каждой группы, учитывая их возраст, придумать интересные мероприятия, следить за работой поваров, педагогов и всего учреждения. Этим занимаются заведующий и большая команда администрации.
- На самом деле в этой должности я не так давно, всего с 2021 года. Начинала с воспитателя. Работа очень сложная, но самое главное, как я считаю, организовать правильную работу с коллективом. Если слаженный коллектив, они всегда помогают. В нашем коллективе я нашла поддержку от сотрудников.
Сейчас у нас 12 групп. С 2024 года мы открыли в первый раз группу с 1,5 до 2 лет. Детки маленькие, очень сложно. Многие воспитатели отказывались, считали, что это очень страшно. Но пришли педагоги, которые отдают душу деткам, и стали им второй мамой.
Есть сетка занятий, которую составляет заместитель заведующего с рабочей группой. Дети нигде не пересекаются, у каждого своё время. В нашем детском саду очень много дополнительных услуг как по сертификату, бесплатных так и платных. Дети посещают физкультурно-оздоровительные занятия, робототехнической направленности, английский язык, подготовка к школе и так далее, - перечислила заведующая детским садом "Русалочка" Южно-Сахалинска Наталья Никитина.
Организм воспитанников детского сада растёт не по дням, а по часам, а как известно, растущее тело постоянно требует энергию. Её 4 раза в день ребятам дарят повара. Творожные запеканки, картофельное пюре, кислородные коктейли - в их умелых руках всё становится особенно вкусным.
Рабочий день поваров начинается в 6 утра. Вместе с шеф-поваром кулинары составляют расписание блюд и начинают готовку. У плиты они стоят непрерывно, ведь никого нельзя оставить голодным, и еда должна поспеть к назначенному времени.
- Нас трое - два повара и шеф-повар. И кухработница. В 8 утра завтрак, обед в 11:30, ужин в 17:30. Справляемся легко. Запеканку мне нравится больше готовить. Со сметанным соусом - очень вкусная, - рассказала повар детского сада "Русалочка" Южно-Сахалинска Анна Мятлик.
Помимо трёх приёмов пищи есть и полдник, так что ребятишки голодными не останутся.
Работа с детьми - это постоянный эмоциональный труд. Каждый день приносит новые вызовы: кто-то заболел, кто-то расстроился из-за разрыва дружбы, а кто-то просто не хочет уходить домой. Все работники детского сада поддерживают детей в трудные моменты, находятся рядом и показывают, что даже самые сложные ситуации можно преодолеть. Вечером, когда дети уносят с собой свои впечатления и эмоции, воспитатели остаются наедине со своими мыслями. Их день не заканчивается с уходом последнего малыша - он продолжается в его сердце и мыслях. Каждый смех, слёзы и искренняя любовь становятся неотъемлемой частью жизни педагогов.
- Ещё об одной профессии вы узнаете в следующей программе. А если вы хотите, чтобы мы рассказали о вашей работе или о хобби, к которому лежит душа, то можете написать нам на почту gp@astv.ru.
И в мальчишке, и в девчонке
Есть по двести грамм взрывчатки
Или даже полкило