На побережье недалеко от села Шебунино специалисты СахНИРО привезли десятки пробирок и приспособлений. Съезда к кромке воды нет, поэтому ученым приходится пробираться через сугробы. Здесь расположена первая станция. Так называют место, где проводится отбор проб. В плане ученых на сегодня взять пробы на шести станциях. Группа начинает с крайней точки и приближается непосредственно к танкеру «Надежда». Напомню, на момент аварии на судне находилось 786 тонн солярки и мазута.
Контроль побережья проходит ежемесячно. Специалисты вспоминают, что после первого выезда на места в конце ноября прошлого года, очистить рабочие костюмы от нефти так и не удалось. Сегодня погода к работе располагает. Специалисты, захватив сачки и банки уходят в море.
На каждой станции нужно взять шесть проб. Одну из них как раз принесут из моря – зоопланктон. В банке на берегу будут резвиться так называемые «морские блохи» и другие обитатели моря, которые после исследования не выживут. Такая вот маленькая жертва ради науки. По словам специалистов, чтобы сохранить образцы, их зальют формалином и в них начнут происходить те же процессы, что «с Лениным в мавзолее».
Для сохранности в некоторые пробы уже на берегу добавляют растворы для консервации. Жидкости меняют цвет прямо на глазах. Для большего эффекта их взбалтывают. Образцы готовы. Группа едет на следующую станцию. И начинается та же работа. Напротив села Лопатино ученые привлекают к себе внимание местных ребят. Парни сворачивают с дороги и заезжают на пляж. Любопытство до добра не доводит. Колеса вязнут в песке. Вытягивает с побережья местных жителей водитель СахНИРО.
Пробы еще предстоит отвезти в лабораторию, в Южно-Сахалинск, но уже сейчас, судя по результатам предыдущих исследований можно сказать, что степень загрязнения практически не превышает допустимых норм. Однако есть мнение, что весенние штормы поднимут со дна мазут. И в этом случае произойдет вторичное загрязнение морской среды.