Трасса Пригородное-Новиково для жителей окрестных сел - дорога жизни. Это единственная артерия, которая связывает небольшие населенные пункты и заканчивается в Новиково.
Население села - около пятисот человек. Молодежи немало, вот только работы нет. А ездить в город каждый день могут только те, у кого есть личный транспорт. Потому что общественный приезжает сюда всего три раза в неделю - четверг, пятницу и воскресенье.
- Автобусов нет, работы нет. Как люди хотите, так и живите. Конечно, нам нужна дорога, у всех семьи, дети, работать надо, а как на работу выехать? Я лично добираюсь на попутках, чтобы на работу ездить, троих детей троих прокормить. Зимой еще хорошо хоть медведей нет, а сейчас они бродят, попробуй выйди, полови попутку, - рассказывает жительница села, год назад приехавшая из Донецка.
- Надо, чтобы участковый был у нас здесь, чтобы он смотрел за передвижением тяжелой техники, а то сейчас рыбалка началась, здоровая техника ездит прям до магазина, они тут вообще не должны ездить. И дорогу бьют напрочь, - продолжает другой житель.
- Ну а где такие миллиарды взять, когда только в один перекресток 200 миллионов вложили, а ему цена 5 миллионов от силы. Надежды нет уже, конечно. Обещали поликлинику 4 года назад, до сих пор обещаниями кормят, - добавляет другой.
А скорая помощь едет из Корсакова по такой дороге почти два часа. Расстояние от портового города до Новиково - больше 70 километров. В селе на экстренный случай есть свой фельдшерско-акушерский пункт.
Держится местный ФАП на энтузиазме заведующей. Она приехала сюда три года назад. Первое время жила в физиокабинете - жилье не могла найти, сейчас снимает квартиру. А работать приходится с включенным летом обогревателем в кабинете. Часть помещений рушатся, полы проваливаются.
- С квартирами здесь проблемы, предлагали как-то жилье, но там выбитые косяки, оборванная проводка. Должны для медиков держать квартиру, чтобы она была в нормальном состоянии, - рассказала Галина Павленко, заведующая фельдшерско-акушерским пунктом.
Само здание очень большое, но ему требуется ремонт, либо нужно возводить новый ФАП. По информации правительства области в этом году построят порядка 16 ФАПов в населенных пунктах Сахалина. На эти цели из регионального бюджета будет выделено 302 миллиона рублей. Но села Новиково в списке нет. Как и Озерского. Видимо, в такую даль чиновники не заезжали. Хотя расстояние от Корсакова до Озерского меньше 31 километра.
- Человек, которому понадобилась помощь "скорой", может просто может не дожить до этого времени, когда она приедет, что, кстати говоря, и бывает. Недавно похоронили человека - ему стало плохо, пока его довезли, он умер. Ехала бы машина быстрее, может, и спасли бы. У нас каждый год одна и та же беда, когда идет дождь, то у нас грязь. Когда дождя нет, окна не откроешь дома - пыль, - рассказывает житель Озерского Игорь Таран.
А вот, что по этому поводу говорит Дмитрий Юфин, вице-мэр Корсаковского района:
- В селе Озерском мы ведем проектирование улицы Центральной на всем протяжении - это два с половиной километра, проектная документация на выходе, ее мы должны были получить 10 марта по условиям договора, сейчас ведется претензионная работа с подрядной организацией - это Иркутск нас подводит.
Пока прогнозы местной администрации в отношении этого небольшого участка вполне оптимистичны. В сентябре-октябре обещают заключить контракт на выполнение работ. А вот об асфальтировании всей дороги Пригородное - Новиково речи не идет. По словам вице-мэра, они не в силах привести в порядок даже дорогу до Озерского - нужны слишком большие деньги. Нужна помощь региональных властей. А пока, говорят, работы грейдеров вполне хватает для проезда.
- Дорогу в одном месте только перемывает, но не более 10 сантиметров. Это Корсаков-Новиково на 60-м километре, но в рамках содержания мы это быстро устраняем, - рассказал Юрий Шишменцев, директор МУП "Корсаковское ДРСУ".
В администрации даже боятся предположить, сколько на асфальтирование всей дороги Пригородное-Новиково нужно сотен миллионов рублей. Ведь на ремонт 2-х километров местная мэрия тратит миллионы. Камнем раздора для чиновников и общественников стала объездная дорога, что в Пригородном.
Эта история берет свое начало еще с 2004 года. Тогда было подписано соглашение между инвестором - одной из нефтяных компаний, администрацией Корсакова и компанией-подрядчиком. Чтобы построить объездную дорогу, одна из нефтегазовых компаний выделила большие деньги. Но сколько конкретно, администрация Корсакова уже запамятовала.
- Администрация не участвовала в финансировании этих работ, поэтому точное количество денег я сейчас не готов сказать, сколько было затрачено.
- То есть вы не знаете сколько было потрачено денег, являясь заказчиком?, - спрашиваем мы.
- Я не могу сейчас ответить на этот вопрос, - комментирует ситуацию Дмитрий Юфин, вице-мэр Корсаковского района.
Но корсаковцы стали поднимать документы, по ним на строительство участка дороги протяженностью 9 километров было выделено почти 670 миллионов рублей.
В 2006 году было два варианта - либо привести в порядок старую дорогу вдоль завода СПГ и отремонтировать мост, либо сделать объездную дорогу, построить мост через реку Мерия. Администрация выбрала второй вариант. К 2009 году здесь построили мост и отсыпали дорогу, часть полотна заасфальтировали. Стоимость только одного моста - 109 миллионов рублей. И на этом работа встала - якобы из-за того, что при отсыпке подходов к мосту началось смещение его опор в русло реки на недопустимые расстояния. Объект в эксплуатацию так и не был введен.
- Куда же дели деньги? Прокуратура говорит, что деньги это небюджетные, поэтому они этим вопросом заниматься не должны, но деньги эти ведь от раздела продукции, то есть даром никто не дает. Огромные деньги уходят неграмотно, отсутствие профессионализма, отсутствие ответственных за это дело. Главное, доложили, что делают, чтобы народ успокоить. Моя рекомендация - это сделать вневедомственную комиссию и, наконец, разобраться, - говорит Юрий Яницкий, член регионального общественного совета по противодействию коррупции в Сахалинской области.
По словам местных жителей, объездную дорогу администрация решила делать, потому что в планах было строительство парковки для машин и обустройство пляжа, для этого старую дорогу хотели закрыть. Но недавно общественники узнали, что теперь в планах - ремонт старой дороги.
В администрации подтвердили - результаты проектирования будут в январе 2016 года. Инвестор вновь готов выделить на эти цели до 10 миллионов долларов. Попутно региональное правительство заявило о готовности выделить средства на капремонт старого моста.
- Куда они ушли, 669 миллионов? Вот будем искать, одни под ковром, другие в стройках прячут. Я думаю, что разберется новый губернатор, я на это очень надеюсь во всяком случае, - разводит руками Юрий Яницкий.
Интересно, а эти тоже припрячут? http://rosavtodor.ru/activity/123/14877.html
Юфин уж точно знает, куда девались деньги.
А вот прокуратура не хочет проводить проверки, так как все повязано.
Пока Лада в отпуске распустились там совсем.