В Южно-Сахалинске презентовали социальную драму «Рядом с нами». Этот фильм посвящен проблемной теме терроризма. Картина задает вопрос – а какие именно факторы воздействуют на человека таким образом, что он соглашается стать террористом-смертником или решается устроить стрельбу в общественном месте? Таких «или» может быть еще много. Фильм снял протоиерей Александр Новопашин. Он выступил режиссером, сценаристом и продюсером. Картина гастролирует по фестивалям, как в России, так и за рубежом. С автором побеседовал ведущий АСТВ Никита Потепалов.
Ведущий Никита Потепалов: - Ваш фильм был снят в 2016 году, тем не менее, до сих пор вы его по фестивалям прокатываете и вот сейчас только добрались до Сахалина. Почему такая долгая у него фестивальная жизнь – актуальность сохраняется?
- Да, вероятнее, всего это тема, которая, к сожалению, суперактуальна сейчас. Это проблема агрессии в молодежной среде, это проблема экстремизма, терроризма; это распространение деструктивных новообразований на территории нашего отечества, таких как тоталитарные секты, сомнительные идеологии через соцсети, сомнительные игры, финалом которых зачастую бывает смерть молодых людей.
- Ваш профиль - это псевдорелигиозные экстремистские организации, и по этой теме вы силовикам проводите лекции в том числе.
- Да, встречаемся в управлениях ФСИН, МВД, ФСБ, я рассказываю о том, с чем мне приходится работать. Я неоднократно был приглашаем в следственные бригады, когда шло следствие по особо тяжким преступлениям с религиозным подтекстом. Либо ритуальные убийства, либо еще что-то такое, меня приглашали. Когда главное управление противодействия экстремизму министерства внутренних дел Российской Федерации обратилось ко мне с предложением написать сценарий игрового полнометражного фильма на означенную тему и снять фильм, недостатка в материале не было. Всё, что показано в фильме, взято из реальных событий. Всё, что говорят те или иные персонажи со знаком «минус» - так и говорят такие же пасторы, проповедники, радикалы, вербовщики и так далее.
- Но всегда ли эта тема связана напрямую с терроризмом? Насколько я понимаю, здесь и про терроризм тоже немало.
- Да, необязательно, конечно. Мы видим, что молодежь увлекается сомнительными организациями, такими как имеющая аббревиатуру АУЕ - «арестантский уклад един». Они романтизируют уголовный образ жизни, а молодёжь, не желающая участвовать в этом движении, буквально подвергается определенному террору со стороны сверстников, которые вовлечены в это движение. Это так называемые синие киты, это «Мизантропик Дивижн», это сомнительные игры типа экстремальных селфи, зацеперы – всё что угодно. Всё это продвигается определенными силами. Есть, конечно, результаты, когда силовики в нашей стране достигают определённых результатов, выясняют, кто за этим стоит. Но зачастую можно, в общем-то, достаточно с большой долей вероятности говорить о том, что есть определённая программа по расслоению общества, по подрыву, скажем так, единства нации, в том числе по, так сказать, внесению дестабилизации в наше общество, особенно молодое поколение. Это факт неоспоримый.
- Если говорить о том, сколько времени вызывает от начала и до конца вовлечение в организацию подростка или более взрослого юношу - когда уже можно сказать, что он готов к противоправным действиям?
- Сроки могут быть разные. Всё зависит от того, через соцсети идёт вербовка, или приглашение на сомнительное мероприятие, или лицом к лицу. Безусловно, разные формы – через различные мессенджеры, всё используется. Те же экстремистские, террористические организации, такие как ваххабитские, они работают и через соцсети, и лично. Есть молодежные направления, движения, которые работают через соцсети. Есть которые работают лично, лицом к лицу, потому что есть форма давления и угроз, и так далее. Когда молодой человек не имеет твердого духовно-нравственного стержня в своей жизни, внутри себя он может сломаться, на него можно надавить и изменить. Какие сроки? Самые разные, от нескольких недель до нескольких месяцев, в зависимости от того, насколько напористо, насколько изощрённо, насколько лукаво работают профессионалы, вербуя, приглашая или запугивая, буквально затаскивая их к себе.
- То есть я правильно понимаю, что их основная целевая аудитория - именно дети, потому что они ещё не сформированы как личности?
- Вы очень точно заметили: отсутствие жизненного опыта, склонность к сиюминутным каким-то резким действиям, ощущение яркой социальной несправедливости, социального расслоения в обществе - всё это используется. Молодой человек - это слишком лакомый кусок для подобного рода профессионала в области вербовки и вовлечения в сомнительные структуры. Да, ставка прежде всего на молодежь. Но здесь нельзя благодушествовать. Конечно, можно вовлекать и более зрелых людей, потому что в самой кризисной, сложной ситуации человек более подвержен вербовочным действиям. Есть разные возрастные уровни в разных направлениях. Но, конечно же, прежде всего целевую, основную проблемную группу в этом смысле представляет прежде всего молодая аудитория.
- Если вернуться к фильму, в двух словах: сюжет, что это за история разворачивается?
- Прежде всего это киноработа об ответственности человека за свой жизненный выбор. Девушка в кризисной ситуации подвергается вербовке, в конце концов после длительной обработки надевает пояс смертника и едет из пункта А в пункт Б, в определенное место. И перед глазами мелькает вся жизнь – как повернулась в тот или иной момент ее жизнь, что она встала на этот путь? Собственно говоря, это фильм-приглашение к разговору прежде всего. Это предмет для обсуждения, поэтому после показа всегда в аудитории со зрителем идет достаточно продолжительная беседа. И надо сказать, что молодежь задает хорошие качественные вопросы. Не в том смысле, что «Как снимали, какие курьезные случаи были на съемочной площадке?», а «Что делать, когда твой близкий попал? Какие есть признаки того, что человек уже попал в какую-то сомнительную структуру? Куда обращаться?» И так далее. Поэтому тема востребована, фильм прошел не только по всем регионам от Калининграда и Чукотки по нашей стране, но и за рубежом. В Китае переведен на китайский язык, в Израиле, Ирландии, Сербии, Болгарии, Кипре, на Украине. Спрос большой на тему, к сожалению, на эту тему серьёзных работ, в которых серьёзно пытаются разобраться, что происходит в нашей стране и кто несет за это ответственность, я лично как личность, семья, общество и государство, не поднимается. Безусловно, много достойных кинофильмов выходит регулярно, но, к сожалению, далеко не все они могут пробиться на большой экран.
- Конкретно сахалинскому зрителю, целевой аудитории что бы вы в этом ключе пожелали – что прежде всего нужно иметь в виду, чтобы не попасть на удочку?
- Святые отцы говорят о такой добродетели, как рассудительность или рассудочность. Они говорят: это как фонарь в темной ночи, который освещает дорогу, и мы видим ямы, избегая того, чтобы упасть в них и поломать ноги. Поэтому нужно все пропускать через здравое недоверие. Через трезвомыслие. Если кто-то предлагает много, сразу и в большом объеме, стоит насторожиться. Бесплатный сыр только в мышеловке. И молодым людям надо помнить о том, что у каждого из нас есть величайшее дарованное богом богатство, драгоценность. Это личная свобода, и отдавать ее в руки первому проходимцу – это непозволительная роскошь. Это величайшая трагедия в жизни человека.