Профессор посоветовал сахалинцам поддерживать интересы детей в мире цифровых технологий

Профессор посоветовал сахалинцам поддерживать интересы детей в мире цифровых технологий

Александр Адамский ответил на вопросы АСТВ о цифровизации образования

Гостем студии программы «Наш день» стал педагог, журналист, общественный деятель, научный руководитель Автономной некоммерческой образовательной организации “Институт образовательной политики “Эврика” Александр Адамский.

- Вопросы цифровизации образования сегодня на особом контроле. В нашем эфире эта тема поднималась неоднократно. Но, как говорится, у медали есть и обратная сторона. Ребёнок получает слишком много информации.  На что в первую очередь стоит обратить внимание взрослым?  

- Я думаю, что слишком много информации не бывает. Просто мы с вами росли в условиях, когда её было не так много. Нам кажется, что этот информационный избыток - это трагедия, проблема, это беда и так далее. Дети воспринимают все по-другому. Для них это естественная среда. Мы пытаемся установить контроль над ребёнком. Чувствуем, что теряем его, пытаемся восстановить и так далее.  Мне кажется, что запреты - ошибочная стратегия. Она настраивает ребёнка против нас. Мы всё равно с этим ничего не сделаем.

Не первый раз в истории человечества цивилизация предлагает человеку какие-то решения, которые имеют две стороны: есть опасности, а есть выгоды. Но выстраивать внутреннюю инквизицию бесполезно.  Вопрос в том, как найти в ребёнком общий язык, понимая, что дети в этой среде родились, а мы в ней - туристы. 

Нужно понимать, что с появлением гаджета у ребёнка расширяется сознание, с этим ничего не поделаешь.  У него появляются непривычные нам компетенции.

Мы считаем, что дети мало читают, но они читают больше, чем мы, просто по-другому.  Мы считаем, что у несовершеннолетних не развивается моторика мелких мышц, зато у них развиваются другие компетенции, которые компенсируют это. Поэтому измерять то, как дети взаимодействуют с информационной средой, с гаджетами и с цифрой, по шаблонам, привычным для нас - ошибка.

- Гиперинформационная среда — это больше вред или всё-таки польза? 

- Не вред и не польза, как и любое пространство, которое нас окружает. Транспорт — это вред или польза? Еда - это вред или польза? А телевизор? Если телевидение развращает человека - это вред. А если обогащает его духовную жизнь-  польза. Если восприятие ребёнком того, что он находит в информационной сети,  происходит без участия родителей, тогда это вред. Если это происходит с участием родителей, тогда это можно повернуть в пользу развития ребёнка.  

- Ребёнку современному, «оцифрованному», всё тяжелее общаться со сверстниками, с живыми людьми. Ему комфортно в его виртуальном мире. Даже появилось тревожное словосочетание «цифровой аутизм».  

- Я думаю, что это выдумка популяризаторов. Тут надо отличать серьёзные исследования от фантазий популяризаторов или публицистов.  Ребёнок может стать цифровым аутистом ровно в той степени, в которой он может вообще стать аутистом. И в этом смысле природа человеческая такова, что человек стремится обратиться своим содержанием к другому человеку.  Мне кажется, что сама «цифра» - не добро и не зло. Вопрос в том, как это воспринимают окружающие ребёнка люди. Если мы будем воспринимать это как зло, то это и превратится во зло. Если мы будем поощрять ребёнка – это будет приносить пользу. 

- Как родителям и педагогам найти правильный баланс между традициями образования и цифровыми инновациями?

- Традиции образования в том, чтобы быть вместе с ребёнком. В той среде, которая ребёнку интересна, привлекательна, которая вызывает у него мотив. Если мы отгораживаемся от детского мира, то не только теряем ребёнка, но и рискуем, что он пострадает из-за своих различного рода увлеченностей. Ключевой совет - всегда быть с ребёнком и поощрять его увлечения, но предлагать ему делиться результатами, быть ему близким в прямом смысле этого слова. 

12 февраля 2020, в 10:42 +1

Главные сахалинские новости за день от astv.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день

Комментарии
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Жителям Томаринского района расскажут подробнее про "Дальневосточную ипотеку"
Жителям Томаринского района расскажут подробнее про "Дальневосточную ипотеку"
В музыкальной колонке на судне на Курилах нашли крупную партию гашишного масла
В музыкальной колонке на судне на Курилах нашли крупную партию гашишного масла