Раскол в среде КМН Сахалина - борьба за традиции или за миллионы?

Раскол в среде КМН Сахалина - борьба за традиции или за миллионы?

В областном центре прошел внеочередной съезд представителей коренных этносов

Сегодня в Южно-Сахалинске состоялось мероприятие, которое одни называют внеочередным съездом представителей коренных малочисленных народов севера Сахалина, а другие – сбором единомышленников, не имеющих право высказываться за всех членов сообщества КМНС.

Организаторы, анонсируя мероприятие, говорили, что планируют обсудить проблемы и пути их решения в сфере социально-экономического положения аборигенов, а также меры по объединению народов с целью остановить раскол в обществе КМНС. Участие в съезде должны были принять более 50 делегатов от нивхов, уйльта, эвенков и нанайцев из районов Сахалина и столицы области.

Впрочем, остановить раскол в сообществе КМНС сбор не смог, скорее, даже наоборот – он подчеркнул его глубину.

Сегодня в области есть две группы членов коренных этносов, которые не могут найти взаимопонимания. Первую возглавляет Алексей Лиманзо, вице-президент Ассоциации КМНС Сибири и Дальнего Востока, во вторую входят сторонники Регионального совета уполномоченных представителей КМНС Сахалинской области. Оба клана, надо сказать, провозглашают примерно одно и то же – защиту интересов коренных этносов, сохранение традиционного уклада и прочее. Но договориться они не могут. В 2013 году, когда Алексей Лиманзо проводил аналогичное мероприятие, председатель регионального совета Федор Мыгун подписал обращение, в котором обвинял Лиманзо в дестабилизации ситуации, нагнетании конфронтации в среде КМНС и политических амбициях – он три раза баллотировался на должность (оплачиваемую) представителя КМНС в областной думе, но каждый раз не добирал голосов.

Тот съезд признали нелегитимным, и у нынешнего мероприятия, скорее всего, та же участь.

Один из организаторов встречи - Алексей Лиманзо говорит, что это единственная возможность в преддверии формирования нового правительства региона донести до властей свою точку зрения, что целевая программа "Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области на 2012-2016 годы" фактически провалена, а условия жизни КМНС постоянно ухудшаются.

Хотя на съезде  зарегистрировался 51 участник, было ощущение, что не все четко понимают, зачем собрались. Нет, они голосовали за какие-то резолюции, которые не разъяснялись, путались - какого цвета мандаты поднимать при голосовании.

- Нам нужно 200 млн. Кто за? – говорили организаторы.

И все единогласно голосовали за 200 млн. 

На встрече говорили о старых проблемах коренных народов. О том, что среди представителей малых этносов очень много безработных, что условия их жизни, в подавляющем большинстве, хуже, чем у других сахалинцев – большинство живет в ветхом жилье, в вымирающих неперспективных селах, а это убивает всякую надежду на переезд в новые дома. Кстати, при этом численность КМНС в области постоянно растет. Но что толку, если родной язык дети не изучают, не могут вести традиционный уклад. Рыбопромысловые участки родовые хозяйства не получают. И между представителями КМНС и правоохранительными органами идет перманентная перепалка, в ходе которой первые обвиняют власти в уничтожении традиционного образа жизни, а вторые первых, что под маской рыболовства идет настоящее браконьерство и квоты КМНС получают люди отношения к родовым хозяйствам не имеющие.

В общем, все эти вопросы поднимались много раз. И не только сторонниками Лиманзо.

Но почему же представители коренных этносов, которых на Сахалине всего чуть больше 4000 человек, не могут договориться? И тут есть версия, что дело, на самом деле, в деньгах. Съехавшиеся на нынешнюю встречу утверждают, что решения, касающиеся жизни КМНС, принимает небольшая группка чиновников, которым власть дала должности и зарплаты взамен на полную лояльность. Например, Екатерина Королева, представлявшая в думе КМНС потом перешла на работу в правительство области, а ее сменил, и уже второй срок сидит в облдуме Владимир Агнюн. И что помощь КМНС если и идет, по только по определенным адресам, а все остальные выживают, как могут.

Вообще, тема помощи КМНС запутана и сложна. В 2005 году появился план, разработанный в рамках трехстороннего соглашения о сотрудничестве между правительством области, Региональным советом уполномоченных представителей КМНС Сахалина и компанией Sakhalin Energy.

План появился не вдруг. 2004 и 2005 годы ознаменовались протестными выступлениями представителей КМНС, они даже перекрывали на время федеральную трассу, привлекая внимание к своим проблемам. У Алексея Лиманзо в той истории была достаточно яркая роль – он был одним из самых заметных участников протеста.

