История одного гранта или путешествие Музея занимательных наук по сёлам Сахалинской области

История одного гранта или путешествие Музея занимательных наук по сёлам Сахалинской области

Завершается очередной этап проекта при поддержки Фонда президентских грантов "Путешествие Музея занимательных наук по сёлам Сахалинской области" реализованный автономной некоммерческой организацией по популяризации и визуализации школьных наук среди детей и молодежи "Живая наука".

Музей подвит итоги проекта, позволившего провести экскурсии в сельских школах 8 районов области: Анивского, Долинского, Невельского, Холмского, Углегорского, Корсаковского, Макаровского и Ногликского. 

25 февраля в Сахалинской областной научной библиотеке состоялось отчётное  мероприятие по проекту.

  • Около 5200 школьников посетили музей 
  • продолжительность проекта 14 месяцев
  • время прибывания в музее от 45 минут до 4 часов
  • роздано около 600 экземпляров конкурсных задач
  • 45 участников конкурса задач, в том числе 16 победителей
  • 102 познавательные книги отданы в школьные  библиотеки 

 

Как всё начиналось

Задумали мы музей занимательной науки ещё в 2015 году. Поддержки со стороны властей тогда добиться не удалось, но неожиданно на помощь пришел сахалинский бизнес. И в 2017 году в Сити-Молле открылся большой Музей. Но он оказался нерентабельным. Да и детям из отдалённых сахалинских сёл он был недоступен. Поэтому мы решили: раз вы не идёте к нам, то  мы приедем к вам!

В 2018 году мы - АНО "Живая наука" выиграли грант правительства Сахалинской области. И очень своевременно. В том же году стационарный Музей занимательной науки окончательно проиграл экономическую битву и был закрыт. Благодаря гранту, был создан мобильный музей занимательных наук. Получили тогда 400 тысяч рублей, большая часть из них ушла на создание экспонатов. Охватили 9 сёл. Сами поездки были не очень эффективные, потому что мы ездили летом по домам культуры, детей собрать было трудно. Но мы сделали музей – готовую экспозицию, которую можно было показывать. И получили неоценимый опыт. Теми поездками мы охватили чуть меньше 1000 человек. Основная масса приходилась на сёла Синегорск и Озёрское. Туда мы приезжали в мае и сентябре. И просто застали детей в школе. Это значительно эффективней, когда их централизованно приводят учителя. И дети более организованные, настроенные на учёбу, лучше слушают. И нам удобнее. Мы решили продолжать и наращивать объёмы.

Где взять средства для осуществления нашей идеи? Мы стали писать заявки в фонды по финансированию различных проектов. 2019 год стал для нас годом грантовых заявок, всего их было восемь. Написали заявку и на областной грант, но не выиграли её. В фонд президентских грантов мы писали трижды. По началу казалось страшно, но на деле оказалось не очень сложно. Выходили на сайт фонда президентских грантов Российской Федерации.  На нём может зарегистрироваться кто угодно, заполнить форму и участвовать в конкурсе. Мы писали заявки, переписывали, смотрели обучающие видео от фонда, и снова переписывали. Хорошо, что работает ресурсный центр НКО при Общественной палате Сахалинской области. Там есть люди, которые помогают некоммерческим организациям  юридически, словесно, советами. Объясняют куда бежать, что делать. Они же обычно устраивают семинары по написанию грантов. Там же можно узнать, когда и какие конкурсы проводятся. Посмотреть все таблицы с названиями грантов, определиться, где можно поучаствовать. Мы ходили на их семинары, спрашивали советы. По их советам опять переделывали заявки.

И вот с третьего раза у нас получилось! Ездить по нашим дорогам в отдалённые уголки без собственного транспорта было бы совсем невозможно. Но на покупку транспорта грантовые деньги обычно не выделяются. Нам говорили – это нереально. В фонде президентских грантов мы узнали, что заявки с крупными покупками проверяются особенно тщательно. Если давать легко, то люди начинают этим пользоваться. Хотят машину, придумывают под неё проект, и получают. Под недвижимость вообще запрещено давать грантовые деньги. Необходимость покупки транспорта надо очень сильно обосновать. В нашем случае мы не могли без транспорта. Мы не можем ездить общественным транспортом. Потому что, например, в сёло Новиково – автобус ходит три раза в неделю. Груз объёмный, разместить его теоретически можно, а практически очень сложно. В аренду взять машину мы тоже не можем, потому что такому транспорту запрещается с асфальта съезжать, а в те места, куда мы едем, асфальта нет. В заявке мы так и написали – не будет машины – не будет проекта.

