Имена погибшего экипажа Ил-28 узнали сахалинские поисковики

Самолет разбился в 1953 году

В архивах Министерства Обороны России в рамках проекта «Вечный полёт» поисковики нашли данные о катастрофе самолёта Ил-28, на месте крушения которого активисты «Поискового движения России» побывали в 2018 году благодаря местным жителям. Активистам удалось узнать имена и звания погибших летчиков.

В 2018 году в районе села Палево Тымовского района поисковики обнаружили фрагменты фронтового бомбардировщика Ил-28. На первом же обнаруженном фрагменте был четко виден заводской номер самолёта 36603904. Далее, осматривая другие крупные обломки, этот номер множество раз дублировался. Самолёт шёл с юга, первые фрагменты, это части крыльев и хвостового оперенья, лежали на поверхности и под зарослями багульника. В этом месте растут высокие ели, верхушки которых срезаны. Активисты предположили, что это произошло при падении военной машины. 

В 50 метрах от одного фрагмента крыла лежал удлинитель выхлопной трубы двигателя, на котором осталось крепежное кольцо с номером реактивного двигателя ВК-1. Еще в 30 метрах севернее лежал ящик под снаряды НР, калибра 23 мм и сами разорванные гильзы. Рядом нашли катапультируемые кресла пилота и штурмана, замки и пряжки парашютной системы. По заводскому номеру было ясно, что самолёт 1953 года выпуска, произведен на заводе №166.

Информация, найденная в архиве, раскрывает больше инфрмации об этом происшествии. В записях значится:

«10 декабря 1953 года произошла катастрофа самолёта Ил-28 970 бомбардировочного авиационного полка 162-й бомбардировочной авиационной дивизии.

Экипаж выполнял тренировочный полёт в закрытой кабине. В 10-00 на высоте 2000 метров запросил выход на приводную и доложил, что лёг на курс, обратный посадочному. После этого связь с самолётом прекратилась. Установлено, что самолёт на планировании, с нормальным углом, с посадочным курсом, не долетев до аэродрома 8-10 км, с выпущенными шасси приземлился на лес в местности, превышающей уровень аэродрома на 180 метров. От удара о лес самолёт прорубил просеку до 300 метров, разрушаясь о деревья, врезался в землю и сгорел. Экипаж погиб. В 15 метрах от места удара о деревья найден люк штурмана. Очевидно, штурман видел, что придется произвести посадку на лес, сбросил люк аварийно».

Активистам поискового движения удалось не только найти имена членов экипажа, но и фото большинства из них:

лётчик – старший лейтенант Овчаренко Пётр Фёдорович:

штурман – старший лейтенант Кац Исаак Моисеевич:

воздушный стрелок-радист рядовой Данилов Семён Филиппович (его фото найти не удалось).

Место катастрофы находится в семи километрах западнее посадочного курса на аэродром Зональное, в 10 км на удалении от взлётно-посадочной полосы.

«Ил-28 — первый советский реактивный фронтовой бомбардировщик.
Экипаж самолёта Ил-28 составлял три человека. Лётчик и штурман сидели в передней части самолёта, а стрелок-радист в герметичной кабине в корме бомбардировщика. Самолёт считался очень надежным, прощающим ошибки и «хулиганство» лётчика, катастрофы случались в основном из-за ошибки экипажа или сложных метеоусловий.

«Тымовский район «богат» на места падения бомбардировщиков. В селах Кировское и Зональное в своё время стояли бомбардировочные полки и дивизии. Только в 2018 году мы работали на пяти местах катастроф. В трёх из них это были самолёты Ту-2. За межсезонье, благодаря сведениям местных жителей предварительно установлены еще 3 места, где ранее были обнаружены фрагменты «больших» самолётов. Как только сойдёт снег, мы отправимся на их поиски. Также предстоит найти захоронение экипажа самолёта Ил-28, в архивных документах это почему-то не отразилось» - рассказал руководитель Регионального отделения «Поискового движения России» Артем Бандура», - сообщили astv.ru в пресс-службе РО ООД «Поисковое движение России» в Сахалинской области.

