Великие Женщины Великой страны.  Лидия Литвяк. Самая результативная женщина-истребитель

Великие Женщины Великой страны. Лидия Литвяк. Самая результативная женщина-истребитель

Лидия Литвяк— советский лётчик-истребитель, командир авиационного звена, гвардии младший лейтенант, са­мая ре­зуль­та­тив­ная жен­щи­на-пи­лот Второй ми­ро­вой вой­ны, Герой Советского Союза. Член ВЛКСМ. Погибла в возрасте неполных 22 лет в бою. 
 
Лидия Литвяк прожила короткую, но яркую, героическую, наполненную любовью к родине и друзьям жизнь.
Родилась Лидия 18 августа 1921 года, в день Всесоюзной авиации (такое вот вышло совпадение). С детства она мечтала об авиации и самолетах. В то время в Советском Союзе шла большая пропаганда авиаспорта и освоения неба. Страна дала юной мечтательнице такую возможность. Первый раз в небо Лидия поднялась уже в 14 лет. За время учебы в аэроклубах Москвы, Херсона и Калинина она отлично освоила технику пилотирования. Более того, она сама стала авиаинструктором и подготовила свыше 40 пилотов, будущих воздушных асов страны.
 
Её очень вдохновлял пример первых советских героинь неба Марины Расковой, Валентины Гризодубовой и Полины Осипенко. Лидия не знала, что скоро ей суждено встретиться с Мариной Расковой, – только случится это на войне и в качестве подчиненной.
 
С началом Великой Отечественной войны Лидия всячески пыталась попасть на фронт: обивала пороги военкоматов, писала письма. Ей все время отказывали. Не мог поверить военный комиссар, что невысокая, хрупкая и белокурая девушка сможет перенести суровые фронтовые условия. 
 
В одной из газет она прочла короткую заметку о том, что Марина Раскова, её герой, собирает женский авиаполк, чтобы бить врага. Лидия приписала себе недостающие 100 часов налета и смогла уговорить военного комиссара Коминтерновского РВК города Москвы взять её в армию. Так начался её короткий, но славный боевой путь. Сначала была боевая учеба. Лидия в короткий срок смогла освоить истребитель Як-1, по признанию ветеранов, довольно сложный самолет в пилотировании, особенно модели ранних модификаций. 
 
С первым же боевым вылетом в августе 1942 года, она в группе со своей новой подругой Катей Будановой отправила к земле вражеский бомбардировщик «Юнкерс» Ju-88. В полку заметили молодую лётчицу, а её боевой счет стал только расти. Именно в этот момент на борту своего самолета Лидия попросила нарисовать белую лилию. Тогда же за ней закрепился и позывной «лилия-44». Так и расцвела «белая лилия Сталинграда». 
14 сентября во втором боевом вылете над Сталинградом сбила бомбардировщик Ю-88 и истребитель Me-109. Лётчиком Me-109 оказался немецкий барон, одержавший 30 воздушных побед, кавалер Рыцарского креста лейтенант Ганс Фусс. 
Лидию с подругой вскоре зачислили в 9-й ГВИАП, где она продолжала воевать в паре с Катей Будановой. 
 
В день Красной Армии 23 февраля 1943 года Лидия получает первую награду – орден Красной Звезды. А к маю стала кавалером ордена Красного знамени. Наша героиня была дважды ранена. Один раз с прострелянной ногой сумела посадить машину на аэродром. А через два месяца снова была в полку. В другой раз на подбитом Яке приземлилась на вражеской территории. Оттуда её вывезли боевые товарищи-штурмовики на своём Ил-2. Мастерство и везение этой хрупкой девушки были известны всему фронту. 
 
21 мая 1943 года в бою погиб муж Лидии Литвяк Герой Советского Союза А. Ф. Соломатин.
 
15 июня 1943 года Лидия Литвяк сбила Ю-88, а затем, отбиваясь от шестёрки немецких истребителей, сбила один из них. В этом бою она получила лёгкое ранение и в госпиталь ехать отказалась.
 
В одном из воздушных боёв, в схватке с немецкими истребителями Литвяк и её лучшая подруга Катя Буданова были сбиты. Литвяк удалось выпрыгнуть с парашютом, а Буданова погибла.
 
Злой рок настиг её 1 августа 1943 года во время тяжелейших боев над фронтом у реки Миус, на земле, где шел прорыв немецкой обороны, солдаты нуждались в поддержке с воздуха. Лидия совершила три вылета, а из четвертого её самолет не вернулся. Её долго искали, но так и не смогли выяснить судьбу летчицы. На тот момент на боевом счету Лидии Литвяк за 168 боевых вылетов было 12 уничтоженных самолётов противника лично и 4 – в группе.
 
Тело Лидии Литвяк было найдено поисковиками только в 1969 году у хутора Кожевня, через год её опознали. Министерство обороны СССР внесло изменения в документы, свидетельствующие о том, что Лидия Литвяк не пропала без вести, а погибла при выполнении боевого задания.
5 мая 1990 года ей были посмертно присвоены звание Героя Советского Союза и звание старшего лейтенанта.
(При подготовке материала использованы материалы статьи Никиты Буранова и других авторов)
Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: Андрей Юрьевич, 6 марта 2020, в 17:45 +3
Комментарии
Написано 6 марта 2020, в 18:32 Отредактировано 6 марта 2020, в 18:34
https://histrf.ru/biblioteka/b/bielaia-liliia-stal..
Автор: Никита Буранов... приз ему
+2
Написано 6 марта 2020, в 19:49
Григорий Смекалов, Поддерживаю!
+1
Написано 7 марта 2020, в 08:08
+5
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Милые дамы! С Международным Женским Днём 8 Марта!
Милые дамы! С Международным Женским Днём 8 Марта!
К 75-летию Великой Победы: Западно-Карпатская наступательная операция
К 75-летию Великой Победы: Западно-Карпатская наступательная операция