Юрий Трутнев об СВО: "Сегодня никто не имеет права говорить, что это его не касается"
Фото: пресс-служба полномочного представителя президента России в ДФО

Юрий Трутнев об СВО: "Сегодня никто не имеет права говорить, что это его не касается"

Большое интервью заместителя председателя правительства России

Каждый должен иметь ответ на вопрос "а что ты сделал для того, чтобы ребята вернулись домой живыми?" В этом уверен заместитель председателя правительства Российской Федерации и полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев. О помощи бойцам СВО, реновации 25 городов Дальнего Востока, северном завозе, тарифах на электроэнергию и многом другом он поговорил на телеканале "Россия-24".

- Какие меры, о которых мы говорили в конце 2022 года, были реализованы в течение 2023 и чего удалось глобально достичь в регионе?

- Развитие Дальнего Востока продолжается. Все преференциальные механизмы, созданные по поручению президента Российской Федерации, работают. У нас каждую неделю появляются новые резиденты территорий опережающего развития, свободного порта Владивосток, реализуются проекты. Мы продолжаем сохранять ускоренные темпы экономического развития практически по всем показателям - по промышленному росту, как по приросту инвестиций, по строительству по отношению к средним показателям в России, что, собственно, необходимо, потому что Владимир Владимирович Путин объявил развитие Дальнего Востока национальным приоритетом, а значит мы должны развиваться быстрее, чтобы догнать. У нас пока, слава Богу, получается.

И всё-таки, наверное, одним позитивом закончить рассказ о том, что в этом году происходило, было бы не совсем правильно. Очень много работы нам добавили наши недруги. Целый ряд компаний просто совершенно, потеряв представление о порядочности, о правильных отношениях в экономике, расторгли уже заключённые контракты, отказались поставлять какое-то оборудование или отказались осуществлять пуско-наладку. В результате по очень многим проектам просто пришлось поменять технологии, пришлось научиться что-то делать самим, найти других поставщиков, научиться самим проводить пуско-наладку. Все инвесторы с этим справились. У нас никаких срывов по инвестиционным проектам, остановившихся инвестиционных проектов на Дальнем Востоке нет. Но это была дополнительная работа, и не сказать о ней будет неправильно.

Кроме того, если говорить об этом уходящем годе, нельзя не сказать, что десятки тысяч дальневосточников выполняют свой воинский долг в зоне специальной военной операции. Они выполняют его честно, доблестно. Недавно двум приморцам Владимир Владимирович Путин вручал золотые звёзды героев. Награждённых много. И, конечно, всем хочется, чтобы быстрее пришла Победа, чтобы ребята вернулись домой, где их ждут семьи, жёны, матери.

Поэтому сложный год. Но мы ни по одному направлению ни одного шага назад не отступили. Мы двигаемся вперёд и будем продолжать двигаться.

- Давайте поговорим конкретнее о каждом направлении, начнём, наверное, с экономики. Вы уже отметили те преференции, которые есть для инвесторов и для компаний, работающих на Дальнем Востоке, это всем известные ТОРы и свободный порт. Какие здесь итоги года? И отдельно хочу выделить ТОР "Патриотическая". Зачем был создан вот такой режим именно там?

- 177 предприятий инвесторы запускают в этом году. Это много. Общее количество инвестиций, если мы говорим о Дальнем Востоке и Арктике, потому что это тоже зона моей ответственности, у нас чуть-чуть не достигло 4 трлн рублей - 3,98 трлн рублей. Но доберём. Экономические результаты хорошие, предприятия продолжают строиться, создано 140 тыс. новых рабочих мест. Огромная и очень важная для Дальнего Востока программа строительства, по сути дела, реновации 25 городов Дальнего Востока стартует. Работы много.

Что касается ТОР "Патриотическая", я, может быть, поэтому и сказал о дальневосточниках на фронте. Я считаю, что сегодня никто не имеет права говорить, что это его не касается. Нельзя говорить о том, что в зоне специальной военной операции воюют те, кто пошли добровольцами, те, кто были призваны. Я считаю, что воюет страна. А, значит, каждый должен иметь ответ на вопрос, а что ты сделал для того, чтобы ребята вернулись домой живыми, чтобы быстрее всё это закончилось. Мы постарались поддержать всех, кто готов в свою очередь поддерживать специальную военную операцию. Таких людей много. Я вам могу сказать, что у нас только беспилотных летательных аппаратов, проектов на Дальнем Востоке 11. Мы вместе со специалистами Министерства обороны, с теми, кто занимается конкретным применением БПЛА, выбираем лучшее, стараемся профинансировать. Багги строятся в Хабаровске. Много чего делается.

Но ТОР "Патриотическая" - смысл в чём? Это отдельная форма - именно форма помощи в производстве тех видов продукции, которые нужны на фронте. Мы помогаем их закупить для воинских частей. Мы в этом случае берём на себя расходы по арендным платежам, логистике. В общем стараемся поддержать. Это помогает.