Было решено, для поддержки традиционной экономической деятельности коренных народов Севера Сахалина, а также для решения проблем занятости и экономического развития, разработать специальный план содействия. Для финансирования выбраны следующие направления: здравоохранение, образование, культура, обучение. Бюджет программы социального развития на первый пятилетний период составлял 300 тыс. долларов США, на второй - уже 312 тысяч долларов. Сумма достаточно большая, чтобы за нее побороться, но недостаточно большая, чтобы хватило на всех. Кстати, именно сейчас формируются предложения, которые лягут в основу третьего Плана. И, скорее всего, бюджет опять будет чуть увеличен.

В рамках плана выделяли стипендии студентам, выпускались книги, в том числе и первый в истории букварь языка народа уильта, и многое другое.

После реализации первого пятилетнего Плана, рабочая группа по составлению второго Плана содействия внесла предложение, что родовые хозяйства нужно не кормить безвозвратными субсидиями, а приучать брать кредиты, пусть и под минимальный (3%) процент. Так родилась программа микрокредитования. Деньги на это основной спонсор «Сахалинская энергия» переводил в фонд "Батани". Куратором программы микрокредитования стал Алексей Лиманзо. К этому фонду у других представителей малочисленных этносов есть вопросы.

- Мы получили отчеты по всем программам Плана содействия, - говорит Зоя Роник, член правления Высшего органа Плана содействия. – Но по программе микрокредитования его до сих пор нет. Мы получили табличку, в которой указано, кому и сколько направлено, но нам нужна не табличка, а финансовые документы – платежные поручения, подтверждающие, что деньги отправлены родовым хозяйствам, и что их вернули. Их так и нет.

С этой программой кредитования вообще получается интересно. «Сахалинская энергия»  переводит деньги в «Батани», фонд выделяет займы родовым хозяйствам, а сам живет на проценты.

- Лиманзо отчитался по нулям, - говорит Зоя Роник. - То есть каким-то странным образом денег в фонде не оказалось. Они потрачены.

Скандал с деньгами «Батани» вышел в интернет. Зоя Роник написала о нем на сайте общественной организации "КыхКых".

Алексей Лиманзо все обвинения отвергает. Говорит, что никаких публикаций, обличающих его, не читал, но, даже если они и есть, то не имеют под собой основания.

На самом деле, судя по всему, к Лиманзо, как управляющему программы микрокредитования, у основного спонсора «Сахалинской энергии» претензий нет. По крайней мере, astv.ru об этом ничего неизвестно.

Впрочем, возможно отсутствие претензий можно объяснить и другими обстоятельствами. Дело в том, что очень часто лагеря КМНС обвиняют друг друга в клановости. И Алексей Лиманзо - особенно частый объект критики. Председателем комитета программы поддержки малочисленных народов – того самого органа, что утверждает смету расходов фонда "Батани", является родной дядя Алексея Лиманзо - Ким Лиманзо, который  является еще и председателем кредитного совета программы микрозаймов "Сахалинской  Энергии". Группу по взаимодействию работы с коренными народами "Сахалинской энергии" возглавляет двоюродная сестра Лиманзо Юлия Завьялова. Еще одна сестра Алексея - Светлана Санги является координатором Плана содействия.

Впрочем, самым главным человеком в клане является дядя Алексея Лиманзо писатель Владимир Санги. Он безусловный моральный авторитет, символ всех коренных этносов Сахалина. Он известен далеко за пределами области и даже России. 80-летний юбилей писателя отмечали в штаб-квартире ЮНЕСКО, в Париже.

Его поддержка очень сильно укрепляет позиции Лиманзо. Санги – фигура по настоящему знаковая. Он первый нивхский писатель, фактически основатель нивхской литературы. Нивхский алфавит, первый нивхский букварь  - все это заслуга Санги. Он, пожалуй, самый главный поборник восстановления традиционного уклада и доходит в этом едва ли не до крайностей. По его словам, коренные народы Сахалина переступили черту гуманитарной катастрофы и выйти из этого положения смогут только с помощью чрезвычайных мер - нивхи должны стать полноправными владельцами своих угодий. И это должно быть закреплено юридически. 

Не так давно его сын Руслан сменил имя. Владимир Санги сам провел обряд переселения душ по нивхскому обычаю народа нивхгун, и теперь в Руслана вселился дух, который является отцом матери Владимира Санги. Сам Санги является вождем племени Кетнивгун.

Авторитет Владимира Санги, поддерживающего «оппозиционеров», конечно очень укрепляет их позиции.

И тут уже мало кто вспоминает, что Владимир Санги, вообще-то, наполовину китаец. Отцом Владимира Санги был этнический китаец Ли Ман (Мен) Зю, который приехал в 30-х годах работать на Сахалин. Здесь у него родились трое детей (кроме Владимира, был еще Василий и дочь Нина). В 1938 году Ли Ман Зю был репрессирован, и сыновья приняли фамилию Санги.