«Работая в ЦАМО РФ, нам удалось найти сведения на погибших в 40-е годы на Северном Сахалине лётчиков, о которых мы ранее не знали. Сейчас пытаемся отыскать обстоятельства их гибели. Среди них есть и один пропавший без вести, штурман экипажа самолёта Ту-2. Как и прежде, большую помощь оказал нам Начальник
1 отдела ЦАМО РФ Тихонов Андрей Владимирович» - поделился информацией Руководитель архивно-мемориального отдела Регионального отделения «Поискового движения России» Николай Дегтерёв.

Работы по увековечению памяти погибших военных летчиков в 2019 году проводятся в рамках проектов «Небо Родины» и «Вечный полёт».

Информация об экипаже: 

Овчаренко Пётр Фёдорович родился 13 июля 1927 года, в Орске Чкаловской области. Окончил 10 классов в 1943 году в Баку. В 1944 году поступил в Кировобадское военное авиационное училище лётчиков имени Хользунова, которое окончил в 1949 году и поступил на службу в 970-й бомбардировочный Городище-Сталинградский ордена Кутузова авиационный полк 162-й бомбардировочной авиационной дивизии 57-й Воздушной Армии. Служил в звании старшего лейтенанта в должности старшего лётчика 970-го БАП. Награжден медалями «За Победу над Германией» и «30 лет Советской Армии и Флота».

Кац Исаак Моисеевич родился 20 декабря 1927 года в Ярмолинцах Каменец-Подольской области. Окончил 10 классов в 1944 году в Самарканде. Затем поступил в Ташкентскую военную авиационную школу стрелков-бомбардиров. В 1945 году поступил во
2-е Чкаловское военное авиационное училище штурманов, которое окончил в 1949 году и сразу же был направлен штурманом в 970-й БАП 162-й БАД 57-й ВА, затем 29-й ВА и служил в звании старший лейтенант в должности штурмана звена. Награжден медалью «30 лет Советской Армии и Флота».

Данилов Семён Филиппович родился 15 августа 1931 года, в селе Есиновка Макеевского района Сталинской области. Окончил 7 классов в 1946 году, затем поступил в Канскую школу воздушных стрелков радистов, которую окончил в 1951 году. Служил в звании рядового 3-й авиаэскадрильи 970-го БАП.

22 марта 2019, в 12:34 +2
Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Другие статьи по темам
Место
Прочее

Главные сахалинские новости за день от astv.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день

Комментарии
Написано 22 марта 2019, в 12:40
активисты, предлагаю идею , займитесь поиском нуждающихся в помощи живых ( пока еще ) детей , им ваша энергия очень бы пригодилась .. при всем уважении к подвигу людей погибших более 70 лет назад ..
+3
Написано 22 марта 2019, в 21:14
Boris, каждому свое. Все делают то, что получается у них лучше.
Есть те кто ищет живых... а есть те, кто ищет погибших защитников Отечества и сохраняет Память о них!
+1
Написано 22 марта 2019, в 21:34
sakhpoisk, если за свои , то вопросов нет , а вот если за мои , то вопросы есть
0
Написано 22 марта 2019, в 21:36
sakhpoisk, еще, в ростовской области много работы поисковиков , только чего то их там не видно
0
Еще 4 комментария
Написано 22 марта 2019, в 13:06
А автор сама то текст читала? В анонсе написано что самолет разбился во время Великой Отечественной войны, а по тексту что самолет 1953 года выпуска и разбился в тот же год.

А поисковики молодцы, уже сколько героев родным вернули
+3
Написано 22 марта 2019, в 14:37
Какая великая отечественная? Ил 28 создан в 1948 грду В тексте самолет выпущен в 1953 году. Автор вообще в курсе, когда была Великая Отечественная война, когда закончилась? И на Сахалине кстати не велись боевые действия в период ВОВ, чтоб вы знали
+1
Online
Написано 22 марта 2019, в 18:28
Лучше вообще эту новость не писали
+1
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Пассажирам пришлось толкать автобус на дороге Синегорск - Южно-Сахалинск
Пассажирам пришлось толкать автобус на дороге Синегорск - Южно-Сахалинск
Южносахалинка разделила первое-второе место по итогам Кубка России в параллельном слаломе
Южносахалинка разделила первое-второе место по итогам Кубка России в параллельном слаломе