В конце прошлого года общественная организация «Безопасное Отечество» составила национальный рейтинг коррупции среди регионов в сфере госзакупок. Было обращено внимание на то, что в островном регионе имеются закупки, снижение стоимости контракта по которым составляет менее 5%, а также закупки, в которых принимал участие один участник.
Как сообщает пресс-служба губернатора, в тексте комментария, распространенном министерством экономического развития Сахалинской области, говорится следующее:
«При составлении рейтинга учитывались все заказы федеральных, государственных и муниципальных заказчиков Сахалинской области по итогам 9 месяцев т.г., что касается заказов областного уровня то анализируемые показатели ниже, в частности из указанного общественной организацией объема закупок 47,5 млрд. руб. на долю областных заказчиков приходится только 13,3 млрд. руб. или 28%. Но хотелось бы сказать о другом - об объективности критериев.
Законом № 94-ФЗ установлена обязанность заказчика обосновать начальную цену контракта, и предусмотрена ответственность за нарушение порядка ее установления. Обоснование цены предусматривает изучение ситуации на рынке в конкретный момент времени, и минимальное снижение цены в ходе торгов свидетельствует, в том числе, об объективности начальной цены и ее соответствии рыночной ситуации, т.е. участникам торгов просто невыгодно снижать цену. При этом значительное снижение цены контракта в ходе торгов наоборот может свидетельствовать о демпинге или о сговоре участников. Таким образом, говорить о целенаправленном завышении цен заказчиками как о некоей аксиоме представляется некорректным.
Отсутствие конкуренции на торгах, и как следствие, подача одной заявки на торги вызваны различными факторами экономической активности бизнеса, в частности удаленностью региона и, в большинстве случаев, незначительностью стоимости закупок, в связи с чем участие хозяйствующих субъектов с материка становится для них нерентабельным.
По итогам 9 месяцев текущего года комиссиями областных заказчиков признано не соответствующими требованиям законодательства 1098 заявок. При этом, необходимо отметить, что значение Сахалинской области (8,83%) по доле процедур с единственной допущенной заявкой не превышает среднего значения по субъектам РФ (9,06%), что свидетельствует об ответственном подходе к рассмотрению заявок со стороны членов конкурсных, аукционных и котировочных комиссий.
Используемые при составлении рейтинга критерии в большей степени могут являться информационной средой для анализа сферы госзаказа в части интереса, проявляемого бизнес-сообществом к данной сфере, и правовой грамотности, как заказчиков, так и участников закупок. Однако делать выводы о степени коррупционности размещения заказов в регионе только на основе данных критериев представляется неверным».