Президент России Владимир Путин сообщил, что договорился с премьер-министром Японии Синдзо Абэ о новом механизме по решению проблемы мирного договора. Об этом пишет ТАСС.
"Что касается новых механизмов, мы договорились о том, что с нашей стороны, например, будет спецпредставитель президента, с японской - спецпредставитель премьер-министра. Непосредственно курировать эту работу будут министры иностранных дел", - сказал глава российского государства на пресс-конференции.
Он пообещал, что об этой работе будет сообщено дополнительно. Путин также сообщил, что Абэ посетит Россию в начале 2019 года.
"Мы договорились с премьер-министром [Японии Синдзо Абэ], что он посетит Россию в начале следующего года. Может быть, мне тоже удастся побывать в Японии", - сказал президент.
Путин напомнил, что Россия и Япония готовы вернуться к обсуждению Совместной декларации от 19 октября 1956 года, в которой было прекращено состояние войны между двумя государствами, восстановлены дипломатические и консульские отношения. Он сообщил, что обсудил с японским премьер-министром необходимость создать дополнительные механизмы взаимодействия, повысить уровень доверия с обеих сторон, расширяя гуманитарные контакты и экономические связи.
Саммит лидеров "Большой двадцатки" проходит в Буэнос-Айресе 30 ноября - 1 декабря и завершит председательство Аргентины. Следующей страной, принимающей G20, станет Япония.
В субботу, 1 декабря Путин и Абэ провели встречу во время саммита Группы двадцати в Аргентине. Во время этой беседы Абэ заявил, что рассчитывает детально обсудить вопрос заключения мирного договора между двумя странами с учетом ранее достигнутых договоренностей.
На встрече в Сингапуре 14 ноября Путин и Абэ договорились об активизации российско-японских переговоров о заключении мирного договора на основе Совместной декларации от 19 октября 1956 года. В ней было прекращено состояние войны между двумя государствами, восстановлены дипломатические и консульские отношения. В девятой статье декларации советское правительство согласилось передать Японии острова Шикотан и ряд мелких необитаемых островов Малой Курильской гряды с условием, что фактический их переход под контроль Токио будет произведен после заключения мирного договора. Декларация была ратифицирована парламентами обоих государств 8 декабря 1956 года.
Однако в ответ на заключение в 1960 году японо-американского договора о безопасности СССР аннулировал обязательства по передаче островов. В памятной записке советского правительства от 27 января 1960 года говорится, что эти острова будут переданы Японии только при условии вывода всех иностранных войск с ее территории.
Была подписана 19 октября 1956 года в Москве председателем Совета министров СССР Николаем Булганиным и премьер-министром Японии Итиро Хатоямой. С советской стороны декларацию также подписал министр иностранных дел Дмитрий Шепилов, а с японской — министр земледелия и лесоводства Итиро Коно[ja] и депутат Палаты представителей Сюници Мацумото.--- ещё раз документ подписан представителями СССР. Причём, тут капиталистическая РФ, с перифирейной олигархической экономикой.
Декларацией предусматривалось, что в короткие сроки между СССР и Японией начнутся переговоры о заключении договоров или соглашений по вопросам торговли и торгового мореплавания; одновременно с Декларацией вступят в силу конвенция о рыболовстве и соглашение о спасании людей, терпящих бедствие на море, от 14 мая 1956 года.
Также, страны подтвердили, что в своих отношениях будут руководствоваться принципами Устава ООН, обязались не вмешиваться прямо или косвенно во внутренние дела друг друга. СССР изъявил готовность поддержать просьбу Японии о принятии её в члены ООН, согласился освободить всех японских граждан, осуждённых в СССР, и репатриировать их в Японию.
Декларация зафиксировала отказ сторон от взаимных претензий, возникших в результате войны, а также отказ СССР от репарационных претензий к Японии.
Одновременно с Декларацией был подписан протокол о развитии торговли и взаимном предоставлении режима наибольшего благоприятствования.
Важным моментом Декларации была судьба острова Шикотан и островов Хабомаи: они должны были быть переданы Японии после подписания мирного договора.
19 января 1960 года Япония подписала с США «Договор о взаимодействии и безопасности между США и Японией», согласно которому японские власти разрешили американцам пользоваться в течение последующих 10 лет военными базами на своей территории, содержать там сухопутные, военно-воздушные и военно-морские силы.
27 января 1960 года правительство СССР заявило, что поскольку данное соглашение направлено против СССР и КНР, советское правительство отказывается рассматривать вопрос о передаче островов Японии, поскольку это приведёт к расширению территории, используемой американскими войсками.---- опять же ,ещё раз. Нет НИ ОДНОГО юридического документа,подтверждающего правоприемственность РФ ,по отношению к СССР.
Между островами Курильской гряды имеется лишь два пролива, которые не замерзают в холодное время года. Это пролив Екатерины, расположенный между островами Итуруп и Кунашир, а также пролив Фриза между островами Итуруп и Уруп. Если бы эти южные острова принадлежали другой стране, трудно даже представить, как бы осуществлялось транспортное сообщение между, например, Петропавловском-Камчатским и Владивостоком зимой. К тому же не стоит забывать о морском флоте России на Дальнем Востоке. Корабли из Владивостока зимой не смогут выйти в Тихий океан без согласования с третьими странами.Через проливы сможет полностью осуществляться свободный беспрепятственный и неконтролируемый проход противолодочных подводных лодок Военно-морских сил США и Японии. Это, в свою очередь, снизит боевую устойчивость стратегических ядерных сил России и, прежде всего, атомных подводных лодок. По оценкам военных специалистов, утрата хотя бы части Курил приведет к нарушениям военной инфраструктуры и целостности единой стратегической обороны на Дальнем Востоке. Итуруп, Кунашир и Шикотан обладают естественно подготовленными участками территории для размещения вооруженных сил, особенно систем противоракетной обороны.
Если брать якобы выгодность 4 Курильских островов с экономической точки зрения, то это скорее убытки для Японии. Что есть на этих островах? Есть рений, который никто добывать не хочет. Ну а что еще??? Есть рыба, крабы, креветки. Но их Япония получает и так. Почему? Потому что между японским бизнесом и российским браконьерством, которое, понятное дело, крышует руководство Сахалинской области и так поставляет в Японию регулярно и в огромных количествах эту самую рыбу и крабов. А инфраструктуры на Курильских островах, считайте, нет. Если кто-то из японцев туда и поедет, то ее нужно будет строить. То есть экономическая выгода отпадает.
Жить они там не будут это точно, экономически не целесообразно.
Что тогда получается? Получается то, что после Второй Мировой войны значительная часть японского населения посчитала для себя несправедливой отнятие 4 курильских островов - имеют они для этого основания или нет, решайте сами . От сюда следует, что курильский вопрос - это вопрос символического значение, который, как это не парадоксально, очень сильно сказывается на практической стороне жизни.