"Так ведется в Париже: презирают человека, но не его деньги".

"Так ведется в Париже: презирают человека, но не его деньги".

Браво, Бальзак! Как же ты прав! Да и не только по поводу Парижа. Эта цитата актуальна в любом уголке мира и во все времена. Оноре де Бальзак – писатель удивительный, блестящий реалист, великолепный художник. И, несмотря на свинцовые воды  повествования, на страх быть раздавленным тяжестью до безумия сложного языка и стиля этого автора, тебя все равно тянет погрузиться в этот бездонный омут, где кипят человеческие страсти, плетутся хитроумные кружева из интриг, обмана, провокаций, правды и лжи, любви и ненависти, шантажа и бесчестных поступков. Таков Бальзак-реалист, таковы его произведения. 

Мое первое знакомство с Бальзаком, а в частности, с его романом «Блеск и нищета куртизанок» состоялось 10 лет назад, и было, мягко говоря, не очень удачным. Тогда меня хватило всего на несколько страниц. Роман начинается с длинного и нудного описания парижского бала 19 века, и содержит в себе много лишней и ненужной информации. Я рос на романах Дюма, читал его захлебом, а вот с Бальзаком не сложилось.  После этого я считал его творчество каким-то недосягаемым и сложным для восприятия. Впрочем, не так страшен черт, как его малюют. И вот, спустя 10 лет, я снова открываю том «Блеска и нищеты куртизанок»…

Спешу разочаровать тех, кто не читал «Куртизанок», что, несмотря на кричащее название, этот роман далеко не о похождениях блудливых девиц. Так что каких-то пикантных деталей из жизни французских жриц любви и описаний их оргий вы там не найдете. Мир куртизанок здесь – далеко не главная тема произведения. Главной темой здесь скорее является борьба двух аристократий – светской, дворянской, так называемого бомонда в лице влиятельных особ, и аристократии уголовной – в лице бывшего каторжника, одного из главных героев повествования, который по большому счету и руководит всем происходящим в романе.

О чем же эта книга? Эта книга о том, как можно легко поднявшись, что говорится «из грязи в князи», почти добившись предела своих мечтании и желаний,  так же легко сорваться и упасть на самое дно. О том, как одни люди живут в богатстве, блеске славы, громкого имени, высокого социального статуса, а другие - в нищете, среди убожества, грязи и невежества. О том, как можно купить и продать любовь и обменять это чувство на богатства, почести, титулы и положение в обществе. О том, что человеческие чувства  - дружба и любовь легко может растоптать подлость и предательство не очень хороших людей. И о том, что не всегда добро побеждает зло. Очень реалистично, очень зло, порой даже шокирующе и в результате слегка разочаровывающе. Финал романа очень неожиданный.

Надо сказать, что роман затягивает. И очень сильно. Читая его, ты вникаешь во все  перипетии далеко не банального сюжета, погружаешься в атмосферу Парижа 19 столетия. Сюжет романа развивается стремительно,  несмотря на некоторые длинные и ненужные моменты, и тебе не терпится узнать, чем же все это закончится. Но примерно с середины книги ты понимаешь, что что-то все равно здесь уже не так. Бальзак писал роман на протяжении 9 лет, и возникает впечатление, что он со временем потерял нить своего повествования, что сама идея романа у него поменялась, и заканчивал свое произведение автор уже не с той мыслью, которую он хотел донести до читателя, когда только начинал свое творение. Сначала тебя очаровывает и затягивает завязка, которая перерастает в захватывающее действие с неким оттенком «детективности»,  но когда в середине романа автор выводит из игры всех интересных персонажей, вокруг которых и завязана вся интрига, а главный злодей в финале выходит сухим из воды, ты испытываешь жуткое разочарование и восклицаешь «Ну как же так???».  И, закрыв книгу, ощущаешь ужасное опустошение.  Но все же понимаешь, что это жизнь, это жестокая реальность, а Бальзак все-таки писатель-реалист…

Парадокс в том, что меня особо не зацепил ни один из персонажей. Не жаль влюбленную куртизанку Эстер, не жаль двуличного, неблагодарного и бесхребетного Люсьена, и уж тем более не жаль интригана и манипулятора Жака Коллена. Жаль банкира Нусингена, вот уж над кем издевались все кому не лень. Жаль Лидию, пострадавшую ни за что. Кто читал или будет читать – поймет.

Каков же итог? Принято считать, что каждый человек должен позаимствовать какую-то идею, какую-то мысль из классического произведения, спроецировать ее на свою жизнь и на окружающий его мир, взять что-то своё для себя. На то они и классические произведения – что должны заставлять нас задуматься о вопросах, которые поднимаются в рассматриваемом шедевре искусства, будь то литература, живопись, скульптура или музыка.  Какие же уроки нам дает роман Бальзака «Блеск и нищета куртизанок»? Какие чувства и эмоции он вызывает после прочтения?

В первую очередь – разочарование, о котором я уже упоминал выше.

Во-вторых, страх. Да, да, именно страх и непонятное, необъяснимое чувство незащищенности.  Потому что никто из нас не застрахован от появления в нашей жизни циничных и хитрых людей, которые могут так тонко нами манипулировать, что мы сами этого можем не замечать, идти у них на поводу и подчиняться их воле, не осознавая, что собственно говоря, происходит. Страх перед молчаливым потворством злу.

Ну и в-третьих, главная фраза романа, которая применима ко всем ситуациям, людям и местам «но было уже поздно». Некая такая неизбежность и бессилие что-то изменить…

В целом, роман о любви, аферах и манипуляциях. Грустный роман. Впрочем, от реалиста Бальзака хэппи-эндов ожидать не стоит.  Очень непростой автор, очень непростое произведение…

P.S. Первая мысль, которая меня посетила по окончании чтения – «Бальзака я больше не читаю!».  Теперь же, обдумав прочитанное, написав эту рецензию, прочитав массу других рецензий, я понимаю - что-то все-таки в нем есть. Это была моя первая книга у Бальзака, и я не совсем знал чего от него ожидать. Теперь, имея представление о его творчестве, будучи подготовленным, я попробую прочитать у него что-нибудь еще. Но не скоро. 

P.P.S. Вставил кадры из экранизации романа 1975 года дабы пост был не таким скучным)

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: Егор Павленко, 19 июля 2014, в 15:09 +1
Комментарии
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Питер Пен - гей, Кристофер Робин - отец дочери-инвалида. Как сложилась жизнь прототипов известных сказочных героев
Питер Пен - гей, Кристофер Робин - отец дочери-инвалида. Как сложилась жизнь прототипов известных сказочных героев
Посвящается дочке
Посвящается дочке