А дочь стала Лиманзо. Позднее Нина вышла замуж за гражданина Кореи Ким Чун Гиль, у них родился сын Геннадий Лиманзо, отец Алексея. Геннадий женился на женщине, у которой пополам нивхской и корейской крови. Так что у Алексея Лиманзо - нивхских корней, не сказать, чтобы очень много.

Вообще, это замечательная иллюстрация ситуации – 4 тысячи нивхов, уильта, ороков, нанайцев не могут друг с другом договориться. Один за другим проходят съезды, которые признаются нелегитимными. За разговорами о коренном укладе угадываются большие деньги. А главным нивхом области стал китаец. 

Автор: Любовь Барабашова, 28 октября 2015, в 22:09 +21
Другие статьи по темам
Прочее

Главные сахалинские новости за день от astv.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день

Комментарии
Написано 28 октября 2015, в 22:22
Ст.26 Конституции Российской Федерации
1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Ст.71
В ведении Российской Федерации находятся:
в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
+4
Написано 28 октября 2015, в 22:46 Отредактированно 28 октября 2015, в 22:49
Владимир Санги сам провел обряд переселения душ ...
А что так можно?
переселите в меня... я тоже хочу кредит под 3 %
+7
Написано 29 октября 2015, в 08:30
Focus, Ага, им можно, сам присутствовал на этом действе. Больше похоже на маёвку, чем на шаманские камлания
+2
Написано 29 октября 2015, в 11:39
sasch, Лет десять назад прочитал о том, как шаманы убедили племена в необходимости мигрировать из района Тунгусски на тысячу км. После их исхода случился взрыв метеорита. Выписал по почте книжку Шаманы и шаманизм. Оказывается, шаманы - лучшие лекари-психотерапевты. Извлечением звуков добиваются того, на что современная медицина не способна. Был бы к ним доступ - многим безнадежным людям могли бы помочь. Имею ввиду тех, кто годами в неподвижности пребывает или отклонения двигательные имеет.
0
Написано 29 октября 2015, в 11:48
Андрей Кузьмин, Шаманизм не отвергаю.
Есть то, что люди использовали до массового захвата наукой плацдармов знания, с непререкаемым утверждением "не может быть".
Но сейчас больше процветает, как мне кажется, шарлатонизм.
Хотя уникумы ещё остались, найти трудно.
+2
Еще 5 комментариев
Написано 29 октября 2015, в 00:01
Люблю тебя. Читать и вообще. Народ спивается,тот который не выбрался. Какие хозяйства?... Кроме показных?.. А те кто выбрался говорят о хозяйствах,которые им не упали. Как дитя как минимум пяти национальностей без одной русской,ребята... Это цирк. Этнос сохраняют не на конференциях. Его сохраняют в семьях.
+11
Написано 29 октября 2015, в 00:48
Мария Денисенко, Этнос - это не только семья, но и часть общества. Например, русские традиции не только в семье, но и в обществе, в стране. У коренных народов тоже свои традиции, такие как религия, образ жизни, ремесла, питание и охота с рыбной ловлей. Сохранение некоторых обычаев напрямую связано с деятельностью органов власти, их помощью.
+3
Написано 29 октября 2015, в 07:25
Хороший пост.
Здесь конечно речь ни о каком сохранении этноса не идет.
Здесь идет борьба за миллионы. И Владимир Санги в ней не последний человек.
Вся семья замешана в этих делишках.
+5
Написано 29 октября 2015, в 08:31
Шикарный материал! автор 5+!
+2
Написано 29 октября 2015, в 20:24
student65, Не согласна с Вами. Нельзя знать человека заочно и писать такие материалы с чьих-то слов. Личность Санги выше и благороднее многих других, кто что-то пытается выступать от лица малочисленных и коренных НС. Я только могу согласиться только с тем, что присущий ему писательский талант и стремление к художественному творчеству иногда в реальной жизни мешают ему, но сказать, что он алчный человек - неправда!!!
0
Написано 29 октября 2015, в 09:16
легко, интересно и доступно написал автор) спасибо.
+1
Написано 29 октября 2015, в 10:39
У КМНС все расколы. Ссылка из истории: Участники семинара «Коренные народы и окружающая среда российского Дальнего Востока» (Южно-Сахалинск, 27-28 июня 1999 г.) были обеспокоены тем, что соглашение, подписанное Сахалинским Губернатором и Президентом Сахалинской АКМНС, не было опубликовано. Жители сел северо-западного побережья Сахалина, где также планируется разведочная работа на шельфе, обеспокоены тем, что консультация по проекту проводилась на частных встречах, в то время как на сельском сходе выразили категорический протест и собрали в его поддержку более тысячи подписей. Нельзя позволять «партнерствам» и «соглашениям» подорвать другие более демократичные формы участия общественности в проектах...
0
Написано 29 октября 2015, в 10:56
