Цвет и возраст такси – это единственное, что обсуждали на общественном консультативном совете при Сахалинской областной думе. Сегодня, 22 марта, там рассматривался вопрос «О внесении изменений в закон Сахалинской области «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом в межмуниципальном сообщении в Сахалинской области и деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси»».
Этот закон был принят в области еще 4 октября 2012 года. О пассажирских перевозках весь прошлый год говорили много – водитель «ГАЗели», выскочивший на красный свет на перекресток проспектов Мира и Победы в областном центре, и страшная авария в Хомутово, где погибли двое и пострадали еще 10 пассажиров нелегальной маршрутки, дали богатую пищу для обсуждения. Надо полагать, что с безопасностью перевозок, компетентностью и законопослушностью водителей (львиная доля которых из ближнего зарубежья) проблем нет. Потому что эти вопросы не обсуждали.
Дискуссия развернулась вокруг изменений в закон, касающихся исключительно такси, а именно – цвета кузова и возраста машин.
На заседании консультативного совета спор шел о цветовых предпочтениях. Министр транспорта области Владимир Дегтерев предложил все машины такси сделать белыми и красными. Белыми, потому что 55 тысяч зарегистрированных в области машин именно белые, а красными - такие на снегу будет лучше видно. С этим не согласился представитель ГИБДД – в ведомстве ничего не имеют против красного цвета, но, кроме того, они предлагают красить машины перевозчиков еще и в желтый. Владельцы такси заявили, что белый и серебристый – это самое то. Но тут посыпались предложения: «А вдруг кто-то захочет создать такси для ВИП-клиентов, для таких машин нужен черный цвет», «лучше просто капот или крышу покрасить – виднее будет», и так далее, и тому подобное.
Владельцы такси жаловались, что новые поправки загоняют их бизнес в гроб – по их словам, одно такси дает в месяц примерно 10 тысяч рублей чистой прибыли. А покраска каждой машины обойдется в 50 тысяч рублей минимум. К тому же многие вообще не видят смысла в перекрашивании.
Еще один болезненный вопрос - это установление предельного возраста для авто. По мнению инициаторов внесения поправок, в такси не должны использовать машины старше 7 лет. Таксисты заявили, что таким требованиям не смогут соответствовать больше 70% автомобилей, сейчас занятых в этом бизнесе. «Кто выиграет от того, что легальные компании, выполняющие все требования закона и выплачивающие налоги, уйдут с рынка?» - спрашивали предприниматели. И сами же отвечали: «Нелегалы».
Министр парировал, что если легальные такси покрасить в один цвет, то незаконных перевозчиков как раз и будет легче вычислить и потенциальным пассажирам и сотрудникам ГИБДД. На что ему резонно указывали на то, что прямо напротив здания областного управления МВД нелегалы устроили стоянку своих машин, но сотрудники правоохранительных органов на это не реагируют. Выходит, с «бомбилами» не борются вовсе не потому, что не могут их отличить от законопослушных таксистов, а по каким-то другим причинам. Но этот вопрос на совете обсуждать почему-то не стали.
К общему мнению члены совета так и не пришли. Так что сейчас решать, какого цвета станут такси, придется депутатам. Хотя один вопрос прояснился – машинам старше 7 лет ничего не угрожает, они как работали, так и будут работать. Оказалось, что на региональном уровне определять предельный срок службы автомобиля нельзя. Таких полномочий у субъектов нет.