Компания «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР), которой принадлежала затонувшая в Охотском море с экипажем буровая платформа «Кольская», пытаются отвести от себя обвинения в причастности к этой трагедии. АМНГР намерена через суд признать незаконным решение Российского морского регистра судоходства (РМРС), который незадолго до катастрофы приостановил класс платформы и таким образом ввел ограничения на ее транспортировку. Эксперты считают, что таким образом судовладелец пытается получить страховку на 3 млрд рублей.
Как пояснили «Известиям» в РМРС, присвоение класса «Кольской» было приостановлено незадолго до трагедии автоматически.
— По российским и морским законам каждое судно через определенный промежуток времени должно проходить освидетельствование, после чего ему присваивается определенный класс в зависимости от прочности и мореходности, — пояснили «Известиям» в РМРС.
По словам собеседника, согласно проектной документации, «Кольская» должна была буксироваться по маршрутам, где глубины не превышают 100 м. Более того, буксировка платформы в зимнее время была запрещена. Однако судовладельцы все равно решились гнать «Кольскую» на Сахалин по неспокойному Охотскому морю без освидетельствования.
— Это грубое нарушение морских требований, поэтому в таких случаях класс судна приостанавливается автоматически, — рассказывает собеседник «Известий» в Морском регистре. — Кольская ушла в свой последний рейс 11 декабря, поэтому так и получилось, что уведомление о приостановке класса судовладелец получил в день ее гибели 18 декабря.
АМНГР посчитала решение РМРС незаконным и обратилась в Арбитражный суд. Однако в июне 2012 года Мурманский арбитражный суд иск отклонил. Тогда АМНГР обратилась в вышестоящую инстанцию. В Арбитражном суде № 13 в Санкт-Петербурге «Известиям» подтвердили, что в настоящее время такой иск принят к производству, однако сообщить подробности отказались.
Морской эксперт Михаил Войтенко считает, что чиновники Морского регистра лукавят и на самом деле они могли лишить «Кольскую» класса задним числом, чтобы избежать ответственности.
— Зачем вообще нужно было лишать платформу класса? — удивляется Войтенко. — Регистр уже проводил обследование «Кольской» после ремонта в Магадане, когда в ее корпусе заварили все эти пресловутые трещины. Все заявления о приостановке класса были сделаны уже после трагедии, и теперь получается, что чиновники из морского ведомства уже ни в чем не виноваты.
В АМНГР отказались прокомментировать «Известиям» суть претензий к морскому регистру.
— Иск был подан прежними руководителями, которые сейчас уже здесь не работают, — заявили в АМНГР.
Источники «Известий» в АМНГР объясняют настойчивость компании желанием получить страховку за «Кольскую», которая, по некоторым данным, составляет почти 3,1 млрд рублей.
— Если компания докажет, что платформу можно было буксировать и ее лишили класса незаконно, тогда появится шанс претендовать на эту страховку, — рассказал «Известиям» источник.
По мнению родственников погибших, этим иском АМНГР также пытается снять с себя ответственность за гибель людей.
— Если иск к регистру будет удовлетворен, то получиться, что буксировка проводилась на законных основаниях, — поясняет «Известиям» дочь капитана «Кольской» Михаила Терсина Наталья Дмитриева. — А это не так: руководители АМНГР сознательно шли на нарушение всех законов, а затем не смогли организовать спасение людей.
Буровая платформа «Кольская» затонула 18 декабря 2011 года во время сильного шторма в Охотском море. Из 67 членов экипажа, находившихся на борту, удалось спасти только 14 человек.