И на этот раз выиграли, несмотря на то, что в нашу победу не верили даже мы сами. Это случилось в конце 2019 года. На проект было выделено чуть больше двух миллионов рублей. Это была самая большая суммы, выделенная на финансирование различных проектов в Сахалинской области в том году.  Нам дали 14 месяцев на выполнение всех мероприятий гранта, а это экскурсии в сорока трех учебных заведениях по всему острову и восьми итоговых мероприятий. Задачи стояли реальные, был четкий план, по которому мы всё успевали вовремя. Но как говориться: «и тут что-то пошло не так».

 

Реализация проекта

Начали мы эту работу в ноябре 2019 года. Доработали музей: сделали новые экспонаты, реставрировали и отремонтировали старые, составили планы всех поездок. Стали договариваться, рассылать письма. Пару месяцев проводили только организационные мероприятия.

Первая сложность. С покупкой машины задержались очень сильно. Оказалось, что подобрать её  сложно. Над суммой, которую заложили на машину в заявке, все смеялись, говорили, что за такие деньги хорошую не купить. Сразу купить машину у нас не получалось. И вот, первая смена планов: едем туда, где еще есть асфальт. Например, Анивский и Долинский районы. Боялись того, как грантодатели отнесутся к смене планов, но в фонде президентских грантов нас успокоили, сказали, что лишь 20% проектов идут строго по плану, а остальные 80% идут как у нас, это жизнь, и в ней всякое бывает. Можно вносить коррективы, перебрасывать деньги со статьи на статью. С фондом президентских грантов вообще очень удобно работать. Формы отчётов гибкие. Выделяют куратора, который работает с вами. Дают телефон этого человека,  его е-мейл, практически всегда можно с ним связаться и просто объяснить, что тебе нужно. И он по-человечески просто объясняет, что надо сделать. Всю бумажную волокиту по согласованию с фондом изменений в проекте этот куратор берёт на себя. Например, с правительством Сахалинской области так не получалось. Есть строгие инструкции, которые ты должен выполнить в точности. В президентском проще.

В январе прошлого года мы поехали по школам. Первым стал Анивский район: сельские школы и реабилитационный центр. В феврале – Долинский. Тут же выяснилась вторая сложность. Мы неправильно рассчитали график работы. На одну школу был выделен одни день. Но в тех школах, где детей больше 200, мы за один день не успевали всех охватить. Провести 18 уроков за день – это не реально. Например, в Соколе или Троицком. Пришлось проводить экскурсии 2 дня. А это значит топливо, питание, оплата труда экскурсоводов и водителя полностью ложится на нас. Но, назвались груздем – лезем в кузов.

 

Пандемия вносит коррективы

Март. В планах – охватить Холмский район. Мы посетили Чапланово, Костромское, Пионеры. Оставались Чехов, Яблочное и Правда. Не успели. Потому что последнюю неделю марта школы закрылись на карантин из-за короновируса. В тот момент мы надеялись, что на две недели. Потом ещё на неделю, потом до конца следующего месяца. В апреле и мае мы не совершили ни одного выезда. Опасность срыва проекта стала, как никогда, реальной. Приняли решение бороться до последнего.

Понимали, что ничего не успеваем. Было предусмотрено – один район на один месяц.  Началось лето. Что делать летом? Собираться нельзя, проводить любые мероприятия тоже нельзя, все школьники на каникулах, а мы уже знали, что летом их не собрать даже в хороший год. Усиленно следили за новостями и непрерывно думали. В июне министерство образования разрешило послабления, открылись детские площадки. Так нас увидели школьники Синегорска и Березняков. Юридически это Южно-Сахалинские школы и в проекте их не было, но фактическиэто школы сельские и их детям мы тоже нужны. Попытались договориться с социально-реабилитационными центрами и детскими домами. Но там другое министерство, другое начальство, по-другому борются с ковидом. В июне они ещё были закрыты на столько, что входить к ним и выходить было нельзя. Даже работники центров работали по две недели без выходных, не покидая территорию. Писали министру, ждали. Мы написали во все реабилитационные центры. Они сказали, что мы бы рады, но…

В середине июля раздался звонок от социально реабилитационного центра для несовершеннолетних «Огонек» города Макарова: «Нам разрешили вас принять. Приезжайте!» Чуть позже пришёл ответ и из министерства соцзащиты. Июль-август мы ездили по реабилитационным центрам и детским домам: Смирных, Красногорск, Томари, Макаров и наш «Маячок». Решили, что короновирус направил нас к тем, кому мы нужнее.

