
Убойная красота
Как же это, друзья?
Человек смотрит на вишни в цвету
А на поясе длинный меч!
Мукаи Кёрай (1651 – 1704)
У нас очередной циклон и предстоящие долгие праздничные выходные... Коль погода не позволит проводить время за пределами дома, я подумал, что кому-нибудь покажутся интересными мои увлечения и собрания... Сегодня я открываю вернисаж по описанию цуба из моей коллекции.
А в качестве анонса блогов, я покажу Вам замечательную цуба . Красота неписанная...Только не забывайте, что это красота принадлежит очень серьезному оружию несущему смерть врагу... Цуба имеет две стороны, но главная одна (лицевая) и обращена она к рукояти меча... Дело в том, что самураи носили мечи (чаще два)за поясом рукоятью вперед...только так можно было и похвастать этим произведением искусства...
Мы привыкли видеть румяного Дедушку мороза и внучку его Снегурочку, а вот японцы верят в то, что счастье, достаток и мудрость принесут семь богов счастья. Такарабунэ - дословно переводится как "корабль сокровищ", корабль, на котором приплыли в XV веке в Страну Восходящего солнца семеро китайских мудрецов из бамбуковой рощи. В канун Новогодних праздников волшебный корабль сокровищ такарабунэ вошел в порт и высадил на берег недалеко от Киото семь богов счастья. Семь богов готовы наделить счастьем любого, существует поверье: если изображение такарабунэ положить в новогоднюю ночь под подушку, то следующий год будет удачным. В новогодние праздники японцы совершают мэгури - паломничество по семи храмам, каждый из которых посвящен одному из семи богов счастья. Там они приобретают статуэтки этого кораблика, ведь корабль сокровищ нагружен не только золотом и рисом, но и мудростью, долголетием, здоровьем и удачей. На цуба есть и иные символы: волны, журавль, черепаха...которые также желают мудрости, долголетия и силы владельцу -Г.С.) Если ночь на 2 января с корабликом под подушкой прошла спокойно, то наступивший год будет счастливым и благополучным... Если же сон не совсем удачен (у нас так точно, как мы отмечаем...) надо сжечь изображение кораблика (чаще рисунок) и развеять его над рекой/морем...Выход есть всегда :0))
Одним из моих увлечений, является изучение восточной истории, культуры, единоборств и совместных контактов с нашей Сахалинской областью..... Япония продолжительное время была закрыта для всего остального мира! И развивалась обособлено от всего другого мира. В силу этого менталитет, культура, понимание мира, привычки, традиции, религия Японии весьма индивидуальны и, на первый взгляд, не понятны, а порой просто выглядят смешно для понимания «европейского» «цивилизованного» человека. Но при более глубоком стремлении понять соседей нашей островной области, приходишь к мысли, что на Востоке люди более гармонично жили с природой, с миром, с вселенной. Завораживает их стремление сохранять древние традиции, почтение к предкам, к их истории какой бы она не была.
Россия в силу своей толерантности к традициям и обычаям других народов, всегда стремилась не воевать, а именно понять соседа. Конечно же если этот сосед не шел с мечом! Как правило с ним же и уходил, но при этом нес его уже в совсем другом месте тела, диаметрально противоположном от первоначального. За что честь и слава нашим Российским войнам, прадедам, дедам, отцам, братьям! И наша задача быть достойными этой чести!
Катана появилась в Японии в 710 г. Это меч с изогнутым лезвием выкованный из нескольких слоев металлических пластин. Прообразом японского меча был китайский прямой меч цзянь. С тех пор ни форма ни технология изготовления существенно не менялась.
Мечи вакидзаси и танто по сути являются укороченными вариантами катаны и объединяются под одним термином - катана. В современной Японии под словом катана понимается любой самурайский меч. (из коллекции автора)
Но Япония все же была более закрыта (период самоизоляции). И когда занавес все же открылся и Западный мир (в т.ч. и Россия) узнали Японию ближе, то естественно возник интерес к этой древней культуре.
