Психолог в эфире радио АСТВ рассказал, как справиться со стрессом во время катастроф
pixabay.com

Психолог в эфире радио АСТВ рассказал, как справиться со стрессом во время катастроф

Накануне по югу Сахалина прокатилась волна сообщений о взрывных устройствах в школах

Сегодня гостем «Открытой студии» на радио АСТВ стала психолог Сахалинского территориального центра медицины катастроф и мобилизационного резерва Олеся Лазарева. Она рассказал, как реагировать на внезапные сообщения о катастрофах, не поддаваться панике, обезопасить себя и своих близких.

Напомним, вчера по югу Сахалина прокатилась волна анонимных сообщений о о заложенных взрывных устройствах в социально-значимых учреждениях. Из-за этого в Южно-Сахалинске эвакуировали учеников 19 школ. Также жертвами интернет-спамеров стали медицинские и административные учреждения региона

- Когда подобные ситуации, как вчера, возникают, как необходимо действовать в первую очередь сотрудникам школ, родителям и детям?

- В первую очередь взрослые ни в коем случае не должны паниковать. Если запаниковали взрослые - дети это подхватят. Дальше все очевидно: для персонала образовательных учреждений на такие случаи должен существовать свод неприкосновенных правил, четкий алгоритм действий, регулярно должны проходить учения. У нас, к сожалению, обычно все тренировки действий при ЧС проходят для галочки и не так часто, как следует. При внезапной катастрофе это может привести к трагедии.

Учить правила и проводить тренировки действий при катастрофах со школьниками младшего возраста лучше в игровой форме, можно заучить стихотворение с правилами безопасности. Для более старших детей формы другие, но тоже игровые. Ключевую роль играют родители, они должны сами знать, соблюдать правила безопасности и требовать этого от детей. У старших школьников ситуация иная: здесь необходим ребенок-лидер. Классные руководитель должен уметь определить лидера и с его помощью организовать остальных ребят. 

- Как справится с паникой и успокоиться, если какая-то угроза возникла внезапно, а действовать необходимо сразу? 

- В таких ситуациях хорошо действует грубый мужской голос. Психологически четкие и простые приказы таким голосом воспринимаются намного лучше, чем тонкий женский голосок.

Если вдруг произошло что-то, что провоцирует панику и стресс, нужно продышаться. Глубокий вдох носом, выдох ртом в течение 3-5 минут. Это самая быстрая и легкая методика, которая поможет осознать происходящее и взять себя в руки. Если нужно двигаться, куда-то идти, бежать - тогда дышите во время движения.

- Хорошо, мы продышались и вышли в безопасное место. Что дальше?

- Нужно дождаться официального оповещения о случившемся. Это задача специальных служб. А пока люди ждут вердикта специалистов не нужно сидеть сложа руки.

К моменту официального заявления люди из опасной зоны поражения уже, скорее всего, ушли в безопасное место, где их собралось немало - образовалась толпа. Здесь может возникнуть паника. Однако, толпа это неплохо - толпой можно управлять. Поэтому мы минимизируем стресс простыми действиями, например, обнимашками. Чем больше тактильных контактов - объятий, прикосновений - тем меньше нервозности.

Следующий шаг - ритмические действия. Подойдут пение хором или марширование, это и отвлечет, и снимает стресс. Если сеть возможность, нужно приступить к физической работе. Это актуально, например, при землетрясениях, когда необходима помощь любых свободных рук.

Но если мы говорим об эвакуации из школы, для детей это все не должно длиться дольше 15 минут. Пришли в безопасное место, пообнимались, попели, похлопали в ладошки, и домой.

- Дети обычно сразу начинают звонить родителям. А те могут сами поднять панику. Как в такой успокоиться самому и успокоить ребенка?

- Родители должны сказать своему чаду, чтобы слушался своих близких старших - учитель, либо старшие дети, зависит от ситуации. И только потом, когда ребенок доверился ответственному, ехать на помощь.

