Как погибали моряки «Дальнего Востока»

Как погибали моряки «Дальнего Востока»

Хроника трагедии в отчете капитана, который возглавил спасательную операцию

Первым к месту крушения в Охотском море траулера "Дальний Восток" подошел траулер "Гранит". Его капитан Р. Кашиков был назначен координатором операции по спасению Камчатским МСПЦ. Его отчет оперативным инстанциям, следящим за развитием событий, astv.ru публикует без купюр: 

"СРТМ Гранит, компания ООО РК ЛУНТОС, находился на промысле минтая в Северо-Охотоморской подзоне. В 04.00. камч. судно находилось в координатах 56°54'N и 150°29,6'E и занималось поиском скоплений рыбы, Ген.К= 115 °., хода переменные. На ходовой вахте ст.пом. Потылицын П.Н., подвахтенный: 2 пом. Севастьянов А.Ю.. В 05.44 в координатах 56°51,3'N и 150°35,0'E. на 16 канале УКВ получили сигнал бедствия от БАТМ Дальний Восток: судно имеет большой крен, идет поступление воды в корпус, экипаж готов к оставлению судна. Был тут же поднят я, судно сразу снялось для оказания помощи, по судну объявлена тревога - человек за бортом.

В 06.12. в координатах 56°49.5'N и 150°40.6' E подошли к БАТМ Дальний Восток, судно находилось лежащим на левом борту. На воде в непосредственной близости от него было заметно 6 открытых плотов ( затем были обнаружены еще, один перевернутый и нераскрытый). Последнее, что мы услышали с судна по УКВ, непосредственно перед подходом к нему, что 4 плота уже на воде, остальные они пока не могут спустить, на борту порядка 40 человек. Больше с судна никаких сигналов не поступало.

Судно на плаву находилось еще несколько минут, затем затонуло, координаты  затопления можно предполагать несколько южнее выше указанных в координатах 56°49,2'N 150°40.3'E. Дрейф судна был около узла на 190° . Фактическая погода в районе в это время была: ветер северо-восточный 15 м/сек., порывы до 18м/с. Волнение моря было 2-3 метра, направлением от северо-востока, снежные заряды, температура воздуха минус 4, вода около 0 °.

Первыми для оказания помощи подошли мы и БАТМ Новоуральск. Сразу при подходе, мы увидели группу из 3 плотов и направились к ним, Новоуральск - к другим. Так как видимость была очень плохая, на воде вначале были заметны только плоты, когда подошли к ним на растояние нескольких метров, то увидели на воде отдельно плавающих людей в гидрокостюмах.

Так как мы с БАТМ Новоуральск были первыми подошедшими, я начал координировать направление поиска другими судами, которые стали подходить через несколько минут после нас. Через некоторое время была установлена связь с Петропавловским спасательным подцентром, куда я периодически докладывал о ходе проведения поисковых работ. Направление поиска было выбрано по направлению дрейфа, на 190-200°, определению района поиска способствовало еще наличие плавающих предметов с судна, масляной пленки.

Очень мешала подъему на борт людей непогода, ни одно из судов по этой причине не смогло спустить дежурную шлюпку. Сразу за нами подошли следующие суда: Анива, Иван Калинин, Герои Даманского, Виктория-1, Алексей Чириков, Пиленга-2, Лангуста, Гиссар, Адмирал Колчак и т.д , через полчаса в районе было более 10-12 судов, в течение двух часов к поиску подключились еще Морской Волк, Вилючинский, Братег, Василий Каленов, Васильевский Остров и другие. К 10.00. общая поисковая группа составила около 25 судов, в поиске приняли также участие ТР Озерск и танкер Пелей, список судов участвующих в поиске не вели, когда новое судно подходило, выходило на связь, ему определялось направление поиска, периодически я проводил опрос судов о количестве поднятых людей.

В дальнейшем эту информацию и о ходе проведения поиска направлял в координационный центр . Работа всех судов была очень слаженной, несмотря на неблагоприятную погоду.

Продолжу описание спасения потерпевших крушение непосредственно СРТМ Гранит. Как писал выше, подойдя к плотам обнаружил отдельно плавающих людей в гидрокостюмах и принял решение начать с их подъема, так как считал, что люди в плотах были более защищены. Первый человек, поднятый с воды в гидрокостюме, оказался уже мертвым, причем находился он в воде чуть более получаса. Затем сразу подняли из воды троих живых.

Хочу отметить, что самостоятельно подняться на борт по штормтрапу не смог ни один человек, также никто не воспользовался поданными спасательными кругами на линях, высота нашего борта около 4 метров, в районе лоцпорта. Пришлось вооружить каплер для приемки лосося и краном поднимали их с воды, так как люди были ослабшие и некоторые без движения, пришлось в каплер посадить своих двоих членов экипажа в гидрокостюмах, чтобы они заталкивали пострадавших в него, люди работали по горло в воде на 2-3-х метровой волне.

Затем подошли к плотам: в первом было 16 человек, все живые, поднимали их тоже каплером по 2-3 человека, некоторым подавали выброску и затягивали в лоцпорт, самостоятельно по трапу тоже никто не смог подняться. В следующем было 8 человек, третий плот был пуст.

