Экономическую ситуацию в стране всё ещё нельзя назвать стабильной, и из-за этого многие компании находятся под риском банкротства и закрытия. В такое время особенно важно держать под контролем финансовое состояние бизнеса и принимать взвешенные решения. Основным инструментом для достижения этих целей является управленческий учёт. Эксперты сервиса «Финансист» рассказали, как начать вести учёт в компании на примере сферы торговли.
Внедрение управленческого учёта для компании из сферы торговли состоит из нескольких этапов. «Первый шаг — определить центры ответственности. Если у вас есть несколько магазинов, то для каждого из них фиксировать доходы и расходы надо по отдельности. Отдельным центром ответственности будет и офис компании, ведь на него тоже приходится часть расходов», — считают специалисты.
Второй шаг — создание структуры учёта. «На этом этапе нужно определить, какие отчёты будут наиболее важными и показательными для вашей компании. В случае со сферой торговли обычно берут стандартные ДДС (отчёт о движении денежных средств) и ПиУ (отчёт о прибылях и убытках), также важным будет отчёт по продажам. Именно на них стоит обращать особое внимание при планировании деятельности компании, по ним вести план-факт анализ», — объяснили эксперты.
Следующий этап — определить состав учётных статей для отчётов. «В ДДС и ПиУ одни и те же операции будут фиксироваться по-разному. Это нужно для детального понимания того, как формируются доходы и расходы компании. Так оплаченный счёт от клиента в ДДС будет указан просто как выручка, а в ПиУ он будет разбит на выручку от реализации и, например, от доставки. Для каждой статьи учёта можно указывать плановое значение и следить за его выполнением», — рассказали специалисты.
Помимо показателей из отчётности, также важно обращать внимание на точку безубыточности. «Точка безубыточности важна для контроля соотношения расходов, например, на офис, которые никак не связаны с точками продаж и выручкой. Основная цель — рассчитать, сколько магазинов потребуется компании, чтобы выручка от реализации покрывала все переменные и постоянные расходы. Также точку безубыточности нужно определить и для каждого магазина по отдельности, так как переменные расходы в каждой точке могут быть разные: где-то для выхода в ноль потребуется продавать больше», — уточнили эксперты сервиса «Финансист».
Когда точка безубыточности уже рассчитана, с её помощью можно планировать развитие компании. «Отталкиваясь от минимально необходимого объёма продаж, можно разрабатывать план продаж для каждого магазина, планировать финансовый результат всей компании. Стоит отметить, что для более качественного планирования, необходимо также учитывать показатели прошлых лет и сезонность», — рекомендовали специалисты.