 

Чем дальше от центра, тем более радостно нас встречали.

Красногорский детский дом, нас разместили в актовом зале. Зал очень маленький, меньше обычного школьного класса. Расставили столы на сцене.Они поместились впритык друг к другу. Не походишь, как в музее. А это значит, что формат мероприятия придется менять на лету. Но нас это не пугает. Страх мы бросили там же, где и счет трудностям. Решили, что они нам не нужны, а только отвлекают. Расставили экспонаты, пришедших детей рассадили на стулья. Решили показать всё со сцены, а уже потом дать ребятам их потрогать. Подростки от 12 до 18 лет. Они вроде ж все взрослые, пришли с недовольными лицами: их куда-то сорвали, забрали свободное время, повели в какой-то музей, стали садиться на дальние места. Кто-то демонстративно наушники одевал. Но нас этим не возьмёшь. Начали, как обычно рассказывать. Через несколько минут стали наушники из ушей вынимать, с дальних концов поближе пересаживаться. Интересно стало всем. А после того, как сказали, что можно встать и всё потрогать, подвигать, покрутить – дети стали детьми.

 

Про саму экскурсию. Что показываем детям?

Экскурсия начинается с маятников. Самый простой – математический. Рассказываем и показываем изохронность колебаний. Пусть не все знают эту фразу, но  мы её и не всем говорим. Рассказываем исключительно суть. Главное, что всё наглядно видно и понятно. Например, вне зависимости от того на сколько отклонили маятник, он вернётся в исходное место за одно и то же время. Потом идёт волновой, где много маятников разной длины расположены на одном стержне. Там видна разница периодов колебаний. Дальше – маятник Ньютона. На нём демонстрируем закон сохранения импульса. Затем маятник Максвела, который наглядно показывает закон сохранения энергии. Переход одного вида энергии в другую. Потом рассказываем о силе трения. Магнитный левитатор всегда вызывает восторг. Штучка висит в магнитном поле. Крутится довольно долго, потому что ни обо что не трётся. Демонстрируем конусы разной высоты, даём попробовать удержать в руках. И становится понятно, что не будь силы трения, то вообще ни один не смогли бы поднять.

Потом рассказываем про электричество.  Гальванические элементы и генераторы. Про паровые двигатели, двигатель Стирлинга. Про гироскоп и гироскопические эффекты. Потом идут изобретения древности. Маленьким детям мы показываем модель вечного двигателя. На примере рыцарской перчатки говорим о композитных материалах. Используя свойства двух материалов, умельцы изобретают то, чего в природе не бывает. Про железобетон, чтобы было нагляднее, демонстрируем: бетон не гнется, но ломается, железо не ломается, но гнётся. Железобетон и не ломается, и не гнётся.

Для старшеклассников объясняем, для чего нужна геометрия. Есть несколько экспонатов на эту тему. На вопрос «Учите ли вы геометрию?» Отвечают «Да». На вопрос  «Зачем?» - тишина. Задаю вопрос с таким видом, мол, я вот знаю, а вы что скажете?Дети грустнеют. Мы тоже, потому что даже некоторые учителя теряются. В их глазах просьба: объясните детям, наконец-то, для чего мы учим геометрию.

Потом идут оптические иллюзии. Несколько экспонатов из оптики: гироскоп, призма.

Слушают всё. Рассказывая младшим школьникам, и чувствуя, что они устают, мы позволяем  что-то опустить и дать им возможность трогать, крутить, запускать механизмы самим. Старшеклассники даже не сильно расстраиваются, если не осталось времени наиграться. Уходят всегда с благодарностью. В книге отзывов оставляют восторженные записи. Часто звучит фраза: «Вот если бы нам так на уроках физику рассказывали…».

