Росстат в марте опубликовал результаты исследования по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей. Сайт d-russia.ru опубликовал некоторые результаты, касающиеся использования интернета жителями разных регионов – в частности, для получения государственных онлайн-сервисов.
Месячный объём выборки при проведении обследования использования ИКТ составляет около 77 тысяч человек в возрасте 15 лет и старше (приблизительно 30 тысяч домохозяйств), что соответствует 0,06% численности населения данного возраста. В 2017 году было поведено три опроса: в мае, октябре и ноябре.
В среднем в 2017 году интернет в России использовали 78,5% опрошенных; 21,5% населения Сетью в 2017 году не пользовались.
Каждый (или почти каждый) день Сетью пользуется в среднем 56,2% наших граждан, не менее одного раза в неделю – 12,6%, не менее раза в месяц – 1,7%, менее одного раза в месяц – 0,3%.
Самые активные (по доле пользователей интернета) регионы – Ямало-Ненецкий АО (96,6% жителей пользовались Сетью в 2017), Ханты-Мансийский АО (91,2%), Чукотский АО (91,2%).
Наименее активно пользуются Сетью в Чувашии (66,8%), Рязанской области (65,6%), Орловской области (65,3%).
| Регион | Доля жителей, пользовавшихся интернетом в 2017 году, % | 
| Ямало-Ненецкий АО | 96,6 | 
| Ханты-Мансийский АО | 91,2 | 
| Чукотский АО | 91,2 | 
| Республика Татарстан | 89,6 | 
| Московская область | 89,2 | 
| Санкт-Петербург | 87,5 | 
| Тюменская область | 87,4 | 
| Москва | 86,4 | 
| Мурманская область | 85,0 | 
| Ненецкий АО | 84,5 | 
| Республика Северная Осетия — Алания | 84,3 | 
| Республика Тыва | 83,8 | 
| Магаданская область | 83,7 | 
| Республика Саха (Якутия) | 83,4 | 
| Самарская область | 81,0 | 
| Севастополь | 80,6 | 
| Республика Калмыкия | 80,3 | 
| Республика Бурятия | 80,2 | 
| Кабардино-Балкарская Республика | 80,1 | 
| Ставропольский край | 79,7 | 
| Камчатский край | 79,7 | 
| Республика Дагестан | 79,6 | 
| Краснодарский край | 79,5 | 
| Приморский край | 79,5 | 
| Амурская область | 79,5 | 
| Республика Марий Эл | 79,4 | 
| Ивановская область | 78,5 | 
| Липецкая область | 78,5 | 
| Хабаровский край | 78,5 | 
| Калининградская область | 78,4 | 
| Ростовская область | 78,4 | 
| Республика Башкортостан | 78,2 | 
| Республика Алтай | 77,7 | 
| Тульская область | 77,6 | 
| Челябинская область | 77,6 | 
| Республика Хакасия | 77,6 | 
| Республика Крым | 77,4 | 
| Красноярский край | 77,4 | 
| Томская область | 77,4 | 
| Астраханская область | 77,3 | 
| Республика Коми | 77,1 | 
| Республика Ингушетия | 76,9 | 
| Республика Карелия | 76,2 | 
| Оренбургская область | 76,2 | 
| Курская область | 75,8 | 
| Ленинградская область | 75,8 | 
| Новосибирская область | 75,8 | 
| Саратовская область | 75,5 | 
| Волгоградская область | 75,4 | 
| Тверская область | 75,3 | 
| Смоленская область | 75,2 | 
| Архангельская область | 75,0 | 
| Тамбовская область | 74,9 | 
| Иркутская область | 74,8 | 
| Сахалинская область | 74,7 | 
| Омская область | 74,6 | 
| Свердловская область | 74,4 | 
| Пензенская область | 74,2 | 
| Алтайский край | 74,2 | 
| Кемеровская область | 74,2 | 
| Карачаево-Черкесская Республика | 73,7 | 
| Вологодская область | 73,4 | 
| Удмуртская Республика | 73,4 | 
| Белгородская область | 73,3 | 
| Ярославская область | 73,3 | 
| Забайкальский край | 73,3 | 
| Воронежская область | 73,1 | 
| Пермский край | 73,1 | 
| Еврейская автономная область | 73,1 | 
| Нижегородская область | 73,0 | 
| Псковская область | 71,9 | 
| Брянская область | 71,7 | 
| Костромская область | 71,6 | 