Подняв людей, плоты оставлял на воде, решив вначале не тратить время (в дальнейшем они были подняты на борт другими судами, которые подошли чуть позже), пока еще можно было найти живых. Но живых уже не было. С рассветом стало видно, что часть тел экипажа БАТМ Дальний Восток была без гидрокостюмов, только в жилетах, а некоторые и без них, а если они еще плавали в пятнах мазута или мусора, то найти их было очень трудно.

После 09.00 судно уже не поднимало живых. К 10.00 погода в районе поиска улучшилась: ветер 9 м/сек. волнение до 2,0 метров, видимость полная. Кроме непогоды поиску еще очень мешали плавающие сетематериалы, кутки и швартовы с погибшего судна, неоднократно была угроза намотки на винт, это очень осложняло подход к плотам и телам. В ходе поиска судами были обнаружены плоты без людей, на воде плавали жилеты, пустые гидрокостюмы, некоторые еще в сумках.

К 12.00 видимых тел  на воде уже не было. Суда, имеющие на бортах спасенных и тела погибших, согласовав действия со мной, начали сниматься для их передачи на транспорт для доставки на берег, другие суда, которые не нашли тела, еще оставались в районе поиска.

Судовладельцем БАТМ Дальний Восток в район бедствия было направлено два других своих судна РТМС Млечный Путь и ТР Андромеда, в ходе радиопереговоров пришли к решению - оставить ТР Андромеда севернее района поиска, где погода позволяла произвести передачу людей с борта на борт, так как остаточная зыбь в районе не позволяла швартоваться, а РТМС Млечный Путь следовать непосредственно в район и принять руководство поиском и дальнейшими работами.

В координировании спасательных работ принял участие начальник промрайона Омельченко Ю.В. Руководством промрайона, в координаты ТР Андромеда был направлен плавзавод Всеволод Сибирцев, на котором преполагалось развернуть госпиталь для оказания медицинской помощи потерпевшим бедствие.                                                       

В ходе проведения спасательных работ судами было поднято:

"Анива" - 6 ( все погибшие)

"Виктория-1" -  16 ( все живые )

"Алексей Чириков"  - 13 ( 3 живых и 10 тел погибших )

"Иван Калинин" - 2  ( 2 живых )

"Пиленга-2" - 6 ( 5 живых и 1 тело погибшего)

"Адмирал Колчак" - 5 ( 5 погибшие)

"Гиссар" - 1  ( погибший)

"Герои Даманского" - 4  ( все живые)

"Лангуста" - 6  ( все живые )

"Моской Волк" - 2  ( погибшие)

"Новоуральск" - 1  ( погибший)

"Гранит" -  55 ( 27 живых и 28 тел погибших)

Вечером, когда уже окончились основные поисковые работы, РТМС Млечный Путь совместно с Вельботом-702 обнаружили еще два тела без признаков жизни.

По итогам поиска обнаружено 119 человек: 63 живых и 56 погиших, пропавшими без вести считаем 13 человек. Судовые документы, журналы, документы экипажа спасти не удалось. По опросу капитанов судов участвующих в спасении, люди были только в 4 плотах, остальные были подняты с воды.

РТМС Млечный Путь и Вельбот-702 подошли в район бедствия к 15.00 и продолжили поиск. В 12.30. с Петропавловск-Камчатского вылетел вертолет МЧС, в районе поиска он ожидался в 15.30. В 14.30. руководство по проведению поисково-спасательных работ сдал капитану РТМС Млечный путь, о чем доложено в спасательный подцентр.Судно снялось к ТР Андромеда для сдачи выживших и погибших. В 20.00. мы ошвартовалось к ТР, сдали живых и погибших, в 21.10. отошли от него и последовали на промысел.

Из живых на борт СРТМ Гранит было поднято 17 граждан России и 10 из стран Юго-Восточной Азии. Погибших полностью не опознали, но можно сказать, что было 13 тел европейской внешности ( в том числе капитан Притоцкий Александр Николаевич, он был поднят с воды без гидрокостюма, из спасенных членов экипажа никто не видел, как он садился в плот -  можно сделать вывод, что он был до последней минуты на судне и погиб с ним) и 15 из ЮВА. Среди живых был третий помощник капитана и ст.механик, которые в дальнейшем, надеюсь, внесут полную ясность в вопросы по причинам гибели БАТМ Дальний Восток

Проведя первый опрос третьего помощника и старшего механика, которые пережили сильный стресс и во время, предшествующее гибели судна, они отдыхали, можно составить такую картину: Судно находилось на промысле, выбрав трал с уловом, оно готовилось к постановке следующего, так как на судах типа БАТМ имеется система «дубль»: предыдущий куток с уловом заваливается к борту и ставится второй трал. Ставя трал курсом на северо-запад получило крен на левый борт градусов 25-30, так как ветер был северо-восточный, силой 18 метров, лечь на циркуляцию через левый борт, чтобы уменьшить крен из-за находящегося за бортом трала судно уже не смогло, даже развернувшись левым бортом к ветру, крен выровнять ему не удалось.

