Вообще, проект «Экспедиция Ангстрем» существует 18 лет. За это время ее участники посетили практически все регионы России, уделяя наибольшее внимание северу и Дальнему Востоку.
«Ангстрем» - это компания по производству мебели. Именно под ее патронатом совершаются многодневные путешествия в труднодоступные места России. Первое путешествие состоялось по родному краю – степному Подонью - в 1997 году. А затем пошло-поехало: Закарпатье, Нижняя Волга, Байкал, Карелия, Кольский полуостров, Саяны, Приамурье и Приморье, плато Путорана и многое другое... Последние годы экспедиция «Ангстрем» осуществляется в партнерстве с Воронежским отделением Русского географического общества (РГО).
В 2015-м году участники решили отправиться на Сахалин - в экспедицию под названием «Край света», которую посвятили 70-летию освобождения южного Сахалина и Курил и 125-летию путешествия Антона Чехова на Сахалин.
Сахалинская экспедиция длилась 51 день (с даты выезда из Воронежа, начало активного маршрута началось в Хабаровске), в ней приняли участие 46 человек (экспедиция была разбита на три группы, которые сменяли друг друга).
- Остров стал нашим домом на все это время. Нам удалось побывать не только в раскрученных туристских местах острова, но и попасть в труднодоступные уголки. Мы проехали весь Сахалин от южного побережья до северного поселения в Некрасовке, от мысов Кузнецова и Великан до мыса Погиби, от горячих источников до леденящих водопадов, - рассказал участник экспедиции Евгений Абрамов. - Интересные истории нам дарил каждый день, обо всех и не рассказать, так много их было. Например, на утренние блинчики к нам приходил в гости мишка, а в районе Анивы на заправке мы видели колоритного водителя автобуса в стиле Zizitop (американская блюз-рок-группа - прим.ред); купались с нерпами на восточном побережье в районе Долинска; наблюдали заход горбуши на гребне океанской волны в русло реки; знакомились с очень многими замечательными людьми, которые подсказывали нам, выручали нас и просто радовали теплым приемом; получали отклики и видео ролики с нашей экспедицией от жителей, случайно увидевших нас, а затем связавшимися с нами через интернет.
За многие годы путешествий участники опробовали различную технику на своих маршрутах. Это передвижные дома, переоборудованный под экспедицию БТР, вездеходы и квадроциклы; а для зимних путешествий, специально под задачи экспедиции, были подготовлены военные трехосные КАМАЗы.
В экспедицию на Сахалин участники взяли два КАМАЗа - кухня с жилым отсеком и грузовой КАМАЗ под имущество экспедиции, также были четыре подготовленных легковых внедорожника.
- Вопросы быта и питание мы продумали до мелочей, так что никаких проблем с питанием не было, а учитывая ресурсы самого острова, мы были вдвойне защищены от проблем, - продолжает Евгений Абрамов.
Экспедиция «Ангстрем» имеет еще и прикладное значение - в своих поездках участники разрабатывают новые туристские маршруты. В год проходит четыре экспедиции, так что материковая часть России уже максимально исследована, а Сахалин всегда был в планах путешественников.
- В этом году еще и такие даты, как 70-летие освобождения юга Сахалина, 125-летие путешествия Чехова на Сахалин, вот и решено было через эти даты и события увидеть нынешнюю жизнь на острове, - говорит Евгений Абрамов.
По признанию путешественников, больше всего их порадовали люди. Участники экспедиции говорят, что местные жители стали настоящим открытием острова. А еще их очень порадовала природа - буйство на юге и суровость на севере.
Экспедиция уже покинула Сахалин - впереди путешествие по Дальнему Востоку и Забайкалью.
P.S. Путешествовать по России недешево. И организация экспедиции дело непростое. Освоение маршрутов, проходящих по малонаселенным таежным и тундровым районам, требует солидной технической оснащенности, а от участников опыта, выносливости, слаженности и психоэмоциональной устойчивости. Но все трудности меркнут перед теми открытиями, которые ждут каждого путешественника. И речь в данном случае идет не только о знакомстве с новыми территориями и людьми. Хотя участники каждой новой экспедиции, прокладывая собственные трассы, делают наблюдения и осмысления. Это познавательная функция экспедиции. Экспедиции, совершаемые в интересующие районы, часто увязываются с исследованиями и исторической реконструкцией. Так, например, нам удавалось пройти по тому или иному участку пути старинных зимних трактов и волоков, побывать на древнейших городищах. Это исследовательская функция путешествия. Можно еще вспомнить о рекреационной функции, просветительской (это когда рассказывается о путешествии широким слоям общественности) и многих других. На самое главное, что можно вынести из таких странствий, - это понимание того, что ты путешествуешь по великой России. Государству, собранному и созданному трудом твоих предков. Государству, за которое мы в ответе перед потомками. И когда вслед за таким пониманием возникнет чувство ответственности, то по диалектическому закону перехода количественных изменений в качественные, мы сможем стать достойными гражданами нашей Родины.
Из путевого дневника экспедиции