- После вчерашнего некоторые родители сообщали, что детей вечером начало морозить, но температура не повышалась. Может ли это быть сигналом стресса у ребенка?

- Все зависит от времени пребывания детей на морозе. Если речь идет о 10-15 минутах - ничего страшного. А вот если времени прошло больше - могло случиться обморожение. В таких случаях виноват персонал школы, некорректные действия руководства учреждения - слишком долгая эвакуация или ожидание на улице - привели к таким последствиям.

Стресс же может проявится в течение 3-5 дней после случившегося. Нужно наблюдать конкретно за каждым ребенком. Если внезапно возникает дрожь в теле, появляются нарушения сна, потеря аппетита, в общем то, что не свойственно в обычное время, тогда следует обратиться за консультацией к специалистам.

- Теперь давайте поведем итог и сформируем алгоритм действий при чрезвычайных ситуациях в школе. 

- Для начала отметим, что ЧС это не только сообщение о взрывном устройстве в здании, это и угроза пожара, землетрясения, наводнения, любая техногенная катастрофа, угроза террористического акта. Сразу после получения сигнала об опасной ситуации необходимо:

  1. Продышаться 3-5 минут.
  2. Организованно покинуть опасную зону.
  3. Объединиться в группу и поддерживать друг друга обнимашками.
  4. Ритмические действия - марш, хлопки, пение - помогут справится со стрессом.
  5. Дальше нужно связаться с руководителями или старшими и узнать, что делать дальше.
  6. Родителям в это время важно поддержать как своих детей, так и сотрудников школ. Дома с детьми необходимо регулярно повторять правила поведения в критических ситуациях.
  7. В школах также важно регулярно устраивать учения.
25 января 2019, в 14:33 −2
Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Другие статьи по темам

Главные сахалинские новости за день от astv.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день

Комментарии
Написано 25 января 2019, в 15:11 Отредактированно 25 января 2019, в 16:51
дались уже....
+2
Написано 25 января 2019, в 15:43
>>Психолог
Пффф
+1
Написано 25 января 2019, в 15:54
Капец! Детский сад. Проанализируйте последнюю ситуацию о массовых ложных оповещениях школ. Что мы имеем: все выскочили из школ на улицу без верхней одежды, шапок, в лёгкой сменной обуви, - как гласит инструкция. Тут хоть заобнимайся, но пока проверят школу на наличие либо отсутствие взрывного устройства, многие окочурятся от холода. Нужно включить мозги людям, которые пишут подобного рода инструкции и самим попробовать эвакуироваться в подобной ситуации!
+1
Написано 25 января 2019, в 17:10
Андрей, если учить детей перед эвакуацией складывать вещи в портфели, идти в гардероб и переодеваться , то ни о каких навыках говорить не стоит! О чем вы думаете, взрослые люди, а реальных вещей не понимаете. Вам всё не так, готовишь детей к эвакуации в стрессовых ситуациях, вам не нравится. Неужели будет лучше, если дети просто не будут знать, как действовать? А не дай Бог ,что случится, вы же первые изойдетесь и будете пальцами тыкать в учителей и управление, что видите ли не научили ребенка.
+1
Написано 25 января 2019, в 16:49
"- Как справится с паникой и успокоиться, если какая-то угроза возникла внезапно, а действовать необходимо сразу?
- В таких ситуациях хорошо действует грубый мужской голос."
Напомнило Ералаш, про собачку, которая неадекватно реагирует на команды мальчика ("писается и даже "какается")
+3
Написано 26 января 2019, в 11:36
При землетрясениях или наводнениях сперва ничего вообще не делать, продышаться 5 минут. И лишь затем непременно организованно покинуть опасное место. Ге-ни-аль-но. Олеся бы японцев научила
0
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Автобусный парк переедет с улицы Пограничной на северо-восток Южно-Сахалинска
Автобусный парк переедет с улицы Пограничной на северо-восток Южно-Сахалинска
Холмчанин, убивший земляка, пойдет под суд
Холмчанин, убивший земляка, пойдет под суд