Подробнее об этом рассказал начальник управления по работе с коррупционными и иными правонарушениями правительства Сахалинской области Владислав Вычегжанин.
- 9 декабря традиционно отмечается Международный день по борьбе с коррупцией. В связи с чем, расскажите, пожалуйста, в каком направлении у нас двигается управление по борьбе с коррупцией?
- Да, действительно, 9 декабря мы отмечаем международный день борьбы с коррупцией. Я поздравляю всех своих коллег с этим праздником. Управлением проводится значительная работа уже несколько последних лет. Мы активно работаем в органах исполнительной власти, проводим проверки местного самоуправления, помогаем выстраивать работу, чтобы люди, которые у нас работают в органах власти, самоуправления, были в первую очередь защищены. На это направлена, прежде всего, профилактическая работа. Ну и, конечно же, мы выявляем значительное количество нарушений. У нас работа продвинулась существенно в органах исполнительной власти. Буквально сейчас закончился семинар, мы проводили совместно с прокуратурой. Коллеги с прокуратуры [сообщили], что сократилось количество таких нарушений в области. Но, к сожалению, у нас в органах местного самоуправления до сих пор встречаются ошибки, недочёты, недоработки. Естественно, мы будем работать по всем направлениям.
- Мы знаем, что одна из мер, когда госслужащий сам сообщает о том, что ему попытались дать взятку или что-то произошло. Как здесь у нас обстоят дела? Как у нас госслужащие реагируют?
- Да, совершенно верно. Есть у нас в законодательстве такая мера. Кроме того, буквально недавно Министерство социальной защиты выпустило разъяснение, что лица, которые сами сообщают о фактах коррупции, находятся под защитой работодателя. То есть их нельзя просто так уволить, переместить по службе, начать в отношении них какие-то гонения. К сожалению, преступления в сфере коррупции чаще всего являются двусторонними, когда заинтересованы две стороны. Такие преступления очень трудно выявляемы. Но, безусловно, есть, к сожалению, сферы, наиболее подверженные таким проявлениям. Это сферы, где непосредственно люди, граждане, взаимодействуют с представителями власти. Это у нас показывает и социальный опрос, который проводим ежегодно. Это сфера здравоохранения, образования. К сожалению, сфера правоохранительная, ГИБДД у нас часто фигурирует в этих вопросах.
- А есть ли данные по лидерам среди ведомств? Кто чаще сообщает наоборот, о том, что вот был момент предложения взятки, например.
- Ну, я не сказал бы, что есть явные лидеры. Случаи встречаются, в принципе. Ну, они не массовые, скажем так. Прямо явных лидеров, нет. Нет у нас такой ситуации зашкаливающей.
- А что в части борьбы с коррупцией могут сделать обычные граждане?
- Конечно же, они являются частью системы профилактики борьбы с коррупцией. Конечно же, их гражданская обязанность, скажем так, заявить о фактах. Если они вдруг стали свидетелями, наблюдали, либо самим им предлагали взятки. Для этого у нас существуют во всех органах власти телефоны доверия, на которые можно сообщить информацию. На сайте губернатора, правительства есть форма обращений, где можно разместить свое обращение, оно поступит к нам в работу. Кроме того, в органах прокуратуры, всех силовых ведомств всегда есть дежурные службы, которые всегда примут такие заявления, рассмотрят их по компетенции.
- Могли бы вы рассказать подробнее о результатах проверок соблюдения чиновниками антикоррупционных запретов?
- У нас сейчас сместился акцент. И если раньше, например, мы массово, скажем так, были вовлечены в выявления нарушений в справках, которые подаются, то сейчас у нас прогресс не стоит на месте, появляются новые информационные системы, которые используют, в том числе, искусственный интеллект, который самостоятельно выявляет эти нарушения. Мы сегодня загружаем эти справки. Сейчас акцент сместился на выявление конфликтов интересов. Когда, например, в одном органе работают родственники, которые друг другу выплачивают премии и так далее. Появилось здесь достаточное количество уведомлений. То есть люди уже задумываются: "А уровень ситуации как-то повлияет на мою дальнейшую жизнь?". Поэтому сейчас основное внимание мы уделяем туда.
Кроме того, появились такие новые направления работы. Например, мы контролируем поступления средств на счета служащего, если они превышают совокупный доход его супруги за три года. Совместно назначаются проверки. Раньше таких механизмов не было, сейчас они заработали. То есть тоже одно из направлений.
И также мы контролируем расходы служащего. То есть соответствовали ли они его доходам, на что он мог позволить себе купить, например, дальневосточную квартиру. Действительно ли он заработал эти деньги или получил из каких-то других источников?
- И как вы считаете, работа в каких сферах требует усовершенствования?
- Ну в этом случае, я думаю, нужно обратиться к тому же социологическому исследованию, которое мы, кстати, размещаем ежегодно на сайте губернатора в общем доступе. К сожалению, вот эти сферы, о которых я уже говорил, где непосредственно люди взаимодействуют со органами власти, когда получают какие-то услуги: здравоохранение, образование, обучение. Именно здесь, в этих сферах, к сожалению, необходимо совершенствовать работу. Применять те же инновационные технологии. Например, введение МФЦ. Раньше люди обходили стороной. Сейчас это стало удобно, оно дистанцировало госслужащих от заявителей. Тем самым как бы сокращается уровень коррупции.