Тигровка 1984

Как же хочется поспать ранним субботним утром. Но надо вставать и бежать на электричку, которая увезёт нас на целых два дня из пыльного, продуваемого всеми ветрами Владивостока в зимнюю сказку. Сборы, как всегда, не занимают много времени. Остаётся только пополнить запас продуктов и вперёд! В рюкзаке уже лежит всё необходимое: котелки в закопченном брезентовом чехле, небольшая аптечка и ремнабор для лыж, солонка, заварка, сахар, пара футболок, сменная обувь типа «прощай молодость», запасные рукавицы, носки, фонарик и ещё Бог знает что, без чего просто нельзя обойтись. Например, компас и «гидросеть» (собственноручно срисованная на кальку схема местности, состоящая из сетки рек и ручьев, а также высот, обозначенных точками, часть из которых увенчана триангулятором). Такую роскошь, как географические карты крупного масштаба, в пограничной зоне было не достать. Они, конечно, существовали, но с грифом «совершенно секретно» или «для служебного пользования», то есть не для нас.
Ещё затемно наша весёлая компания, куда входили студенты и бывшие студенты, с рюкзаками и лыжами наперевес, штурмовала электричку и долго не могла успокоиться, выясняя что (или кого) забыли, кто виноват и что делать. Следующие два часа пути до станции «Тигровый» за разговорами проходили незаметно.
Из вагона мы прыгали в объятия морозного утра. Чистейший искрящийся снег слепил глаза. С южной стороны возвышалась величественная громада Ливадийского хребта с двумя вершинами Пидан и Фалаза - нашими «домашними» горами.
На сей раз маршрут был знакомый. В Тигровку мы ездили часто. Обычно шли до зимушки через небольшой перевал, ночевали, катались на лыжах до обеда, затем торопились в обратный путь, чтобы успеть на вечернюю воскресную электричку. Бежать по лесной дороге было одно удовольствие, лыжня, накатанная неделю назад, сохранилась, её только чуть припорошило снегом.
Ещё в электричке мы с двумя подругами разработали план. И вот на развилке дорог вся команда была поставлена перед фактом, что дальше наша троица пойдёт к зимушке новой, более короткой дорогой.
О ней нам поведал местный охотник, которого мы встретили осенью, возвращаясь с Фалазы. Он доставал из ручья связку капканов. Оказывается, охотники так прячут капканы на лето. Под водой, без контакта с воздухом, они не ржавеют и не впитывают посторонние запахи.
Этот суховатый мужичок неопределенного возраста, что называется, нашёл свободные уши и в красках и подробностях рассказал нам историю о том, как прошлой зимой тигрица удерживала его на этой самой поляне, где мы присели отдохнуть. Хищница сопровождала грозным рыком каждую попытку человека сделать шаг. Находясь на расстоянии одного прыжка в полной готовности сделать его, она нервно подёргивала хвостом. Человек направлялся в зимовье, зачехлённое ружьё висело за спиной. В конце поляны играли два тигрёнка, бдительная мамаша заняла позицию между ними и охотником. Медленно, очень медленно охотник достал из кармана сигарету, закурил. Затем вторую, третью. Тигрица легла. Когда пачка сигарет опустела в ход пошли завалявшиеся в кармане карамельки. Сколько продолжалось это испытание, он не помнил, пришёл в себя только когда зверюга встала, развернулась и по своим же следам пошла к тигрятам, а затем увела их вглубь распадка.
Между делом охотник упомянул, что тигры не сразу едят свою добычу, а часто играют с ней, как кошка с мышкой.
Мы уже научились относиться к рассказам охотников с недоверием, особенно когда дело касалось расстояний и времени в пути. Пожилые люди почему-то умалчивали, что путь был проделан в далёкой молодости, когда сил и «дури» было гораздо больше, чем сейчас. Вот и в этот раз дорога, которую посоветовал нам охотник, оказалась не такой уж короткой.
В предвкушении новых впечатлений, мы бодро бежали на лыжах по лесной дорожке, восхищаясь красотами, свежестью и чистотой зимнего утра. Под ногами петляли заячьи следы, весёлыми криками нас сопровождали любопытные сойки. Погода, как говорится, шептала....
Дорожка незаметно превратилась в тропу, идущую то правым то левым берегом ручья, а затем и вовсе исчезла. Теперь мы шли зигзагами по крутому склону, туда, где ёлки упирались прямо в голубое небо. Поднялся ветерок - верный признак близкого перевала. Его так и называют - перевальный.
