Рыбаки получат льготы за покупку отечественных кораблей

В Росрыболовстве подготовили законодательную базу, чтобы загрузить судоверфи страны

Как выяснили «Известия», строительство рыболовецких судов в России будут стимулировать посредством льгот рыболовецким компаниям. В частности, добытчикам, покупающим новые суда в России, увеличат объемы вылова и закрепят квоту на 25 лет (сейчас квоты распределены на 10 лет) — предполагается, что за этот срок судно окупится. Такие нормы включены Росрыболовством в пакет поправок к закону «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», подготовленный ведомством. Рыбаки пока не воодушевлены предложением.

В Росрыболовстве убеждены, что предложенные меры поддержки простимулируют обновление флота и помогут загрузить российские верфи — тем более что после 2020 года количество военных заказов на судостроительных заводах, как ожидается, начнет снижаться и они будут заинтересованы в гражданских контрактах. Согласно законопроекту (копия есть у редакции), господдержка будет оказываться «лицам, осуществляющим рыболовство, и которым принадлежат на праве собственности или на основании договора лизинга новые суда рыбопромыслового флота, построенные на территории России».

— Речь идет о субсидии в виде квоты, которая будет предоставляться рыбопромышленникам в случае строительства новых судов на российских судоверфях, — пояснил «Известиям» глава Росрыболовства Илья Шестаков. — Эта мера направлена на обновление отечественного рыбопромыслового флота.

Правила и условия предоставления господдержки будут устанавливаться правительством РФ, предстоит в том числе определить минимальную степень локализации производства кораблей с учетом возможностей отечественных судоверфей. Предполагается, что дополнительные квоты будут выделяться при сдаче нового судна в эксплуатацию.

В поправках к закону «О рыболовстве» предусмотрено увеличение квоты на вылов и для тех рыбодобытчиков, которые поставляют улов на береговую переработку. При этом законопроект предусматривает, что рыбакам надо будет доказать эффективное использование полученной квоты — в первые годы от рыбаков ждут освоения квот на 70%, а не на 50%, как сейчас. Рыбаков также заставят работать на собственных судах или на судах, приобретенных по договору лизинга, — так Росрыболовство намерено очистить отрасль от «квотных рантье», то есть компаний, которые получают права на рыбодобычу для их перепродажи. Описанные новшества планируется применять уже при распределении квот для рыбаков в 2018 году.

Рыбодобытчики уверяют, что сегодня им выгоднее строить суда за рубежом и ремонтировать их в иностранных доках, а предложение по выделению дополнительных квот для заказчиков российских кораблей заинтересуют немногих. Как рассказал «Известиям» президент Ассоциации рыбопромышленников Сахалина Дмитрий Матвеев, в России построить рыболовецкое судно в среднем в 1,5 раза дороже, к тому же всё оно собрано из импортных комплектующих.

— Дальневосточные рыбаки заказывают суда в Китае или в корейском Пусане, рыбаки из Мурманска — в Норвегии. Даже с учетом таможенных пошлин так выгоднее, — пояснил он.

Крупнейшим судостроителем в России является государственное АО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК), в которую входит Северный центр судостроения и судоремонта в Северодвинске, Западный центр судостроения в Санкт-Петербурге и Калининграде, Дальневосточный центр судостроения и судоремонта во Владивостоке и Южный центр судостроения и судоремонта в Астрахани. По мнению участников рыбного рынка, господдержка в большей степени направлена на то, чтобы мощности этих предприятий не простаивали.

В пресс-службе АО «ОСК» «Известиям» сообщили, что на текущий момент не могут оценить эффективность субсидирования, предлагаемого Росрыболовством, и не смогли оперативно прокомментировать, насколько остро стоит вопрос загруженности верфей и сколько заказов от рыбопромышленников выполняет корпорация.

Исполнительный директор Рыбной ассоциации Алексей Аронов положительно оценил намерение Росрыболовства на 25 лет закреплять объемы и участки вылова за рыбаками.

— При этом считаю необходимым сохранение неизменным «исторического принципа» распределения квот (при нем преимущества имеют компании, давно работающие на рынке. — «Известия»). После долгосрочного закрепления квот в 2008 году был решен целый ряд проблем: удалось добиться многократного снижения коррупции в управлении рыбной отраслью, роста объема вылова и пр. Кроме того, предприятия начали осуществлять долгосрочное экономическое планирование, в отрасль пришли инвестиции, — пояснил Аронов.

Идея субсидировать квотами рыбаков с судами российского производства была полностью поддержана президентом и правительством еще в прошлом году. До октября 2014 года Росрыболовство должно было подготовить поправки в закон о рыболовстве, которые ввели бы механизмы поддержки «организаций рыбохозяйственного комплекса, эксплуатирующих рыбопромысловые суда, построенные на российских верфях». Однако документ подготовили только сейчас: споры вокруг так называемых квот под киль не утихали, так как рыбаки опасались, что «исторический принцип» распределения квот будет нарушен и компании, много лет добросовестно осваивавшие квоты, потеряют свои преференции.


 

29 мая 2015, в 08:47 0
Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Другие статьи по темам
Событие

Главные сахалинские новости за день от astv.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день

Комментарии
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
На Сахалине появятся станции для заправки транспорта природным газом
На Сахалине появятся станции для заправки транспорта природным газом
Первая партия новобранцев весеннего призыва отправлена на Курильские острова
Первая партия новобранцев весеннего призыва отправлена на Курильские острова