Кодекс Бусидо очень напоминает, повторяет кодекс, правила поведения многих военизированных сословий практически того же времени истории развития мира в целом! Вспомните кодекс рыцарских орденов Европы. А если еще вспомнить системы подготовки воинов древней Русси – витязей, богатырей, казаков… но к печали в Европе и в России методики подготовки со временем были забыты, замолчаны, потеряны, а в Стране Восходящего солнца это до нашего времени бережно почитается и сохраняется!
Есть патриоты утверждающие, что в наше сложное время, период санкций и явной русофобии со стороны недругов, не стоит касаться тем зарубежных (вплоть до возвращения к изоляции). Я так не считаю. Дружите ли Вы с соседями или ссоритесь : всегда полезно знать о чем они думают,как поступают в том или ином случае, что ценят и что не принимают...
В 1875 году министр армии Ямагата Аритомо внёс предложение запретить ношение холодного оружия всем, за исключением военных действительной службы и полиции. Он обосновывал своё предложение необходимостью создания гражданского общества и движением к цивилизации: «Это вредный и дурной обычай, проистекающий из непонимания перемен в жизни и в организации армии и из того представления, что для самозащиты необходим меч». (переколотить на дуэлях цвет мужского населения - не самый лучший вариант, впереди милитаризация страны... - Г.С.)Этот проект лёг в основу указа о запрете мечей, который был принят 28 марта 1876 года. Официально постановление называлось «Запрет ношения мечей за исключением лиц в церемониальной одежде, военной или полицейской униформе»:Этим провозглашаем, что отныне запрещается носить мечи, за исключением лиц в церемониальной одежде, а также в устоявшейся для военных и полицейских униформе. Мечи нарушителей будут конфискованы. Указ был воспринят в самобытной Японии в штыки...десятки народных восстаний, сотни тысяч недовольных... Проигравших сражения самураев, кстати, направили "осваивать" о.Хоккайдо 7 пехотная дивизия из их потомков самая боевая в стране до сих пор. Они же пытались "колонизировать Сахалин (дважды)-Г.С.
На снимке: армейский меч европейского образца «Кю-гунто» (оригинальное название оружия на японском языке; ), образца 1886 года (тип 19) и Син-гунто (с яп. — «новый военный меч») — японский армейский меч, созданный для возрождения самурайских традиций и поднятия боевого духа армии. Из коллекции автора.
Катана это не просто самурайский меч, а часть японской культуры. Меч катана был одним из священных символов императорской власти в Японии. Некоторые ритуалы были напрямую связаны с самурайским мечом. Так к примеру если самурай хотел подчеркнуть свои миролюбивые намерения он вешал катану на правый бок (так сложнее достать его из ножен), катана на левом боку означала, что самурай готов к бою.
Японские мечи созданные на основе катаны имеют собственные названия:
Катана - изогнутый самурайский меч. Основное оружие самураев в бою. Право ношения имели только самураи.
Тати - меч богатых самураев и придворных, по структуре практически полностью повторяет катану, но имеет большую длину клинка и изогнутость. Это обусловлено тем, что знатные самураи воевали на лошадях и увеличенная длина была нужна для того чтобы доставать до пригнувшихся противников, а большая изогнутость нужна для нанесения рубящих ударов. С лошади наносить колющие удары нет смысла. Меч Тати почти всегда имел большее количество декоративных элементов.
Вакидзаси (вакидзаши) - парный меч к катане или тати. Вакидзаси в отличии от катаны могли носить не только самураи. Применялась для совершения ритуального самоубийства сеппуку.
Танто - или боевой нож, в основном применялся для самообороны. Иногда шел парой к вакидзаси или катана, Клинок этого меча составлял от 28 до 40 см.
Кайкен - по сути небольшое танто, женский нож с прямым клинком 8-16 см.
Катана считается лучшим длинноклинковым оружием. Относительно небольшая масса, гибкость, и прочность катаны во многом превосходит даже знаменитый булат.