Через технологические отверстия в борту вода пошла в рыб.цех, а затем в реф.отделения и другие помещения, и судно начало тонуть. Топлива на борту было не достаточно, судно было под забоем продукцией плюс улов на верхней палубе и непогода - все это привело к потере остойчивости. Но хочется повторить, что это только предположение, составленное на основании рассказа потерпевших, пока еще не отошедших от шока. Не исключено, что имело место столкновение с льдиной, так как недалеко от района были ледовые поля, а трасса предыдущего траления, возможно, проходила через них, получив пробоину и набрав воды в трюм через некоторое время судно могло получить опасный крен и затонуть. Но, по словам опытных капитанов, работающих на судах такого типа, это первый такой случай.

В ходе проведения поисково-спасательных работ хочется отметить мастерство и высокий профессионализм штурманского состава, мужество некоторых членов экипажа: ст.тралмастера Бурыкина В.С. и матросов добычи:Белякова С.А., Лисунова И.А., Филиппова В.М. и др. Один член экипажа: матрос Ашуров К.Х., вытаскивая потерпевших на борт судна получил легкую травму головы и находится сейчас на амбулаторном лечении в судовых условиях.

Действия своего экипажа считаю слаженными и выше всяческих похвал.

Видеосъемку и фотографирование проведения поисково-спасательных работ и гибель БАТМ Дальний Восток на судне не производили.

Выражаю свою благодарность и глубокую признательность всем судам, принявшем участие в оказании помощи при спасении экипажа БАТМ Дальний Восток".

03.04.15                                                               Капитан  Кашиков Р.М. 

Автор: Елизавета Ре, 7 апреля 2015, в 15:06 +8

Главные сахалинские новости за день от astv.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день

Комментарии
Написано 7 апреля 2015, в 15:36
Моряки рисковали своими жизнями, спасая товарищей.
Горжусь ими!
+10
Написано 7 апреля 2015, в 15:38 Отредактированно 7 апреля 2015, в 15:38
Страшно, очень страшно... Им повезло, что рядом было столько судов. Низкий поклон тем, кто спасал людей. Нет опасней работы, чем работа моряка!
+9
Написано 7 апреля 2015, в 15:40
Мария Иванова, если его получили - значит, был!
+2
Написано 7 апреля 2015, в 15:44
Русалка Обыкновенная, наверное, просто информация в СМИ появлялась на основании предположений и возможно слов тех, кто просто не знал о сигнале. Да и разве это важно уже
Людей не вернуть, еще и 13 пропавших без вести
Страшная трагедия.
+6
Написано 7 апреля 2015, в 15:51
Kristina, как видите, некоторым важно...
+2
Написано 7 апреля 2015, в 15:52
Русалка Обыкновенная, я думаю, это установится следствие. Но раз капитан сказал, что был сигнал, значит был. Людей не вернуть, вот о чем я...
+1
Еще 1 комментарий
Написано 7 апреля 2015, в 15:44 Отредактированно 7 апреля 2015, в 16:15
Господи, как страшно это читать.... Как страшно было тем, кто погиб и тем, кто потерял там родных.
+10
Написано 7 апреля 2015, в 16:01
Молодцы ребята! Хорошо сработали!
+5
Написано 7 апреля 2015, в 16:03
Мария Иванова, "на 16 канале УКВ получили сигнал бедствия от БАТМ Дальний Восток: судно имеет большой крен, идет поступление воды в корпус, экипаж готов к оставлению судна" это было радиосообщение. Сигнал SOS подается нажатием специальной кнопкой, и при подаче этого сигнала, его получают и суда, и береговые станции. Здесь же просто сообщили на 16-м канале о бедствии, которое услышали находившиеся рядом суда
+5
Написано 7 апреля 2015, в 16:33
как жалко людей!их родственников! и опять раздолбайство стоило людям жизней
+4
Написано 7 апреля 2015, в 16:37
Мария Иванова, считаю, в данном блоге подобные вопросы не уместны.
0
Написано 7 апреля 2015, в 16:46
Мария Иванова, какая честь!
+1
Написано 7 апреля 2015, в 17:32
Без слов...
+4
Написано 7 апреля 2015, в 17:56
Жутко читать....Еле сдерживаю слезы....
+6
Написано 7 апреля 2015, в 19:09
soloveyka, а не надо сдерживать,это кошмар на который подталкивают хозяева.
+4
Написано 7 апреля 2015, в 19:10
Очень страшная трагедия (((
+3
Написано 9 апреля 2015, в 20:59
Какой кошмар пришлось испытать людям-это очень страшно. Море не прощает ошибок, кто сделал хоть один рейс тот поймёт.Низкий поклон тем, кто принимал участие в спасении, моряки молодцы.
0
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии пожалуйста зарегистрируйтесь или войдите
Мэра Холмска могут отстранить от должности из-за двойного гражданства
Мэра Холмска могут отстранить от должности из-за двойного гражданства
Спортсмены и тренеры Сахалинской федерации дзюдо выступили на крупных соревнованиях
Спортсмены и тренеры Сахалинской федерации дзюдо выступили на крупных соревнованиях