Автор фильма про экстремизм рассказал о причинах, по которым его снял

Автор фильма про экстремизм рассказал о причинах, по которым его снял

Протоиерей Александр Новопашин - режиссер, сценарист и продюсер

В Южно-Сахалинске презентовали социальную драму «Рядом с нами». Этот фильм посвящен проблемной теме терроризма. Картина задает вопрос – а какие именно факторы воздействуют на человека таким образом, что он соглашается стать террористом-смертником или решается устроить стрельбу в общественном месте? Таких «или» может быть еще много. Фильм снял протоиерей Александр Новопашин. Он выступил режиссером, сценаристом и продюсером. Картина гастролирует по фестивалям, как в России, так и за рубежом. С автором побеседовал ведущий АСТВ Никита Потепалов.

Ведущий Никита Потепалов: - Ваш фильм был снят в 2016 году, тем не менее, до сих пор вы его по фестивалям прокатываете и вот сейчас только добрались до Сахалина. Почему такая долгая у него фестивальная жизнь – актуальность сохраняется?

- Да, вероятнее, всего это тема, которая, к сожалению, суперактуальна сейчас. Это проблема агрессии в молодежной среде, это проблема экстремизма, терроризма; это распространение деструктивных новообразований на территории нашего отечества, таких как тоталитарные секты, сомнительные идеологии через соцсети, сомнительные игры, финалом которых зачастую бывает смерть молодых людей.

- Ваш профиль - это псевдорелигиозные экстремистские организации, и по этой теме вы силовикам проводите лекции в том числе.

- Да, встречаемся в управлениях ФСИН, МВД, ФСБ, я рассказываю о том, с чем мне приходится работать. Я неоднократно был приглашаем в следственные бригады, когда шло следствие по особо тяжким преступлениям с религиозным подтекстом. Либо ритуальные убийства, либо еще что-то такое, меня приглашали. Когда главное управление противодействия экстремизму министерства внутренних дел Российской Федерации обратилось ко мне с предложением написать сценарий игрового полнометражного фильма на означенную тему и снять фильм, недостатка в материале не было. Всё, что показано в фильме, взято из реальных событий. Всё, что говорят те или иные персонажи со знаком «минус»  - так и говорят такие же пасторы,  проповедники, радикалы, вербовщики и так далее.

- Но всегда ли эта тема связана напрямую с терроризмом? Насколько я понимаю, здесь и про терроризм тоже немало.

- Да, необязательно, конечно. Мы видим, что молодежь увлекается сомнительными организациями, такими как имеющая аббревиатуру АУЕ - «арестантский уклад един». Они романтизируют уголовный образ жизни, а молодёжь, не желающая участвовать в этом движении, буквально подвергается определенному террору со стороны сверстников, которые вовлечены в это движение. Это так называемые синие киты, это «Мизантропик Дивижн», это сомнительные игры типа экстремальных селфи, зацеперы – всё что угодно. Всё это продвигается определенными силами. Есть, конечно, результаты, когда силовики в нашей стране достигают определённых результатов, выясняют, кто за этим стоит. Но зачастую можно, в общем-то, достаточно с большой долей вероятности говорить о том, что есть определённая программа по расслоению общества, по подрыву, скажем так, единства нации, в том числе по, так сказать, внесению дестабилизации в наше общество, особенно молодое поколение. Это факт неоспоримый.

- Если говорить о том, сколько времени вызывает от начала и до конца вовлечение в организацию подростка или более взрослого юношу - когда уже можно сказать, что он готов к противоправным действиям?

- Сроки могут быть разные. Всё зависит от того, через соцсети идёт вербовка, или приглашение на сомнительное мероприятие, или лицом к лицу. Безусловно, разные формы – через различные мессенджеры, всё используется. Те же экстремистские, террористические организации, такие как ваххабитские, они работают и через соцсети, и лично. Есть молодежные направления, движения, которые работают через соцсети. Есть которые работают лично, лицом к лицу, потому что есть форма давления и угроз, и так далее. Когда молодой человек не имеет твердого духовно-нравственного стержня в своей жизни, внутри себя он может сломаться, на него можно надавить и изменить. Какие сроки? Самые разные, от нескольких недель до нескольких месяцев, в зависимости от того, насколько напористо, насколько изощрённо, насколько лукаво работают профессионалы, вербуя, приглашая или запугивая, буквально затаскивая их к себе.