Видя большой интерес к некоторым моментам, мы рассказываем более подробно. По-разному преподносим материал в разных возрастных группах. Для первоклассников на маятнике Максвела говорим про инерцию, а для старшеклассников – про переход потенциальной энергии в кинетическую и наоборот. Малышей этим не терзаем.

Младшим больше хочется всё потрогать, покрутить. Старшие больше головоломками интересуются. Головоломки, как дополнение к увиденному. Гимнастика для ума.

 

Зачем это надо?

После того, как мы всё рассказали, задаётся главный вопрос: «А для чего, собственно мы все тут собрались? Зачем? Понятно, что весело, всем всё понравилось. Зачем я приехал, тут стою, уже охрип, восьмой урок веду?». Объясняю: вы уже никогда не будете такими умными, как сегодня. Запомните этот момент, он никогда не повторится. Некоторые из вас станут умнее, некоторые глупее. От чего это зависит? Как мышцы – тренируешь – растут, не тренируешь – дрябнут. Так же и мозги. Тренируешь – становишься умнее, не тренируешь – глупее. Тренируются мозги изучением чего-то нового. Я пытаюсь сделать для вас точные науки интересней. Если интересно, то вы будете учиться, становиться умнее. Я состарюсь, а вам как раз пенсионную реформу делать».

По плану мы кроме экскурсий проводим ещё конкурс задач.  Проект наш многоступенчатый. Проводя экскурсию, мы детям говорим и показываем, что наука – это дело интересное. Демонстрируем научно-популярные книги, которые оставляем в школьных библиотеках, чтобы побудить детей к чтению. Раздаём конкурсные задачи, для того, чтобы развивать интерес к маленьким открытиям и стимулировать самостоятельные домашние занятия. По результатам - награждаем победителей конкурса, чтобы закрепить положительный опыт от самостоятельной научной деятельности. Себе мы ставим задачу: запустить процесс,побудить ребёнка к самообразованию.  Как сказал один мудрый человек: «Образование помогает человеку зарабатывать на свой кусок хлеба, а самообразование – на масло, сыр и икру к нему.»

С задачками статистика очень печальная – из 1000 школьников ответы на задачи присылают 1-2 старшеклассника и 8-12 младших школьников. Ведь это не обязательное задание, никто за него оценки ставить не будет. И ругать за невыполнение тоже никто не станет. Ребятами руководит только собственный интерес. Но даже те, кто брали задачки, начинали решать, не дорешали, отложил на завтра, и всё пропало – не отправили. Тех, кто и порешал, и отправил - мало. Детям объясняем: если хоть что-то делаешь, то, не зависимо от результата, попадаешь в 0,1 процента – ты уже выше всех, ты хоть что-то сделал. Надо осознать, что если ты участвуешь в каких-то конкурсах, то у тебя есть реальный шанс победить.

Летом состоялось семь поездок в реабилитационные центры и детские дома. Смогли провести одно итоговое мероприятие в Долинском районе. Победителей не так уж много. Мы отмечаем абсолютно всех участников, кто решил хотя бы одну задачу. Мы говорим, что награждаем лучших, но по факту нам призов хватает на всех участников. Каждый, кто участвовал, участвовал не зря. Стараемся мотивировать всех. Даже если он решил одну задачу и не совсем правильно, мы приглашаем его на заключительное мероприятие вместе с родителями. Уходят довольными все.

На итоговое мероприятие в каждом районе мы приглашаем всех желающих. Немного рассказываем о нашем проекте, сколько человек участвовало, сколько взялись решать задачи. Это официальная часть. Чтобы родителям было понятно, куда мы приглашаем детей и что с ними делаем. Награждаем победителей и участников конкурса. После этого проводим научное шоу, во время экскурсий мы его не проводим. Заражаем детей интересом к химии. Потом говорим, что привезли несколько экспонатов с проведённых экскурсий, чтобы дети сами показали их своим родителям, объяснили, что это такое. Дети, когда сами показывают, радуются, что могут чем-то удивить своих родителей. Привозим некоторые экспонаты, которые ещё никто не видел. Они будут в новой экспозиции. С ней мы планируем объехать весь Сахалин повторно.