Есть у меня Резолюция
областной конференции «Традиционная хозяйственная деятельность коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области как основа сохранения этносов»
г. Южно-Сахалинск 27 - 28 ноября 2014 года. Толковые предложения в адрес ПСО. Исполнять не хотят - так получается?
0
Написано 29 октября 2015, в 10:59
Андрей Кузьмин, а можете мне ее переслать?
+2
Написано 29 октября 2015, в 11:06
Любовь Барабашова, А перешлю. Любопытный док. Прямое обращение в адрес ПСО-министерств с конкретными пунктами. Я лично смуту у них улавливаю из-за пункта: к региональному Совету уполномоченных представителей коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области:
1) оказать содействие в создании Союза родовых хозяйств и общин, национальных предприятий Сахалинской области;
2) инициировать при организации работы над Третьим Планом содействия развитию коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области процедуру избрания членов в управляющие органы, исключающую избрание членов, проработавших более двух сроков в Первом и Втором Планах. Во как, правление Планов. Что-то мы у них не улавливаем для понимания.
0
Написано 29 октября 2015, в 11:08 Отредактированно 29 октября 2015, в 11:08
отлично написано, на самом деле у так называемых аборигенов большая куча проблем! не только рыбные участки поделить не могут, но и лесные угодья, которые им должны принадлежать для ведения охоты и собирательства, лес делят меж собой капиталисты, рубят, валят, пилят, продают, а местным-шиш с маслом
0
Написано 29 октября 2015, в 11:44
Сандра Клайд, У них проблема одна - Администрация СО. Которая не желает исполнять норму федерального закона по определению границ их земель исторического образа жизни и традиционного природопользования.
+2
Написано 29 октября 2015, в 11:54
Андрей Кузьмин, тут не только вина ПСО, в среду аборигенных народностей вжились мафиозные кланы, которые под прикрытием лидеров родов хозяйничают на территории компактного проживания этих людей, и им выгодно их ссорить.
0
Написано 29 октября 2015, в 17:44
Сандра Клайд, А я за них особо не переживаю. Они со времен египетских пирамид на Сахалине. Все власти пережили. И нас переживут. У них традиции. Законов с юристами нет.
0
Написано 30 октября 2015, в 11:28
а мне кажется надо каждому представителю от каждой народности или даже деревни собраться, хотя их тяжело на это поднять. И всем представителям, минуя Санги и Лианзо, выбрать старейшину и чтобы он уже представлял их. Защищал их интересы. А по фотографии Лианзо вообще я думала, что он кореец. И пусть отчитаются со всеми финансовыми бумагами о потраченных миллионах. Я помню как один год коренные народности не могли заготовить даже рыбу, им квоты вроде как не выделили и посчитали их браконьерами. Бедные, они чуть не остались без запасов на зиму.
0
Написано 31 октября 2015, в 10:40
karina62, Так у них раскол по этой линии и идет: между аборигенами-северянами и городскими-южанами. У городских иные ценности, свои интересы. Это следствие любой представительной демократии.
0
Написано 2 ноября 2015, в 14:26
главный нивх-китаец-ржу не могу......
0
Написано 4 ноября 2015, в 11:43
Да красивые проблемы и полиция виновата и квоты родовые хозяйства не получают. Да пусть скажут что полицию придерживают и не дают ей прекратить браконьерство, хотя давно уже пора. На примере Чирв-Унд, при подьезде к посёлку приходится закрывать окна в машине, несёт тухляком то есть могильник поротой рыбы и самцов. По словам тех же жителей за путину, кто не ленится зарабатывает на шикарный автомобиль. В итоге до пгт. Тымовск доходит 10 самцов и 1 самка. а рыбо развод не получает в полном обьёме икру на инкубацию. Так что зря они жалуются живут не плохо, средняя семья имеет лодку под мотором, уазик для вывоза икры с речки и машину для поездки семьёй в Тымовск.
+2
Написано 4 ноября 2015, в 22:34
квартирный вопрос испортил москвичей а рыбный - нивхов
0
Написано 5 ноября 2015, в 12:41
Гыыыыы :))) А как же : "У нивхов, чья жизнь во
многом зависела от суровой природы, особенно поощряются такие качества, как
доброта, самопожертвование, взаимопомощь. Общинным нивхам было бы тяжело,
если бы в людях эти качества почему-либо притупились." В.Санги "Легенды Ых-мифа" "Таинственные страницы"
+2
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии пожалуйста зарегистрируйтесь или войдите
Профессиональный спортивный клуб «Сахалин» обыграл "Строителя"
Профессиональный спортивный клуб «Сахалин» обыграл "Строителя"
Экзамены в ГИБДД усложняются
Экзамены в ГИБДД усложняются