Хотя скажу совершенно честно, что дело совсем не только в нашей помощи. Тысячи, может быть, сотни тысяч людей просто сами по зову сердца эту работу делают. По-разному. Кто-то работает в госпиталях, помогает раненым. Кто-то собирает гуманитарную помощь, которую нужно отправить на фронт. Кто-то помогает семьям военнослужащих. А вот мы на себя взяли часть, связанную с производством продукции для фронта. Прежде всего, стараясь обратить внимание на инновации. Прежде всего, мы поддерживаем ту продукцию, которая лучше. Лучше того, что есть у наших противников, лучше того, что есть на фронте сейчас. Это самая главная цель. Не только что-то поставить. А научиться производить это как можно лучше.

- Безусловно, один из главных приоритетов не только на Дальнем Востоке, но в целом по стране - это, конечно, все социальные вопросы и их решения. Если взять территорию Дальнего Востока, всем известны большие программы - это "Дальневосточная ипотека", а потом уже и "Арктическая ипотека", говоря о зоне вашей ответственности. Было совещание у президента, где обсуждали эту тему. Как сегодня, какие результаты уже достигнуты в рамках и дальневосточной, и арктической ипотеки. И возможно ли расширение программы, о которой накануне говори глава государства?

- Всё, о чем говорит глава государства, не просто возможно, а необходимо сделать. Потому что я воспринимаю любую поставленную президентом задачу, как то, что мы обязаны решить. Ипотека развивается. И есть сейчас люди, которые воюют за то, чтобы повысить первый взнос по ипотеке, говорят, что состоянию бюджета предопределяет, что мы должны так поступить. Мы ещё поборемся, потому что я с ними не согласен. Там не такие большие деньги. А для людей это очень важно.

Десятки тысяч людей уже воспользовались программой "Дальневосточная ипотека". Там ниже платежи. Ниже стартовый взнос. Этот процесс бесполезно делать без строительства. Строительство на Дальнем Востоке где-то, по-моему, процентов 30 превышает общероссийскую статистику роста. Поэтому мы одновременно стараемся и строить больше жилья, и предоставлять людям возможность его купить. Но это, сказать честно, только начало. Потому что я уже сказал о том, что самые большие преобразования в ближайшие годы, мы думаем, будут связаны с программой реновации дальневосточных городов.

- Вы уже начали про неё говорить. 25 же городов, верно, входят в программу?

- Да.

- Какие уже сейчас за этот год первые шаги сделаны в реализации?

- Я прежде всего, наверное, скажу о том, что такое вообще реновация дальневосточных городов. Это не что-то где-то сверху придуманное. Это программы улучшения качества городской среды, воздуха, условий для жизни, условий для ведения бизнеса, которые в каждой конкретной территории создавались на основании массовых опросов населения. То есть вообще это такие города будущего. Это города такие, о которых люди мечтают. Работы там много.

Вот сейчас мы тоже так не без боев и напряжений в правительстве обсуждаем начало работы по строительству города Спутника во Владивостоке. Это же интересно: очень давно новые города не строились. А здесь у нас получается. Люди хотят. Желающие есть. Компании, желающие проинвестировать в это свои средства. Поэтому, я думаю, прорвёмся. А так - программы разные. Скажем, во многих приморских городах Дальнего Востока - Магадан, Камчатка, Сахалин - это строительство новых портовых сооружений и связанных с ними логистических комплексов. Например, в Бурятии - это другая экология города. Потому что там город немножечко в впадине и на печном отоплении. Если его не перевести на газ, то просто там постоянно будет туман стоять, людям не очень комфортно жить.

Поэтому ещё раз говорю: собрали все мечты людей, воплотили их в мастер-планы, доложили эти мастер-планы президенту Российской Федерации. Он поставил задачу перед правительством. Мы скомплектовали первые шаги по финансированию этой модернизации.

Почему первые шаги, говорю так, немножко осторожно? Как Вы, наверное, догадываетесь, перестроить 25 городов - это немаленькая задача. А время сейчас бюджетное не самое лучшее, поэтому мы собрали всё, что могли в наших (прим. - дальневосточных) программах, мы привлекаем частные инвестиции: банки подключаются, инвесторы подключаются. В общем, мы на первые несколько лет, как будет финансироваться эта программа, понимаем.

- Кроме того, есть же ещё программа и по строительству арендного жилья. Верно?

- Пока ситуация такая. Президентом принято решение о поддержке строительства 10 тысяч арендных квартир на Дальнем Востоке. На это выделено из Фонда национального благосостояния 87 млрд рублей. Смысл этого жилья в том, что оно будет передаваться людям практически по 1/3 реальной ставки. Остальное будет софинансироваться за счёт бюджета и иных источников. Первые квартиры люди должны получить в декабре, в этом году.

- Если говорить про северный завоз - это отдельная большая тема. Как он был реализован в этом году. Были ли какие-то препятствия на реализацию этой цели?