Наверху нас ждал сюрприз - глубокая седловина, заполненная поваленными деревьями. И хотя снег был рыхлым, лыжи пришлось снять, без них лавировать между буреломами было куда быстрее. Здесь мы «зависли» надолго. Несколько ворон молча наблюдали за нашей вознёй, время как будто остановилось. Но, всё когда-нибудь кончается, мы выбрались из пресловутой седловины и начали спуск в долину другого ручья, который должен был вывести нас к дороге, а там и рукой подать до зимовья, где ждут нас наши товарищи.
Южный склон встретил солнышком. Ощущение суровости происходящего улетучилось, мы расслабились, решили перекусить. Так как сегодня мы были частью большой компании, где продуктовая раскладка расписана на всех, в рюкзаках у нас оказалось сало, гречневая крупа, сахар, растительное масло и шоколадка. Хлеба не было. Зато была бутылочка с «адской смесью». Она была маленькая, и всё равно никогда не допивалась до конца. Делали все по глоточку, а остаток непременно увозился домой. Но к следующей вылазке бутылочка обязательно пополнялась каким-нибудь крепким горячительным напитком, имеющимся в наличии. Им мог быть спирт, водка, коньяк, виски, ром наконец. Избегали только капитанского джина, очень уж тот напоминал одеколон.
Сало без хлеба запили «адской смесью», шоколадку разделили на троих и двинулись дальше. Стало заметно веселей. С хохотом и песнями цепляясь за деревья, катились вниз по заледеневшему ручью. Застывшие водопадики бирюзового цвета вызывали особый восторг. Прервало наше веселье тревожное карканье ворон. Ниже по течению ручья творилось что-то невообразимое. Прямо поперек ручья лежала какая-то глыба бурого цвета. Вокруг хлопотали вороны. Первая мысль была - медведь. Но медведей в этих краях мало и зимой они должны спать. Преодолевая страх потихоньку подошли ближе, так как деваться из узкого распадка было некуда. Не возвращаться же назад.
Глыба оказалась наполовину вмёрзшим в лёд изюбрем. Кругом валялись клочья серо-бурой шерсти. Олень лежал на боку в ручье, свободная ото льда часть туши была тщательно обглодана, ребра торчали как шпангоуты потерпевшего крушение корабля. Шикарные ветвистые рога венчали голову. Вокруг всё было утоптано тигриными следами трёх размеров. Видимо, семейка, насытилась и удалилась на адмиральский час. Как мог этот красавец-трёхлеток поддаться тиграм? Почему позволил загнать себя в узкий распадок? Ведь в долине он легко мог спастись.
От места трагедии (а для кого-то пиршества) в лес удалялась цепочка тигриных следов. Интересно, что тигрята шли буквально «по маминым стопам», аккуратно наступая след в след.
Дальше пришло осознание, что мы сами находимся в этом распадке совершенно безоружные, и возможно, тигрица уже следит за нами из-за деревьев. Стало жутко. Солнце как-то быстро спряталось за отрогом хребта, по снегу потянулись длинные синие тени, сумерки поглотили долину, похолодало.
К нашей радости распадок расширился настолько, что можно было идти на лыжах, и вскоре мы вышли к месту впадения ручья в реку Кривую.
В полной темноте лыжи коснулись то ли колеи, то ли чьей-то лыжни, это означало, что мы на лесной дороге и теперь уже точно не заблудимся. Но нас подстерегала новая напасть. Февральская оттепель выжимала воду из ручьев, на дороге образовывалась наледь, которую в темноте мы, конечно, не могли видеть. Периодически идущего впереди уносило куда-то в сторону с дороги. Всё это сопровождалось жутким скрежетом деревянных лыж о лед и неприличными словами, в обычной обстановке не свойственными ни мне, ни моим подругам.
Когда из-за сопки показалась огромная полная луна, все препятствия стали хорошо различимы. Вскоре мы пошли по хорошо накатанной лыжне. Как потом выяснилось, это ребята шли нам навстречу пока не стемнело, а потом вернулись чтобы лучше подготовиться к спасательной операции. Потянуло дымком, значит в зимовье топилась печка и нас ждало тепло и вкусный ужин.
Давно пришли те, кто приехал на обеденной электричке. Не было только нас. От старших нам, конечно, досталось по первое число за неоправданный риск и ребячество. Зато встречали нас, как героев. Но кульминация наступила утром, когда к нам в зимушку зашёл знакомый охотник. Он сказал, чтобы мы были осторожнее и показал записку, оставленную его другом в соседнем зимовье: «Предлагаю на время прекратить охоту, если дорог скальп. В долине бродит раненый тигр».