Анна Копанина: Без ученых, как без учителей, государство не сможет жить и работать

Фото Анны Копаниной, Артема Дегтярева и Ольги Шестаковой

Анна Копанина: Без ученых, как без учителей, государство не сможет жить и работать

Об уникальной экспедиции к действующим вулканам и растениях-гигантах в интервью с ведущим сотрудником ИМГИГ ДВО РАН

8 февраля в нашей стране отмечают День российской науки. На Сахалине академическая наука представлена тремя учреждениями. Все они входят в состав Дальневосточного отделения Российской академии наук. Старейшее - Институт морской геологии и геофизики ДВО РАН. Ведущий научный сотрудник, кандидат биологических наук Анна Копанина начала здесь работать в 2004-м году. Сейчас она руководитель группы экологии растений и геоэкологии.

- Чем занимается лаборатория?

- У нас небольшая группа. Не так давно она была выделена из лаборатории островных экологических проблем. Занимаемся в основном экологией растений и отдельным её направлением - структурной ботаникой. Изучаем, как реагируют растения на специфические факторы внешней среды на уровне тканей и клеток. В островном регионе много активных геодинамических зон. Нас, прежде всего, интересуют: вулканическая активность (как магматических вулканов, так и грязевых), разломные зоны, в которых наиболее часто проходят сейсмические события.

Важно учитывать и стрессовые факторы: влияние холодного моря, высоту расположения над уровнем моря. К примеру, для древесных растений существуют пределы распространения на вершинах сопок. Установив четкие признаки структурных изменений, мы говорим о биоиндикации. Т.е. оцениваем окружающую среду (неважно природа её изменила или человек). Далее выходим на прогноз каких-либо событий (по признакам растительного организма). Как в принципе может меняться структура, в каких пределах и в чем это выражается? Это большой спектр задач, которыми мы занимаемся.

Прежде всего, нас интересует вулканическая активность.

- Есть яркие примеры влияния человеческого фактора?

- С этим на Сахалине не все так плохо. Подобные исследования плотно сконцентрированы в тех районах России, где давно существуют химические производства. В Сибири, на Урале. Поэтому прямо в наши задачи не входит изучение влияния антропогенного фактора на структуру растений. Работая на Сахалине и Курилах, мы ставим интересный вопрос о специфике региона. Да, и в других местах есть вулканы. Но там, к примеру, тепло и жарко, а у нас холодно. Комплекс факторов, который сконцентрирован в этом регионе, уникален.

- Прошлым летом Вы побывали в экспедиции на Курильских островах?

- Эта экспедиция была особенной. За месяц она охватила значительное число островов. От юга до севера. Перед нашими глазами сменилась вся гряда. Там тоже меняется растительность и много активных вулканов. С позиции нашей тематики материал был собран впервые с некоторых островов. Мы застали два вулкана в активной фазе извержения.

Чем структура некоторых растений отличается? Многие из них выживают, когда происходит извержение вулкана.

- На каких вулканах побывали?

- Вулканы Сноу и Черного на острове Чирпой. И вулкан Чиринкотан. Сноу извергается до сих пор. Он является объектом слежения у нас в институте в рамках международного проекта.

- Какие материалы интересовали?

- Прежде всего, интересовала древесная растительность. Почему? Жизненные формы растений это либо однолетние травы. Семя падает в почву, прорастает и с наступлением морозов погибает. Другая группа растений - это многолетние травы. У них остается корневище, несмотря на наступление осени. Древесные растения переживают неблагоприятные условия в течение многих лет (50, 100, даже 1000). Они, прежде всего, испытывают стресс окружающей среды. Но при этом вырабатываются специальные механизмы, чтобы выдерживать прессинг всех факторов. Зоны вулканической активности на одном из первых мест по стрессогенности в отношении живых организмов. Растения ведь не могут сменить местоположение. Если вулканы извергаются, то они, либо сгорают, либо выживают. Каким образом они это делают? Что в их телах такого особенного? Это и является предметом наших исследований.

Кавказ, Сахалин, Курилы, Камчатка – это регионы, где наиболее ярко выражен феномен гигантизма растений.

- В сфере Ваших научных интересов феномен гигантизма трав. Чем Сахалин и Курилы отличаются от других регионов?

- В нашем регионе это явление представлено во всей красе. У растений-гигантов генетически заложена высокая интенсивность роста. Но так до сих пор и нет ответа. Почему, выращивая их в одном регионе, они будут всего 2,5 метра, а в другом не больше метра и все. Во многих ботанических садах представлены такие растения. Да, они крупнее, но не более того. Только на Кавказе, Сахалине, Курилах и Камчатке наиболее ярко выражено явление гигантизма.

- У каких растений?

- Это представители семейства сложноцветных. Любой сахалинец, отправляясь в долину, где лес с ивами, березами, ольхой, может увидеть у речек гигантские травы. Крестовник, например. Цветет, как правило, поздним летом или в начале осени. Это и какалия (недоспелка), ядовитое растение аконит, гречиха, таран, ангелика, дудник медвежий. Конечно, белокопытник (лопух). Это растение интересно тем, что над землей есть только листья. Многолетний стебель находится под землей. Снег сойдет у нас скоро, и появятся светло-зеленые розеточки. Это и есть побеги белокопытника. У них есть стебель и маленькие листья. Потом они отмирают полностью, летят семена, как у одуванчиков, а летом мы с вами увидим только черешок и огромную листовую пластину. Всего на Сахалине и Курилах около 15 видов растений-гигантов.