в строении меча много интересных (и даже украшенных) частей: это и цука (рукоять), и касира (навершие рукояти,, и менуки (украшение рукояти) , и сеппа(крепление цуба) ... Почему же, все-таки Цуба? Из коллекции автора)
Трудно сказать, откуда пришел этот стойкий обычай, но уже на протяжении целого тысячелетия клинки всех традиционных мечей (включая многие копья и нагина-ты) отделяются от рукоятки плоским диском. С одной стороны, классическая китайская сабля “дао” имеет круглую гарду, хотя и обведенную довольно широким пояском, с другой - знаменитый прямой меч “цзянь” оснащен обыкновенной крестовиной типа волн или рожек. Скорее всего, поперечная пластина пришла из Кореи, так как именно корейские мечи боле всего напоминают японские, в том числе и монтировкой. (Есть коллекционеры, считающие, что форму мечей (и многое во владении ими - Г.С.) японцы переняли у народа айну. Понятно, что эта версия сахалинцам ближе :0))
Цуба (?, или ?) - это, как правило, круглая (или иногда квадратная) гарда на конце рукоятки японского холодного оружия, такого как катана и ее разновидности, тати, вакидзаси, танто, нагината и т.д. Они способствуют балансировке оружия и защите руки. Цуба в основном предназначалась для предотвращения соскальзывания руки на лезвие при колющих ударах, а не для защиты от клинка противника. Защита чудан но камаэ определяется цуба и изгибом лезвия. Диаметр средней катаны цуба составляет 7,5–8 сантиметров (3,0–3,1 дюйма), вакидзаси цуба - 6,2–6,6 см (2,4–2,6 дюйма), а танто цуба - 4,5–6 см (1,8–2,4 дюйма).
В течение периода Муромати (1333-1573) и периода Момояма (1573-1603) Цубы использовались больше для функциональности, чем для украшения, поскольку изготавливались из более прочных металлов и узоров. Во время периода Эдо (1603-1868) в Японии царил мир, поэтому цуба стала более декоративной и изготавливалась из менее практичных металлов, таких как золото.
Цубы обычно изящно украшены и в настоящее время являются предметами коллекционирования. Цуба изготавливались целыми династиями мастеров, единственным ремеслом которых было изготовление цубы. Обычно они были богато украшены. Помимо того, что они были предметами коллекционирования, они часто использовались как семейные реликвии, передаваемые из поколения в поколение. Японские семьи с самурайскими корнями иногда украшают свой фамильный герб (mon) на цубе.
Цуба с моном периода Эдо железная с надписью «Тэйдзи» «Камон водяной знак»
Цубу можно найти из различных металлов и сплавов, включая железо, сталь, латунь, медь и сякудо. В поединке два участника могут сцепить свои катаны вместе на острие цубы и надавить, пытаясь занять лучшую позицию для нанесения удара противнику. Это известно как цубазериай (?????, букв. толкающие цубу друг к другу). Цубацериай - обычное зрелище в современном кендо.
В современном японском языке tsubazeriai (? ? ? ? ?) также означает "вести жесткую конкурентную борьбу".
Мастерство изготовления цуб в Японии было передаваемым по наследству ремеслом. Кодекс Бусидо порицал ношение самураем колец, серёг и прочих украшений. Однако самураи нашли выход из положения, украшая ножны и цубу (по идее слова «цуба»не склоняется, но Вы читаете на русском, а у нас правила грамматики диктуют склонение) . Тем самым, без формального нарушения кодекса, самурай показывал свой вкус и богатство. Особенно когда начало развиваться разделение принципа дайсё (двух мечей) на боевые и церемониальные.
С каждодневной и церемониальной одеждой самураи носили парадный дайсё и тут уже в полной мере в цубах нашло отображение богатая фантазия цубако (мастеров по изготовлению цуба). Особенно это видно по ажурной прорезной работе мастеров. Такая работа называлась “сукаси” (Sukashi)
Тем самым, без формального нарушения кодекса, самурай показывал свой вкус и богатство.