 

Завершение проекта

Сентябрь, октябрь. Мы очень ждали, обрадовались – учебный год! Дети в школы идут! Но нас не пускают. Детям можно, никому больше нельзя. Что же делать? Обзвонили все школы, куда собирались ехать. Нигде не готовы принять нас. После всего что было, останавливаться на достигнутом совсем не хочется. Звоним в министерство образования. Там посоветовали договориться с домами культуры и библиотеками. Туда и нам, и детям можно. Идея понравилась, мы за неё ухватились, но когда есть две договаривающихся стороны, то это легко. А когда три и больше – это уже многократно сложнее. Надо выяснить, когда школа может привезти детей, когда дом культуры может всех принять, и когда мы можем приехать. Очень трудно собрать всех. И опять помог ресурсный центр НКО, а именно Ирина Владимировна Коржова подсказала, что есть распоряжение губернатора, поддерживать некоммерческие организации. Написали письма в мэрии, ссылаясь на это распоряжение. Идействительно получили поддержку. Когда подключается мэрия, то всё становится гораздо проще. Отделы образования, отделы культуры районов реагируют по-другому. И на местах люди гораздо сговорчивее, когда какой-то представитель какой-то организации с неизвестным названием звонит – это одно.  А если мы говорим, что отдел образования мэрии рекомендует договориться с вами – совсем другая реакция. Поддержка фонда президентских грантов – тоже весомый аргумент. И главный козырь:  для вас всё бесплатно! Это радостное весомое сообщение.

Макаровский район. Дома культуры. Восточное, Поречье, Новое. В селе Новом нас немного знают. Мы там были не самостоятельно, а в рамках  поддержки другого проекта «Азимут Сахалина». Сейчас приняли тепло и радостно, как старых знакомых. Поречье. Все 4 школьника и 2 детсадовца, проживающих в этом селе, с благодарностью и неподдельным интересом прослушали наши выступления в полном объёме.

 

Библиотеки – наше всё!

Пгт. Ноглики. Там проблема с домом культуры из-за карантина.  Предложили обратиться в библиотеку. Библиотеки – это такие замечательные объекты в наших городах и сёлах, что трудно передатьУ них мероприятий порой проходит больше, чем в домах культуры. Районная библиотека пгт. Ноглики. Здесь просто бомбический директор. Рожнова Ольга Евгеньевна.Она притягивает креативных неравнодушных людей. Молодые девчонки с высшим образованием работают здесь с огромным удовольствием. Очень активные, глаза горят. Старшеклассники проводят свое свободное время в библиотеке. Тут настроены IT-сервисы. Интернет, игры (как компьютерные, так и настольные), комната отдыха с диваном, можно кино заказать на интерактивный экран. Культурный центр общения сосредоточен здесь. Всюду познавательные экспозиции, интерактивные стеллажи. Мы невероятно много узнали о Ногликском районе, просто походив по библиотеке. В очередной раз убедились на сколько сильно всё от людей зависит. Мы расположились в библиотеке на пять дней. Из школы нам должны были приводить детей.  Со школами предварительно мы как-то плохо договорились. На первую экскурсию пришли с трудом, пришлось даже просить отдел образования подключиться. Интереса нарушать учебный процесс у школ не было. Но как только прошла первая экскурсия, и пошли отзывы от детей и учителей, уговаривать кого-то уже не было смысла. Теперь начали уговаривать нас, провести дополнительную экскурсию или принять больше детей. Приходили не только дети, но и учителя, преподающие не только точные науки, и даже технические работники школ. Это обычная система. Приезжаем туда, где нас никто не знает, отношение скептическое. После первых посетителей – проблем нет.

Так же было в Таранае. Приехали с небольшим опозданием, чуть-чуть заблудились. Нам сказали,что приведут только учеников начальных классов, а остальных нет. Стали рассказывать малышам, завуч по воспитательной работе посмотрела, послушала и дала распоряжения снять всех старшеклассников с уроков. На следующей экскурсии у нас было 57 человек с 5-го по 11 класс. Шикарно получилось.

В Ногликском районе мы работали 5 дней. Были сложности. Непосредственно в Ногликах для двух школ и одной гимназии мы проводили каждый день по 7-9 экскурсий. На четвертый день голос нашего экскурсовода стал чуть более хриплый и чуть менее громкий. Было страшно за него, но он справился.