| Владимирская область | 71,4 | 
| Калужская область | 71,2 | 
| Республика Адыгея (Адыгея) | 71,2 | 
| Республика Мордовия | 70,3 | 
| Курганская область | 69,4 | 
| Чеченская Республика | 69,1 | 
| Новгородская область | 68,6 | 
| Кировская область | 68,6 | 
| Ульяновская область | 67,1 | 
| Чувашская Республика — Чувашия | 66,8 | 
| Рязанская область | 65,6 | 
| Орловская область | 65,3 | 
Причинами отказа от использования интернета в домохозяйствах респонденты назвали:
- Нет необходимости (нежелание пользоваться, нет интереса) – 16,7%
- Недостаток навыков для работы в интернете – 6,4%
- Высокие затраты на подключение к интернету – 4,3%
- Доступ к интернету есть в другом месте (на работе, у знакомых, в центрах общественного доступа и др.) – 1,7%
- Отсутствие технической возможности подключения к интернету – 1,5%
- По соображениям безопасности и конфиденциальности – 0,2%
- Другие причины – 2,5%.
Чаще всего россияне выходят в Сеть с мобильных устройств (смартфонов, электронных книг и пр., кроме планшетов) – 56% опрошенных. Далее идут стационарные ПК и ноутбуки (по 40,6% у каждой категории), с планшетов в Сеть выходят 26,8% наших граждан, с «умных» телевизоров – 7,8%, с игровых видеоприставок – 2,8%.
Для заказов товаров и услуг интернетом пользовались 26,9% опрошенных.
Информационная безопасность
Средства защиты своего компьютера (антивирусы, антиспамовые фильтры) используют 83,1% россиян, средства родительского контроля или фильтрации интернет-ресурсов – только 2,9% опрошенных.
Большинство пользователей Сетью (71,4% от тех, кто интернетом пользовался) не сталкивались с проблемами информационной безопасности, 28,6% сталкивались со следующим (опрошенные могли называть несколько проблем):
- С несанкционированной рассылкой (спам) – 18,4% (из числа тех, кто пользовался Сетью в 2017-м)
- С заражением вирусами, что привело к потере информации и/или времени на их удаление – 11,3%
- С несанкционированным доступом к компьютеру (информационным ресурсам, информационным системам) – 1,8%
- С использованием электронной почты неизвестными лицами – 0,9%
- С посещением детьми нежелательных сайтов, контактами детей с потенциально опасными людьми через интернет – 0,8%
- С использованием мобильного телефона неизвестными лицами – 0,8%
- С хищением денежных средств или персональных данных – 0,3%
- С другими проблемами – 3,2%.
Госуслуги по интернету
Всего за госуслугами в 2017 году обращались 65,7% опрошенных, из них 42,3% наших граждан использовали для этого интернет — официальные сайты и порталы государственных и муниципальных услуг, мобильные устройства (телефон, планшет и пр.), электронную почту, терминалы самообслуживания; 18,9% посещали МФЦ.
Респондентов также спросили, по каким причинам они не пользуются интернетом при получении госуслуг:
- Предпочитают личный визит и персональные контакты – 60,9% (от числа тех, кто не использовал сеть интернет для получения государственных и муниципальных услуг)
- За респондента это сделали другие люди (консультанты, друзья, члены семьи и т.п.) – 16,2%
- Недостаточно навыков или знаний (например, не знаю как использовать веб-сайт, или испытывают сложности) – 14,3%
- Получение необходимой услуги требовало личного визита и предоставления бумажных форм – 13,5%
- Не было необходимости отправлять официальные формы заявления вообще – 12,4%.
 
            
         
                     
                     
                     
                     
     
                 
 
					
услуга вообще либо по барабану, либо не по карману...