Детская версия фильма Александра Вернера «Кунаширский дневник или с пером в руке» (г. Санкт-Петербург) прошла апробацию на Курилах по использованию в школьной программе на уроках краеведения.
«Кунаширский дневник или с пером в руке» – документально-художественный сериал о Курилах, природе островов, отношении к природе коренных курильских жителях – айнов и соседей японцев увидел свет в 2012 году. Сериал многочасовой, его окончательная версия еще монтируется.
Детскую версию фильма под названием «Живая книга Кунашира» автор передал сотрудникам заповедника «Курильский» осенью прошлого года. Она представлена в шести частях по 30 минут специально для просмотра на школьных уроках.
В ноябре-декабре 2012 года и в январе 2013 года в средней школе Южно-Курильска на уроках краеведения и в районном краеведческом музее сотрудники заповедника использовали видеоматериалы «Живой книги Кунашира». Они провели 12 занятий в девятых классах и одно внеклассное мероприятие для 5 класса. Кроме познавательного значения и получения новой информации, использование видеофильмов в школьной программе добавляет эмоциональности школьным урокам и стимулирует интерес к теме предмета. На каждом занятии ученикам, кроме показа фильма, предоставлялся информационный блок по теме урока, а также вопросы по прослушанному и увиденному материалу.
После просмотра видеоматериалов старшеклассники единодушно решили, что «Живую книгу Кунашира» можно использовать на уроках краеведения, биологии, географии, истории и во время классных часов, разделив фильм на небольшие фрагменты (15-20 минут), для начальной школы - на уроках природоведения (окружающий мир). Но подростки решили, что для младших детей фильм надо еще более адаптировать, убрав из версии для младших школьников некоторые сцены жестокости по отношению к животным – так ребята назвали браконьерство, охоту (прежде всего, охота с вертолета), бессмысленную гибель морских зверей и птиц в дрифтерных сетях.
«В этом фильме мне запомнилось все. Но особенно мне понравились эпизоды с медведями и танцующими белыми совами... На меня повлиял эмоционально эпизод с сетями... Этот фильм мне очень понравился, мне кажется, что его можно использовать на уроках краеведения и классных часов», – высказал свое мнение старшеклассник Антонов Константин.
«Фильм интересный и незаурядный. Из него я узнал много, например: новые виды птиц, обитающих на нашем острове, время их миграций, узнал о культуре коренных жителей островов и их истории. Пожалуй, самым запоминающимся эпизодом фильма была часть про религию и культуру айнов, японцев и других народов…», – поделился еще один старшеклассник Ишков Ярослав.