Основной загрязнитель воздуха в южных районах острова – автомобильный транспорт. За последнее пятилетие индекс загрязнения атмосферы (ИЗА) меняется незначительно, но стабильно имеет высокий класс. В 2009 году он составил 26,7, в 2010 – 22,6, в 2011 – 19,9, в 2012 – 23,2, в 2013 – 18,9. А за последние десять лет самый максимальный показатель был зарегистрирован в 2006 году и составил 30,8. Градация ИЗА: 0-4 - низкая, 5-6 - повышенная, 7-13 - высокая, 14 и более - очень высокая.
Ежегодно специалисты замеряют в воздухе 19 веществ, максимальные концентрации имеют чаще всего одни и те же – диоксид азота, азот, взвешенные вещества, сажа, формальдегид и бенз(а)пирен. Последние два вещества – от выбросов автотранспорта. В разные годы показатели одних и тех же веществ колеблются – одни могут быть больше в этом году, другие - в следующем. Но вклад автотранспорта в загрязнение воздуха стабильно остается на высоком уровне.
Как отмечает инженер группы информации центра мониторинга среды Сахалинского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Татьяна Нестерова, именно показатели двух веществ – бенз(а)пирена и формальдегида – создают картину высокой загрязненности воздуха в Южно-Сахалинске.
"Концентрацию бенз(а)пирена по стандартам замеряют лишь в городах с численностью населения свыше 250 тысяч человек, а чтобы целый регион не выпал из системы мониторинга, в Южно-Сахалинске, как в областном административном центре, этот показатель стали замерять с 1986 году. А с 2000 года начали замерять формальдегид, и этот показатель еще больше приблизил столицу области к лидерам по загрязненности атмосферы. На втором месте из сахалинских городов – Корсаков, третьим стал планировочный район Новоалександровск. Более-менее «чистые» - Александровск-Сахалинский, Поронайск и Оха", - говорит Т. Нестерова.
На загрязненность Южно-Сахалинска влияют не только автомобили, но и наличие ТЭЦ, и островной климат, который создает условия для застаивания грязного воздуха над городом. Это тот фактор, который человек изменить не может. Поддается регулировке контроль над качеством выхлопных газов.
По словам Татьяны Нестеровой, в советское время, в дни с неблагоприятными метеорологическими условиями (НМУ), даже пробовали внедрять систему, когда в определенный день месяца, если он выпадал на чётную дату, на дороги в крупных российских городах на трассу выезжали только автомобили с последней чётной цифрой в номере, а нечётные – стояли в гаражах. И наоборот, если дата оказывалась нечётной, ездить могли лишь автомобили с нечётными номерами. Не касалось это лишь специального транспорта. Но практика не прижилась, так как основывалась лишь на сознательности водителей и никаких контролирующих санкций не применялось.
«Загрязненность атмосферы – это живая система, и чтобы получить результат, нужно учитывать массу нюансов и тянуть за несколько ниточек одновременно», - говорит Татьяна Нестерова.
По ее словам, перевод ТЭЦ на газ проблему загрязненности воздуха в Южно-Сахалинске полностью не решит. Воздух станет чище, но в общей картине – незначительно.
Сейчас же, чтобы создать себе благоприятную среду обитания, горожанам лучше выбирать квартиры на этажах выше третьего и на удалении от центральных дорог минимум на 50 метров в обе стороны, а лучше на 200. Но чем выше и дальше, тем лучше.