Сахалинцы увидели спектакль «Допрос» по одноимённой повести Захара Прилепина. Зрителей было немного – около половины зала в областном театре кукол.
Одни, по их признанию, осознанно шли на автора, которого уважают. Другие слабо представляли, что им предстоит увидеть: кто-то выиграл билеты в радио-викторине, кто-то слышал о модном писателе и решил узнать, с чем его едят.
Практически сходу зрителей ждал шок: опер на сцене отбивал пластиковой бутылкой свиную печень и макал в неё свою жертву, потом «мочился» в ведро, потом герои, избитые ни за что, ни про что в полицейском участке, щедро матерились – в общем, реальность одержала победу. Убедительную настолько, что через несколько минут после начала спектакля зал покинули двое - мужчина и женщина.
«Я хотел выразить протест против театра, который показывает только глупые постановки про бульварных проституток, эти бесконечные вульгарные комедии, в которых ничего смешного и никакой мысли, - скажет после спектакля режиссёр-постановщик, заслуженный работник культуры РФ Владимир Дель. – Мы эту мразь не ставили и не собираемся. У нас другие художественные цели и приёмы».
О приёмах. В сценах избиения герои – двое актёров постоянно перевоплощаются, в том числе и в женских персонажей – не касаются друг друга даже пальцем. Но при этом у зрителей возникает ощущение, что они присутствовали если не на реальном допросе, то на искусной его реконструкции. Тревожный, давящий на сознание саундрек, мигающий красный свет, невероятно правдоподобная игра Романа Данилина и Михаила Сиворина делают своё дело. Жути добавляют и субпродукты на сцене.
«Однажды на этот спектакль я пригласил своих друзей – известных режиссёров, писателей, актёров и усадил их на вип-места, - рассказывает Захар Прилепин. - И вот в сцене избиения опер начал нещадно колотить по свиной печени, а второй герой в это время корчился от боли на полу рядом. В общем, весь первый ряд был в кровавых брызгах. Ну ничего, все вытерпели и даже остались на обсуждение».
Ещё Прилепин пошутил, что в спектакле используется его печень – всё равно она уже не работает.
Сцена после спектакля выглядела плачевно: сломанный стол, забрызганное пивом ковровое покрытие. На всё это Владимир Дель реагирует философски: «У нас вообще одноразовая жизнь. Одноразовые столы, стулья… Мало кто, к сожалению, задумывается сейчас о вечных ценностях».
Что касается обсуждения, для которого на сцену вышли автор повести, режиссёр-постановщик и оба актёра, назвать его состоявшимся сложно. Скорее, это был монолог творческой команды. Точнее, Прилепина и Деля, потому что актёры, напрочь выжатые игрой, говорили мало и признались, что хотят спать.
Сахалинский зритель молчал, за исключением пары журналистов, школьной учительницы и мужчины, обратившемуся к Прилепину со словом «господин». Может быть, мы (не те «мы», которых, как у Замятина, большинство, а те, которых напротив очень мало) настолько изголодались по правдивым спектаклям и так редко видим близко столь неоднозначных личностей, что когда есть возможность вести диалог, предпочитаем слушать?
Прилепин взял инициативу в свои руки и рассказал сначала о своих политических взглядах: «В нашей стране нет реальной политической циркуляции. Мы смотрим по телевизору на одни и те же лица, которые и лицами-то называть не хочется, и думаем, что альтернативы нет. А нам её просто не показывают. Я встречал таких мужиков, которые могли бы встать у руля!»
Потом – о своих детях (их у Прилепина четверо от одной жены) и воспитании: «Лет шесть у нас в доме не было ни телевидения, ни интернета, и дети сформировались как личности в условиях свободы от того свинства, которое течёт рекой с экрана. И теперь, когда мы подключили телевидение, интернет, оказалось, что детям это неинтересно. Они самодостаточны: читают книги, рисуют, играют, ходят в секции, учат языки. И им никогда не бывает скучно. Все эти заменители натурального общения – телевизор опять-таки – крадут наше время, которое мы могли бы проводить вместе. Я вообще считаю, что все проблемы человека оттого, что его недолюбили в детстве. Всю жизнь он пытается восполнить эту пустоту, ищет что-то, мечется… А восполнить её невозможно».
По словам создателей спектакля, он – о мужестве, о том, как остаться человеком, когда тебя пытаются сломать, о насилии со стороны государства и способах борьбы с этим насилием.
«Я до сих пор сам не знаю однозначных ответов на вопросы, которые задают герои этого спектакля», - признался Захар Прилепин.