Давайте поговорим об "устройстве" цубы.
Самыми заметными деталями в абрисе любой цубы являются: овальная площадка “сэппа-дай” (Seppa Dai) в центре, а также окна “когай-ана” и “козука-ана”, предназначенные для выхода рукояток ножа когатана и шпильки когай, дабы владелец имел возможность извлекать их, не выдвигая клинка. “Ана” - отверстие, иногда называемое также “хицу” (Hitsu), то есть “прорезь”. Соответственно, вы можете встретить термины “когай-хицу” и “козука-хицу”, а также обобщающее понятие “р-хицу” (Rio Hitsu), что подразумевает оба окна сразу. Правда надо отметить, что часто одно из окон или оба сразу заделаны медной (”суака”) либо оловянно-свинцовой (”савари”) пломбой, именуемой “хицу-умэ” (Hitsu Ume). Так поступали в тех случаях, когда старая цуба монтировалась на катана. При этом когай-ана становилось ненужным, ибо ножны катана лишь изредка оснащались ножом когатана, и никогда - когай.
Да, была еще мими (окантовка краев у цубы) - ее тоже надо указать.
Самыми заметными деталями в абрисе любой цубы являются: овальная площадка «сэппа-дай» в центре, а также окна «когай-ана» и «козука-ана», предназначенные для выхода рукояток данных предметов, чтобы владелец имел возможность извлекать их, не выдвигая клинка. «Ана» — отверстие, иногда называемое также «хицу», то есть «прорезь». Вы можете встретить термины «когай-хицу» и «козука-хицу», а также обобщающее понятие «рё-хицу», что подразумевает оба окна сразу.
Детали гарды (цуба)
Хира («плоское тело») — часть гарды между мими и сэппадаи.
Мими — ободок.
Сэппадаи («позиция для шайб») — место для шайб сэппа. Овальная часть гарды вокруг отверстия для хвостовика. К этому месту прилегают две шайбы (сэппа) между гардой и клинком и гардой и рукоятью. Когда гарда находится на мече, сэппадаи полностью скрыта от глаз. Обычно совершенно непримечательная, за исключением подписи, она часто представляет собой слегка выпуклый правильный овал.
Цуба в форме 16 лепестковой хризантемы ???? кику-но гомон) — символ в виде жёлтой или оранжевой 16-лепестковой хризантемы. Осеннее цветение хризантем отмечают по всей Японии в сентябре. Хризантема цветет в течение длительного периода и ассоциируется с чистотой и долгой жизнью. С XIII века 16-лепестковая хризантема является эмблемой (моном) японского императора. и членов японской императорской семьи. Кикку-гата - цубы в виде цветка хризантемы. Довольно редкий вид.
Накаго-ана — отверстие для хвостовика. Отверстие в центре гарды, через которое проходит хвостовик полосы меча.
Удэнуки-ана — отверстия для темляка. На некоторых гардах бывает два отверстия различного размера. К ним крепился темляк.
Сэкиганэ — заполнитель. Металлический заполнитель, используемый для того, чтобы подгонять размер отверстия для хвостовика к конкретной полосе меча и обеспечивать его фиксацию. Эти отверстия встречаются на железных гардах и говорят о том, что это ранняя гарда. Заполнитель используется и в рё-хицу.
Когай хицу-ана — отверстие для когай. Это отверстие часто бывает в форме половины четырехлепесткового цветка.
Кодзука хицу-ана — отверстие для кодзу-ки. Это отверстие, расположенное напротив когай хицу-ана, предназначено для рукояти ко-гатана. Отверстие часто имеет форму половины луны. Вместе когай хицу-ана и кодзука хицу-ана называются рё-хицу
Цуба обычно имеет форму диска. Исключение составляют только гарды древних мечей, которые имеют форму небольшой крестовины и называются сито-ги (по форме напоминающие жертвенный рисовый пирог Синто, откуда и пошло название). Такие гарды встречаются также на некоторых парадных типах тати. Попадаются чашевидные гарды, но довольно редко.