Наука – это пирамида. Чтобы работала вершина, нужно очень широкое основание.

- Как много времени проводите в полях?

- Понятно, что административная работа занимает много времени. Приходится находить компромисс. Работа в области экологии, ботаники, геологии без поля невозможна. Мы изучаем природу и живые организмы. Поэтому выходим и собираем материалы. Существует определенная методика, которая позволяет взять образец растительный. Затем он будет проанализирован уже в лаборатории.

- В каких районах проходят полевые работы?

- Удобным полигоном для нашего института является грязевой вулкан Южно-Сахалинска. Он доступен и в тоже время является одним из самых крупных. Здесь древесные растения не расположены близко к тем местам, где вулкан извергается. С чем это связано? Какие есть механизмы, которые ставят этот блок? Хотим ответить и на этот вопрос.

- А студентов привлекаете к полевым работам?

- В ИМГИГ ДВО РАН я пришла из СахГУ. Пять лет проработала на кафедре биологии. Сейчас работа мне не позволяет посвятить много времени преподавательской деятельности. Она сокращена до производственных практик и консультаций по дипломным и курсовым работам.

- Профессия ученого не теряет свой блеск?

- Это вопрос времени. Сегодня да, а завтра нет. На мой взгляд, без ученых как без учителей. Государство без них жить и работать не сможет. Неизвестно, когда какие-либо знания могут пригодиться. База нужна. Это как пирамида. Чтобы работала вершина, нужно очень широкое основание.

- Что пожелаете коллегам в День российской науки?

- Выдержки, успеха творческого и желания работать. Это, пожалуй, самое главное.

Автор: Дарья Трилицкая, 5 февраля 2016, в 14:56 +10
Другие статьи по темам
Место
Комментарии
Написано 5 февраля 2016, в 22:31
Так, стало быть, по гигантизму ответа и нет. Но хоть узнал про первые весенние цветочки - белокопытник называется. О как.
+2
Написано 5 февраля 2016, в 22:48
Андрей Кузьмин, Сахалинский подснежник мы называем...))) Есть ещё болокрыльник, кала болотная... Великолепная кормовая добавка свинорылым...))0
+3
Написано 6 февраля 2016, в 11:44
Валерий Сахалинец, Мы белокопытник называли заячьей капустой. Осталось с гигантизмом определиться.
+1
Online
Написано 6 февраля 2016, в 12:14
Валерий Сахалинец, помню по детству собирали свинкам. )))
+1
Еще 2 комментария
Написано 5 февраля 2016, в 22:48
Великолепный пост. Спасибо!!!
+3
Написано 5 февраля 2016, в 23:22
Вот кто бы мне объяснил разницу между Белокрыльником и Лизихитоном?
Википедию не предлагать, сам могу научить пользоваться.
На снимке Лизихитон камчатский. Который и у нас растёт.
Похожи во всех ипостасях с белокрыльником.
+5
Написано 6 февраля 2016, в 21:57
sasch, 1. Размеры и форма листьев. Лизихитон цветет при развивающихся листьях (как у вас на фото), калла - при развитых. Развитые листья лизихитона продолговатые, длиной до 1,5 м. У каллы сердцевидные, намного меньше по размеру.
2. Размеры початка (наболдашник в центре) и число цветков в нем (то, что торчит из наболдашника; белое покрывало - не цветок, а крыло початка) . У лизихитона початок большой, из 10-20 рядов цветков. У каллы маленький, из 6-10 рядов цветков.
+3
Написано 6 февраля 2016, в 22:02
Кирилл Корзников, Спасибо. Я посмотрел по виду и подвидам всё равно к одному и тому же относятся. Но не родственники?
+2
Написано 6 февраля 2016, в 22:39 Отредактированно 6 февраля 2016, в 22:40
sasch, Санька друг попробуй сделай шедевр,удиви нас опять,ты же можешь.
Странная...
0
Еще 17 комментариев
Написано 8 февраля 2016, в 09:29
Ох, с какой прытью она нас по сопкам гоняла))) Столько воспоминаний от практики полевой.... ЭХ
0
Написано 9 февраля 2016, в 18:06
Анна Копанина права в своем мнении.Государство без ученых и учителей-импотент!
0
Написано 11 марта 2016, в 20:40
besenok,
Анна - талантливый исследователь и организатор, а Курилы - блестящая полевая лаборатория и голубая мечта многих естествоиспытателей
0
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии пожалуйста зарегистрируйтесь или войдите
Андрей Сухомесов: Главное в работе последовательность и результат
Андрей Сухомесов: Главное в работе последовательность и результат
Валли, Хатико, «Астон-Мартин» или торт. С чем ассоциируют сахалинцы любовь?
Валли, Хатико, «Астон-Мартин» или торт. С чем ассоциируют сахалинцы любовь?