- Северный завоз возник прежде всего из-за того, что на его пути возникли препятствия. Препятствия возникли не просто потому, что кто-то проспал или забыл что-то. Просто у нас логистика на Дальнем Востоке сейчас кратно перегружена. Но поскольку мы не очень общаемся с нашими западными партнёрами, то логистические потоки на Дальний Восток, объём продукции российской, которые на Дальний Восток пошли, значительно больше, чем до начала санкционного режима. Большие проблемы с необходимостью скорейшей модернизации Восточного полигона. Там невозможно всё сделать быстро, потому что нужны новые тоннели, новые железнодорожные пути. Работа огромная. И её в любом случае надо сделать. В связи с этой перегрузкой у нас возникли проблемы в портах при организации северного завоза. А северный завоз - это продукты, это горючее, строительные материалы. Это то, без чего территории жить не могут - те территории, для которых завоз продукции осуществляется именно в рамках северного завоза.

Мы предложили разработать такой закон. Закон, во-первых, ставит приоритет. То есть нам не надо, как мы тренировались в прошлый раз, звонить нашим компаниям или руководителям транспортной отрасли. Тогда, я помню, попросил замминистра просто отправить на Дальний Восток, чтобы он, пока всё не вывезет, не возвращался. И надо сказать, что человек справился с этой работой. Я ему признателен. Но это ненормальный механизм управления. Поэтому сейчас в законе написано, что грузы северного завоза осуществляются в первую очередь. И никаких срывов и сбоев в этом году у нас нет. Всё идёт по графику. Кроме того, честно сказать, мы постоянно стараемся, чтобы чуть-чуть улучшить в экономике Дальнего Востока. Поэтому там "зашита" возможность субсидирования стоимости перевозок. Мы тоже обязательно это будем применять.

- Говоря главных приоритетах о 2024 год, о чём идёт речь, над чем будете работать?

- Уже три стратегических сессии под руководством председателя правительства Михаила Владимировича Мишустина были посвящены Дальнему Востоку. На последней сессии мы сделали 14 предложений по улучшению делового климата, жизни людей. Они сейчас рассматриваются вместе со всеми другими министерствами. Все рассказывать не буду, это немножко долго получится.

- Приоритеты же есть или все 14 приоритеты?

- Они разные. Нет какой-то одной меры, которая бы могла сделать что-то одно - и все стали счастливыми. Так не бывает. Одни меры, такие, как стабилизация условий для инвесторов, связаны с реализацией инвестиционных проектов. Другие - как распространить эксперимент по 1 млн рублей выплат за третьего ребёнка - связаны с развитием семьи, материнства. Другие направления - энергетика, например, - нам уже электроэнергии уже стало не хватать. Я помню, когда мы начинали работать, встречу с сегодняшним министром энергетики, а тогда руководителем "РусГидро" Николаем Григорьевичем Шульгиновым, когда мы с ним разговаривали о работе компании, он мне сказал, вы главное сделайте, чтобы потребности на электроэнергию, спрос на электроэнергию возрос, а тогда мы снизим тарифы, и всё будет замечательно. Мы постарались. Потребности растут. А сейчас он говорит, не хватает электроэнергии. А я - стоп, стоп, стоп, так не договаривались, так не должно быть. Поэтому, по сути дела, нужна новая энергетическая программа - именно по Дальнему Востоку. Говоря про Восточный полигон, не расшив узкие места, на нём Дальний Восток тоже быстро развиваться.

- В арктическом направлении какие приоритеты?

- Приоритеты фундаментально совпадают с тем, что мы делаем на Дальнем Востоке. Не зря дальневосточные преференциальные режимы легли в основу разработки законопроектов об Арктической зоне Российской Федерации. Там мы чуть-чуть учли опыт, сделали, скажем так, точнее. И работа была чуть-чуть, но лучше, чем дальневосточные преференциальные режимы. Опыт уже немножко был.

Ещё один вопрос, о котором нельзя не сказать. Стратегическим направлением для развития Арктической зоны является Северный морской путь. На него очень много завязано, потому что производство в Арктической зоне без возможности транспортировки продукции - совершенно бессмысленная история. А для того, чтобы Северный морской путь был как можно более длинным по сезону, безопасным, комфортным, надо довольно много сделать. Есть комплексный план правительства. Он утверждён. Там куча дел. И ледоколы новые, и суда сопровождения, и станции МЧС, и спутники. Это всё надо сделать для того, чтобы Северный морской путь действительно стал новой мировой транспортной артерией. В 2023 году будет рекордный объём перевозок. Мы сегодня считаем, что он будет 36,6 млн тонн. Это больше, чем планировалось. Мы постараемся с этими планами справиться.

15 декабря 2023, в 14:10
Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15

Главные сахалинские новости за день от astv.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день

Комментарии
В Южно-Сахалинске в 2024 году намерены сдать более 200 тысяч "квадратов" жилья, садики и школы
В Южно-Сахалинске в 2024 году намерены сдать более 200 тысяч "квадратов" жилья, садики и школы
Сахалинка покупала шпица через интернет и нарвалась на мошенников
Сахалинка покупала шпица через интернет и нарвалась на мошенников