Размеры у всех цуб были разными, но все-таки можно сказать, что в среднем диаметр цубы у катаны примерно составлял 7,5-8 см, у вакидзаси – 6,2-6,6 см, у танто – 4,5-6 см. Метал, который чаще всего использовался- это железо и медь. Хотя,возможны и варианты. Например, знаменитый сплав “ся-кудо” (Shakudo), включающий до 70% золота. Также медно-серебряный “сибуити” (Shibuichi) и медно-цинко-свинцовый “сэнтоку” (Sentoku).
Нетрудно заметить явные отличия их просвета: козука-ана всегда овально, тогда как когай-ана имеет вид трилистника. Но это классика, и большое количество цуб продырявлены двумя одинаковыми окнами той или иной конфигурации. Изредка встречаются произвольные контуры треугольного, квадратного либо вообще фривольного очертания. Если цуба предназначалась только для тати, она вообще не имела окон.
Цуба самая крупная из моей коллекции. Железная диаметром около 10 см. Изображение одно из первых: два журавля, бамбук, текущая вода...
Цуру-мон?? - журавль – символ долголетия. Журавль — один из самых популярных мотивов в японском искусстве. Считается, что журавли образуют пару на всю жизнь и часто появляются в поэзии и искусстве в связи со свадьбами, романтикой и любовной тоской. В японской культуре журавль – почитаемая птица, символизирующая бессмертие, процветание и семейное счастье.
Такэ-мон??, Саса-мон ?? – бамбук – символ вечной молодости и неукротимой силы. Выносливые стебли бамбука гнутся на ветру, но не ломаются, что делает их мощным символом силы и стойкости. Быстрый рост растения также ассоциируется с процветанием, а прямые побеги используются в поэзии как знак верности.
Сухама-мон ???, Нами-мон?? - волны – символ славы и морской боеспособности.
"Большой тати"носимый на спине или просто в руке назывался Одати, появился в период Намбокутё (1333-1391 годы) и просуществовали приблизительно до 1615 года, когда после войны между Токугава Иэясу и Тоётоми Хидэёри правительство издало указ об ограничении длинны меча.
Длина типичного одати колеблется между 160 и 180 см (длина лезвия — 120–150 см). Такой огромный меч было неудобно носить за спиной и невозможно было быстро вытащить из ножен, потому его зачастую просто носили в руке. А в XIV–XVI веках за самураем следовал оруженосец, помогавший извлечь одати из ножен в нужный момент. Вполне вероятно, что меч предназначался не столько для пехотинца, сколько для конного воина: его длина непригодна для ближнего боя, а вот вооружённый одати всадник мог поражать пехоту, не опасаясь быть сбитым с лошади.
Цубы, изготовленные специально для катан, имеют единственное окно козука-ана с внутренней стороны. Довольно часто одно из окон или оба сразу заделаны медной («суака») либо оловянно-свинцовой («савари») пломбой, именуемой «хицу-умэ». Абсолютно непонятно, зачем это делалось, точнее — почему кто-то когда-то изготовил большую цубу для длинного меча с обеими окнами. Уж либо вообще без них, либо только козука-ана.
Точно посередине мы видим клинообразное окно накаго-ана, через которое проходил накаго — хвостовик меча. Чтобы цуба не вихляла на клинке, если окно чуть большего размера, нежели хвостовик, в нижний и верхний углы накаго-ана обычно вбиты кусочки мягкого цветного металла (латунь, медь). Слегка подпиливая или расплющивая податливые фрагменты, мастер обеспечивал индивидуальную подгонку данной цубы к данному мечу. Назывались такие вкладки «кути-бэни».
Следующая железная цуба тоже не рядовая... У неё есть отверстия в нижней части под темляк...Удэнуки-ана — отверстия для темляка. На некоторых цубах бывает два отверстия различного размера. К ним крепился темляк.
Продолжение следует...
+7-962-125-15-15