Минтранс предложил разделить водителей на профессионалов и любителей

В личных целях получить права станет проще, а водители по найму должны будут за свой счет повышать квалификацию

Минтранс предложил провести масштабную реформу по разделению водителей на любителей и профессионалов.

Как сообщает "Коммерсант", законодательство скорректируют таким образом, что обучение в автошколе не будет больше считаться образовательным процессом. Таким образом, говорят разработчики, для желающих использовать машину исключительно в личных целях получить права станет проще и дешевле. Водители же грузовиков, автобусов и такси, работая по найму, должны будут за свой счет повысить квалификацию. Общие затраты рынка на выполнение новых требований в Минтрансе оценили в 1,6 млрд руб. При этом коснутся преобразования не только новичков, но и тех, кто получил права ранее и уже работает.

Согласно проекту поправок к закону «О безопасности дорожного движения», опубликованному Минтрансом, процесс обучения на права упростится: не надо будет изучать различные «организационно-управленческие дисциплины, не связанные с безопасностью движения» (заключение договора фрахтования, организацию таксомоторных перевозок, порядок перевозки грузов и т. д.). По замыслу разработчиков, это приведет к удешевлению водительских курсов: суммарная экономия для граждан достигнет 1,43 млрд в год.

Закон «Об образовании», поясняют в Минтрансе, не позволяет ввести дифференцированные требования к любителям и профессионалам (работающим по найму) — согласно действующему законодательству, все граждане с получением прав получают и профессию «водитель». Поэтому подготовку любителей планируется вывести из-под действия закона «Об образовании» (приказ Минобрнауки об утверждении программ подготовки отменят, заменив документом не определенного пока «органа власти»), подготовку профессионалов оставят в системе. Таким образом, обучение в автошколе не будет считаться образовательным процессом. Граждане, как и сейчас, должны будут сдавать экзамены в ГИБДД на все категории (B, C, D и т. д.), при этом будут оставаться любителями.

Если гражданин планирует работать по найму на перевозках грузов или пассажиров (то есть стать, как отмечают представители Минтранса в сопроводительных материалах, «водителем-профессионалом»), он должен пройти курсы повышения квалификации. Там, в частности, предлагается обучать «вождению во внештатных ситуациях», отрабатывать навыки «вождения сочлененного и двухэтажного автобуса», обучать «обеспечению безопасности при перевозке пассажиров и грузов».

Цена курсов, по оценке Минтранса, варьируется от 2,7 тыс. до 12,3 тыс. руб. Общие затраты отрасли оценены в 1,66 млрд руб. По окончании обучения гражданин получит свидетельство о профессии водителя сроком на пять лет. Дополнительного экзамена в ГИБДД проходить не надо. Компаниям, у которых есть парк грузовиков и автобусов, запретят нанимать водителей без профессиональных свидетельств. Нарушение этого требования будет караться штрафом, размер которого еще не определен. Новые требования не будут действовать при найме водителей на работу в пожарную охрану, скорую помощь, аварийную службу и в армию.

Сегодня из-за «недостаточного профессионального мастерства» водителей грузовиков и автобусов происходит множество аварий, поясняют в Минтрансе необходимость реформы: более 15,8 тыс. таких ДТП произошло в 2018 году.

Первую версию законопроекта Минтранс разработал еще в 2017 году. Тогда предлагалось после прохождения «углубленных» курсов ставить соответствующую отметку в правах, но от идеи в итоге отказались. Инициатива вызвала резонанс в обществе и на рынке перевозок. В начале 2018 года Минэкономики оценило затраты бизнеса и государства на реализацию законопроекта в 13–14 млрд руб. Минтранс взял тайм-аут на доработку закона, и теперь документ «доработан с учетом замечаний заинтересованных органов власти и организаций», пояснили “Ъ” в пресс-службе ведомства.

В связи с «масштабностью проектируемых изменений» ведомство предлагает отложить сроки вступления в силу закона на два года. Его действие может затронуть интересы более 1,3 млн человек, ежегодно получающих права, из них 1 млн — категории B, 117 тыс.— категории С, 44,9 тыс.— категории D. Через четыре года новые требования начнут распространяться и на водителей с действующими правами — им также надо будет пройти переподготовку.

Проект Минтранса разрушит действующую систему образования, которая «с огромным трудом планомерно выстраивалась с 2013 года», говорит президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева. В результате принятия закона уровень подготовки «самой массовой профессии в стране» серьезно снизится, считает она, «любителями» станут даже водители транспорта со спецсигналами и водители трамваев. «Вопросов по проекту еще очень много,— говорит она.— На наш взгляд, проект абсурден, непрофессионален, опасен и вызовет рост аварийности».