При посещении сёл Ныш и Вал, сразу договаривались с библиотеками. Библиотекари везде замечательные, во всём Ногликском районе и в Чехове тоже. Мы поняли, что если нас в школы не пускают, то надо идти в библиотеки. Там очень отзывчивые люди. А как известно, от людей зависит многое. Есть заинтересованность у учителя, значит и у детей будет. Например, учительница начальных классов одной из ногликских школ, Татьяна Лыгина. Из 14 человек, которых мы награждали в Ногликах, 8 участников в конкурса задач были из её класса.

 

Завершение проекта

К предполагаемому моменту завершения программы мы не выполнили обязательства по количеству учебных заведений (сельских и поселковых ребят посетивших наш Музей было уже около 5000). Не по нашей вине, из-за карантинов. Пришлось продлевать срок, писать заявку. В фонде президентских грантов отнеслись с пониманием и поддержали нас. Мы на тот момент охватили не полностью Корсаковский, Невельский и Углегорский районы. Нам дали еще два месяца, в которые мы и сделали всё, что смогли.

 

Выводы и планы

Хочется объехать районы, где мы ещё не были.

Готовим новую экспозицию, которая затрагивает темы оптики, акустики, магнетизма и другие. С ней  можно будет отправиться и в те места, где мы уже были.

Конечно, благодарны фонду президентских грантов за поддержку нашей деятельности. Надеемся на такую поддержку и в будущем. Но мы пытаемся найти возможности существовать не только на грантовых проектах, но и на какой-то более постоянной основе. Надеемся, что когда-нибудь в нас будут заинтересованы  Министерства образования и Культуры Сахалинской области.

Представляя экспозицию, мы рассказываем о многом вкратце, где-то по верхам. А, например, об одних только маятниках можно рассказывать несколько часов подробно и интересно. Но базе музея можно сделать серию познавательных уроков. Если разбить по учебному курсу, то можно раз в месяц приезжать в школу и проводить уроки на конкретную тему. Например, в 8 классе теплоёмкость, теплопроводность изучают целую четверть. Мы можем предварительно заинтересовать ребят, показать эффектные опыты (не во всех школах есть такие возможности), рассказать, возможно с формулами или без них. Но в любом случае детям изучить эту тему будет значительно легче.

Нам интересно этим заниматься. Видеть удивление в детских глазах, заинтересованность и любопытство – это приносит удовлетворение. Но на одном энтузиазме далеко не уедешь. В любом случае нужны средства к существованию.

Поэтому мы очень ждём поддержки от тех, кто по долгу службы или воле сердца заинтересован в том, чтобы нашим детям было учиться легко и интересно.

 

Более подробно о каждом нашем выезде можно почитать на нашей страничке в Инстаграме: Музей занимательных наук в ЮС.

 

Антон Болтунов, Татьяна Пустошило.

 

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: tapsah, 1 марта 2021, в 08:28 +4
Комментарии
Написано 1 марта 2021, в 15:25
Замечательный и нужный проект! И видно на фото, что детям действительно интересно! Вы - молодцы большие
+1
Написано 1 марта 2021, в 17:41
_zima_, спасибо вам большое. Ради интереса мы провели опрос, есть ли польза от нашего проекта. Если интересно на нашей страничке в vk АНО "Живая наука"размещены результаты этого эксперимента.
+1
Написано 5 апреля, в 09:55 Отредактированно 5 апреля, в 09:56
Удивляюсь Сахалину (впрочем, уже в который раз...). На материке подобные начинания имеют колоссальный коммерчески успех. Там прекрасно и бурно развиваются различные "Ньютон-парки", "Наука-сити", "Галилео" и другие. Не единожды в отпусках бывали там с детьми, и каждый раз в восторге. А здесь единственный на Сахалине такой научно-познавательный прект - и тот прогорел финансово... Эх,... Где наши меценаты, спонсоры, благотворители? Удачи вам, Музей занимательных наук! Пусть случится чудо, и у вас будет и постоянное местожительство, и мобильное подразделение для выездных эксурсий!
0
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Ночная погоня с перестрелкой в Корсакове
Ночная погоня с перестрелкой в Корсакове
Акробаты из Южно - Сахалинска успешно выступили на Первенстве ДФО по прыжкам на батуте.
Акробаты из Южно - Сахалинска успешно выступили на Первенстве ДФО по прыжкам на батуте.