Год назад на Сахалине произошла авиационная катастрофа. 9 сентября в Долинском районе рухнул на землю вертолет Ми-2, принадлежащий авиаклубу ДОСААФ. Пилот и двое находившихся на борту пассажиров погибли. Последствие этой катастрофы ощущаются на Сахалине до сих пор.
Результаты расследования причин аварии до сих пор не обнародовали. И это большое упущение, потому что основная версия явно заслуживает обсуждения. Один из источников astv.ru назвал ее так: «человеческий фактор в его самом нелепом и страшном проявлении». Руководитель сахалинского отделения ДОСААФ России Андрей Фугенфиров был более сух в формулировках.
- Находившиеся на борту сотрудники СахНИРО вели фотосъемку лосося в реках обычной аппаратурой, - рассказывает Андрей Фугенфиров, – Поэтому пилоту пришлось спуститься ниже нижнего порога полета. Вероятно всего, ученые перемещались по салону, выбирая ракурс для съемки. Одна из основных версий – ремешок фотоаппарата задел за стоп-кран, который перекрывает подачу топлива в двигатель. Тот заглох. А далее последовала череда трагических совпадений – из-за того, что высота полета была низкой, пилот не успевал запустить заглохший двигатель. Ему пришлось срочно искать место для посадки, но на дорогу приземлиться не удалось – в тот момент там ехали фура и еще один автомобиль. Пилоту пришлось спешно выбирать место для посадки, и так получилось, что он выбрал самое неудачное. «Зеленка», куда он пытался посадить вертолет, оказалась вся в буграх. Если бы он сел на песок, то, возможно, последствия оказались бы менее трагичными….
Так это или не так, сказать уже трудно. Три человека погибли.
Но эта трагедия имела и другое последствие. Фактически она уничтожила сахалинский авиаклуб ДОСААФ. Нет, официально его не закрывали, но свою основную деятельность он остановил.
Аэроклуб и раньше выживал, как мог, самостоятельно зарабатывая деньги. За счет бесконечных коммерческих полетов, который совершал Ми-2, планировали ввести в строй еще один имеющийся у клуба вертолет, требующий капитального ремонта. На эти же средства планировалось отремонтировать два Ан-2, машины уже готовились переправлять на ремонт. Эту технику собирались использовать для обучения парашютистов и летчиков. Прошедший год показал – на всех этих планах поставлен крест.
Застопорилась и программа «Десантник», которую подготовили в ДОСААФ. Она была рассчитана на допризывников и предусматривала подготовку молодых парней по специальной методике. К службе в армии они должны были пройти парашютно-десантную подготовку. А после дембеля парни были бы идеальными кадрами для ОМОН, СОБР, МЧС.
По словам источника astv.ru, уже существовала договоренность о финансировании программы. Но рухнувший Ми-2 ее перечеркнул. Авторы все еще расчитывают воплотить проект "Десантник" в жизнь, но все переговоры о нем приходится начинать заново. Ведь за прошедший год программа так и не была вытащена из-под сукна. Как и еще она инициатива ДОСААФ – программа военно-патриотического воспитания и развития авиационных видов спорта. Цена вопроса – 65 млн. рублей. Ее отправили на рассмотрение губернатору, но ответа до сих пор нет.
ДОСААФ как структура оказалась в совершенно подвешенном состоянии. В 2009 году она приобрела статус общественно-государственного объединения. Но что это такое, сегодня мало кто понимает. Закона, регламентирующего деятельность объединения, нет. ДОСААФ вынужден зарабатывать сам, что и делал с помощью Ми-2, но развиваться, заниматься своим главным делом – патриотическим воспитанием и обучением, ДОСААФ не сможет без помощи государства.
То, что сейчас происходит с аэроклубом, похоже на конец. И вроде есть аэродром, есть техника, пусть и требующая ремонта, есть специалисты, готовые (пока) заниматься обучением мальчишек. Но нет главного – поддержки властей. А без этого аэроклуб обречен.