«Это очень похоже на желание заработать денег на перевозчиках,— считает глава комитета Московской торгово-промышленной палаты по вопросам развития таксомоторных перевозок Богдан Коношенко.— Нынешней категории B для работы в такси вполне достаточно, а высокая аварийность — из-за слабого контроля. Правильнее запретить работу в такси водителей с иностранными правами».

Компании испытывают недостаток квалифицированных водителей современной грузовой техники, говорит директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Эдуард Миронов. «Но разделение водителей усугубит дефицит,— отмечает он.— В модели логистических затрат водительская составляющая находится в пределах 20–30%. Даже незначительное изменение в зарплате водителя, призванное компенсировать стоимость переквалификации, может отразиться на стоимости грузоперевозки и, как следствие, на общем увеличении уровня инфляции». «Система ограничений является в данном случае избыточной,— добавляет директор по логистике "Coca-Cola HBC Россия" Илья Елецких.— Когда водитель получает право управления большегрузным транспортом, это уже является подтверждением его теоретических и практических навыков».

20 апреля 2019, в 09:25 −1
Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Другие статьи по темам

Главные сахалинские новости за день от astv.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день

Комментарии
Написано 20 апреля 2019, в 09:41
Полностью согласен с Богданом Коношенко. А ещё это возможность заинтересованным лицам неплохо заработать на взятках. А гастеры как сидели за рулём, так и будут, пока их пускают в нашу страну.
+14
Написано 20 апреля 2019, в 11:22
Очередное выковыривание из носа
+2
Написано 20 апреля 2019, в 14:15
Повеселил теоретик-снабженец - "Илья Елецких.— Когда водитель получает право управления большегрузным транспортом, это уже является подтверждением его теоретических и практических навыков».
Даже детишки знают, что водительское удостоверение купить можно и его наличие к подтверждению наличия теоретических и практических навыков может отношения не иметь. А в народе говорят "Права купил-ездить не купил"
+6
Написано 20 апреля 2019, в 20:19
barmalei2010, хочу водительские права - где их можно купить?
+3
Написано 20 апреля 2019, в 15:02
Всегда делились права любительские и профессиональные... По категориям.
+1
Написано 20 апреля 2019, в 18:46
Denis67, дело в том, что сейчас и на категорию "С" "научат за пару месяцев! Раньше обучение было углублённым: изучалось устройство автомобиля, а сейчас только ПДД и вождение. Минтрансу, ни чего не надо придумывать, надо вернуть старую систему обучения. Раньше при наличии одной категории "В" были пометки "без права работы по найму", Значит водитель наездник, ремонтировать ни чего не сможет. А сейчас идея в другом: профессиональных водителей хотят обдирать ещё больше, например: хотят ввести для них замену прав раз в пять(!) лет, а это мед. правка и само удостоверение. Потом ещё введут экзамены при замене - опять деньги! Не о безопасности движения они заботятся, а именно об "отъёме" денег. И и ведь ни куда не деться, ведь это РАБОТА-"хлеб для водителя".
+10
Написано 21 апреля 2019, в 07:26
Smurnoy, прав полностью... Ещё помню свои права с "любительской отметкой". Но в такси подрабатывала
+8
Написано 21 апреля 2019, в 16:12
Нюра_просто_Анна, вот и сейчас многие таксисты не представляют, как машина устроенна и к чему могут привести те или иные стуки/скрежеты... Гоняют пока не отвалится...
+4
Написано 20 апреля 2019, в 21:28
Масса водителей старшего возраста имеют категории и классности, какие еще новшества хотят ваести, может хаатит уже оббиранием водителей заниматься. То ГИБДД чудит своими новшествами то минтрансс, кому еще там бпбла срубить захотелось на простом народе. Права водителей профессионалов и ранее не просто было заработать, к чему имеющим ваши нововведения, повышайте квалификацию и не более
+1
Написано 22 апреля 2019, в 20:49
Чтобы поболя лярдов вывести под глупые законопроекты. Минтранс ещё может разделить водителей на мужчин и женщин
0
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
В двух домах в Поронайске горел мусор на лестничных площадках
В двух домах в Поронайске горел мусор на лестничных площадках
На Сахалине и Курилах проверят системы оповещения
На Сахалине и Курилах проверят системы оповещения