- То есть я правильно понимаю, что их основная целевая аудитория - именно дети, потому что они ещё не сформированы как личности?

- Вы очень точно заметили: отсутствие жизненного опыта, склонность к сиюминутным каким-то резким действиям, ощущение яркой социальной несправедливости, социального расслоения в обществе - всё это используется. Молодой человек - это слишком лакомый кусок для подобного рода профессионала в области вербовки и вовлечения в сомнительные структуры. Да, ставка прежде всего на молодежь. Но здесь нельзя благодушествовать. Конечно, можно вовлекать и более зрелых людей, потому что в самой кризисной, сложной ситуации человек более подвержен вербовочным действиям. Есть разные возрастные уровни в разных направлениях. Но, конечно же, прежде всего целевую, основную проблемную группу в этом смысле представляет прежде всего молодая аудитория.

- Если вернуться к фильму, в двух словах: сюжет, что это за история разворачивается?

- Прежде всего это киноработа об ответственности человека за свой жизненный выбор. Девушка в кризисной ситуации подвергается вербовке, в конце концов после длительной обработки надевает пояс смертника и едет из пункта А в пункт Б, в определенное место. И перед глазами мелькает вся жизнь – как повернулась в тот или иной момент ее жизнь, что она встала на этот путь? Собственно говоря, это фильм-приглашение к разговору прежде всего. Это предмет для обсуждения, поэтому после показа всегда в аудитории со зрителем идет достаточно продолжительная беседа. И надо сказать, что молодежь задает хорошие качественные вопросы. Не в том смысле, что «Как снимали, какие курьезные случаи были на съемочной площадке?», а «Что делать, когда твой близкий попал? Какие есть признаки того, что человек уже попал в какую-то сомнительную структуру? Куда обращаться?» И так далее. Поэтому тема востребована, фильм прошел не только по всем регионам от Калининграда и Чукотки по нашей стране, но и за рубежом. В Китае переведен на китайский язык, в Израиле, Ирландии, Сербии, Болгарии, Кипре, на Украине. Спрос большой на тему, к сожалению, на эту тему серьёзных работ, в которых серьёзно пытаются разобраться, что происходит в нашей стране и кто несет за это ответственность, я лично как личность, семья, общество и государство, не поднимается. Безусловно, много достойных кинофильмов выходит регулярно, но, к сожалению, далеко не все они могут пробиться на большой экран.

- Конкретно сахалинскому зрителю, целевой аудитории что бы вы в этом ключе пожелали – что прежде всего нужно иметь в виду, чтобы не попасть на удочку?

- Святые отцы говорят о такой добродетели, как рассудительность или рассудочность. Они говорят: это как фонарь в темной ночи, который освещает дорогу, и мы видим ямы, избегая того, чтобы упасть в них и поломать ноги. Поэтому нужно все пропускать через здравое недоверие. Через трезвомыслие. Если кто-то предлагает много, сразу и в большом объеме, стоит насторожиться. Бесплатный сыр только в мышеловке. И молодым людям надо помнить о том, что у каждого из нас есть величайшее дарованное богом богатство, драгоценность. Это личная свобода, и отдавать ее в руки первому проходимцу – это непозволительная роскошь. Это величайшая трагедия в жизни человека.

18 декабря 2018, в 22:56 0
Другие статьи по темам

Главные сахалинские новости за день от astv.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день

Комментарии
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии пожалуйста зарегистрируйтесь или войдите
Опьянение в России перестали считать отягчающим обстоятельством
Опьянение в России перестали считать отягчающим обстоятельством
Жительницу Холмска пырнули ножом у входа в подъезд
Жительницу Холмска пырнули ножом у входа в подъезд